На рубеже двух веков

Ансамблю «Гейгель» исполняется 50 лет

РЕТРО

В середине прошлого века в Баку и регионах особой популярностью пользовался Кировабадский (ныне Гянджинский) ансамбль народных инструментов «Гейгель» под руководством талантливого тариста Фикрета Вердиева. Молодые солисты и ханенде, которых искал и находил такой же молодой руководитель ансамбля, к тому же еще студент, постепенно встали в один ряд со столичными исполнителями народных песен и мугамов. Сегодня их имена вписаны в историю народной музыки Азербайджана: Ровшан Бехджат, Шахназ Гашимова, Алмаз Алирзаева...

Люди среднего и старшего поколения помнят их частые выступления по телевидению и на правительственных мероприятиях. Замечательных певцов с чудесными голосами, неповторимым и узнаваемым тембром, проникновенным исполнением и отличным знанием мугама с удовольствием приглашали на народные торжества. Ансамбль с солистами изъездил Азербайджан вдоль и поперек, побывал в самых отдаленных горных селениях, давал концерты во всех бывших союзных республиках, часто выезжал за рубеж в составе делегаций, участвовал в международных музыкальных фестивалях и гастролировал по всему миру.

В этом году легендарному ансамблю «Гейгель» из древней Гянджи исполняется 50 лет, и в связи с этой знаменательной датой мы решили полистать страницы славной истории коллектива, которому удалось встать в ряды лучших ансамблей народных инструментов Азербайджана.

Немного истории

До «Гейгеля» ансамблей народных инструментов в Гяндже не было, поэтому пальма первенства по праву принадлежит ему. В 1938 году в городе функционировала филармония, художественными руководителями которой были знаменитые композиторы Фикрет Амиров, Гамбар Гусейнли и другие. Филармония активно работала, оно и понятно, с такими мастерами не могло быть иначе, ведь когда-то в Гяндже долгое время жили Бюль-Бюль, Джаббар Гаръягды, Сеид Шушинский и другие мастера мугама. Жители древнего города почитали это искусство, здесь было немало богатых меценатов, знавших толк в музыке и высоко оценивавших мастерство лучших ханенде.

На протяжении столетий в Гяндже проводились музыкально-литературные меджлисы и народные празднества, на которых гянджинцы щедро одаривали музыкантов, окружали их почестями и уважением. