Белая смерть

Психологическая драма на сцене ТЮЗ

Согласно официальной статистике, на сегодняшний день в Азербайджане зарегистрировано более 30 тыс. людей, употребляющих наркотики, и цифры, конечно же, не отражают реального числа наркозависимых. С каждым годом эта беда приобретает все более устрашающие и трагические формы, распространяясь в основном среди подростков и молодежи.

Несколько лет назад Наркологический центр и Бакинский городской наркологический диспансер при поддержке Министерства образования провели кампанию «Нет наркотикам». Тогда врачи-наркологи, психологи и педагоги посещали средние образовательные учреждения, рассказывали о вреде наркотиков и последствиях зависимости от них.

Теме наркомании посвятил свою пьесу известный российский драматург, кинорежиссер и сценарист, продюсер и оператор Василий Сигарев, произведения которого переведены на многие языки, по его произведениям режиссеры всего мира ставят спектакли и снимают фильмы.

Не стала исключением и молодой режиссер Азербайджанского государственного академического театра юного зрителя Айла Османова, поставив психологическую драму «Семья вурдалака». Художник-постановщик спектакля - Эльшан Сарханоглу, музыкальное оформление Заура Рашидова, ассистент режиссера - Сона Мустафаева. Главную роль матери исполнила народная артистка Нубар Новрузова.

Основная идея спектакля направлена на одну из главных проблем современного мира - наркоманию, которая бьет по высоким морально-духовным ценностям человека, негативно воздействует на социально-экономическое развитие общества, создает угрозу жизни и здоровью людей, становится причиной роста преступности. Спектакль подготовлен в рамках Государственной программы, принятой на 2013-2018 годы по борьбе с наркоманией, утвержденной соответствующим распоряжением главы государства.

Важным новшеством в деятельности ТЮЗ явилось то, что перевод монологов и диалогов героев на английский язык демонстрировался субтитрами на бегущей строке на специальном экране на сцене, что делало понятным содержание спектакля для иностранных зрителей. К слову, такой перевод представляется в рамках нового проекта ТЮЗ и охватывает пока несколько постановок. В будущем театр планирует осуществить перевод и давать субтитры всех спектаклей.

Надо сказать, спектакль «Белая смерть» произвел на зрителей очень сильное впечатление, актеры показали слаженную и убедительную игру. У зрителя не оставалось никаких сомнений в правдивости происходящих действий и трагических событий. Конечно же, спектакль оказывает мощное просветительское воздействие, со всей неприглядностью и неприкрытостью показывая, куда ведет дорога, начинающаяся с безобидных, казалось бы, проб легких наркотиков и кончающаяся потерей родных, страшной зависимостью, перед которой никто и ничто не может устоять. Основная нагрузка спектакля ложится на образ матери, которую так проникновенно, с ювелирной филигранностью и потрясающе ярко в своей трагической безысходности воплотила одна из красивейших актрис азербайджанской сцены, несравненная Нубар ханым. Ее неповторимый талант, профессиональная интуиция и актерская индивидуальность - залог успеха любого спектакля, где она задействована.

Одной из несомненных удач пьесы стал момент, когда в грубом и властном наркобароне мать внезапно узнает своего бывшего ученика, который на какие-то доли секунды был ошарашен неожиданно раскрывшимся фактом. Вся жизнь матери и бывшей учительницы в этот момент оказывается напрасной и лишенной всякого смысла. Воздев руки к небесам, она вопрошает: в ком вина? Во мне ли или в обществе? Нити, привязывавшие ее к жизни, рвутся одна за другой, и гаснет последняя искра надежды на спасение.

Хотелось бы также отметить исполнителей других ролей, и здесь прежде всего в своей беспощадности, категоричности и жестокости выделяется образ наркобарона, которого блестяще сыграл Манаф Дадашов. Очень живой и преданный образ невесты Самира создала Зульфия Алигусейнова. Ее Айгюн была преисполнена решимости помочь ему избавиться от пагубной зависимости. Но когда она лицом к лицу столкнулась с ее ужасающими и леденящими кровь последствиями, ее любящее сердце разбилось вдребезги, и она потеряла последнюю надежду на его возвращение к нормальной жизни. Очень убедительным в своей слабости, отсутствии воли и характера был Самир, потерянный в жизни и несчастный человек в исполнении Эшгина Гулиева. Парализованный, прикованный к инвалидному креслу и на нем же испустивший последний вздох отец Самира олицетворяющий паралич самой жизни наркомана-сына, и его также выразительно сыграл Раззаг Мамедов.

Несмотря на тяжесть, боль и драматизм темы наркомании, слаженная и высокопрофессиональная работа всей постановочной группы оставила у зрителей хорошее впечатление. Зал вновь и вновь вызывал на сцену актеров, которые приоткрыли завесу одного из самых глубоких пороков современного общества, о котором раньше не принято было говорить вслух.

Находясь под сильным воздействием развернувшихся в спектакле трагических событий, мы встретились с режиссером-постановщиком Айлой ханым Османовой, которая подчеркнула, что спектакль адресован в основном молодежи, но параллельно с этим родители также должны извлечь для себя очень важные уроки, касающиеся воспитания и общения с ребенком.

- Это моя первая профессиональная работа в театре, - рассказывает Айла ханым Османова. - После прочтения пьесы выбор актеров в моем воображении был конкретно обозначен, и то, что спектакль на протяжении нескольких лет пользуется неизменным успехом у зрителей, подтверждает правильность этого выбора.

Для меня, как молодого режиссера, вначале было как-то неловко работать с такой опытной актрисой, как Нубар Новрузова. Но она с таким пониманием и чуткостью отнеслась к этой роли, что наша работа закипела, и за два с половиной месяца, в течение которых у нас было немало обсуждений и дискуссий по самым мельчайшим нюансам, мизансценам и деталям образов, мы сдали спектакль.

- Вам не кажется, что действия в спектакле и лексикон героев слишком натуралистичны и несколько далеки от художественности? В этом проявилась особенность темы и самой пьесы или перевода?

- Здесь без прикрас показана жизнь одной семьи, самой обычной и натуральной, каких много сегодня. Многие слова и выражения, содержавшиеся в пьесе, я заменила на более простые и общеупотребительные в нашем обществе, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, для большей приближенности к реальной жизни, чтобы зритель мог ощутить их правдивость и злободневность.

- Образ матери, которую так ярко и глубоко воплотила Нубар ханым Новрузова, несет на себе не только собственную тяжесть и трагизм судьбы, но и груз всего спектакля. Она не просто играла, но воистину прожила и пропустила через себя осознание собственной родительской несостоятельности и обреченности единственного сына…

- Нубар ханым появляется на сцене в самом начале спектакля и покидает ее в конце, вернее, мы ее уводим, потому что она действительно без остатка погружается в перипетии происходящих событий, психологически выходить из которых, конечно же, нелегко для актрисы. Для меня, как режиссера, участие Нубар ханым в этом спектакле является несомненной творческой удачей!

- Хотелось бы выделить еще один нюанс: некоторые герои поднимались на сцену из зала. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть реальность происходящего, или это беспроигрышный режиссерский ход?

- Режиссерское решение, когда актеры для выхода на сцену чаще использовали зрительный зал, нежели кулисы, было нацелено на то, чтобы заключить зрителя в капсулу, чтобы он понял, что все это происходит не только на театральной сцене, а может случиться каждый день в реальной жизни каждого человека. Т.е. все мы окружены людьми, употребляющими наркотики, их много, и любой из нас может оказаться в ситуации, в которой нет ни окон, ни дверей, нет выхода.

Несмотря на то, что народная артистка Нубар Новрузова была порядком утомлена после столь психологически насыщенной и трудной роли, она любезно согласилась побеседовать с нами.

- Нубар ханым, вам не раз доводилось играть образы матерей, скажем, в пьесе Г.Джавида «Мать», где вы создали сильный и, я бы сказала, обобщенный образ азербайджанской матери. Оба эти образа прекрасны в своем величии и самоотверженности, и эти роли, конечно же, являются одними из самых ярких в вашей творческой биографии. Что вы думаете об этом?

- Я всегда рассматриваю и анализирую свои роли, как зритель, стараюсь увидеть их со стороны, и поэтому делаю все, чтобы они отличались. Для этого я нахожу какие-то мелкие штрихи, интонации и детали, которые подчеркивают индивидуальность и характер конкретной роли и образа.

В роли матери наркомана важно было показать не только боль, беспомощность и страдания матери, но и ее беспощадную борьбу, понимание и признание собственной вины в трагической судьбе сына. Этот спектакль идет уже несколько лет, и очень приятно, когда зрители - взрослые и молодежь - признаются в том, что приходят смотреть постановку третий или четвертый раз. Это, надо подчеркнуть, - истинная благодарность и самая высокая оценка, данная актеру.

- Какого рода трудности возникали во время работы над этой ролью?

- Сама по себе роль, конечно же, довольно сложная. Над монологами, которых немало в спектакле, приходилось работать особенно долго, шлифуя и оттачивая каждое слово, жест, движение, интонацию. Помимо этого приходилось также работать над текстом, максимально прессуя и сокращая некоторые фрагменты, чтобы текст звучал как можно более убедительно и правдиво. Вообще, монологов матери в спектакле очень много, и поэтому в какой-то степени его можно назвать монопостановкой. Образ матери нес в себе все бремя того положения, в котором она оказалась, он был центром пересечения всех событий. Когда происходит погружение в образ, я становлюсь полностью безоружной, дистанцируюсь от действительности, поэтому многие творческие решения даются нам, актерам, далеко не всегда легко.

- Я поздравляю вас с очередным творческим успехом и желаю дальнейших актерских удач на сцене родного ТЮЗ!

- Спасибо.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 19 апреля.- С.13.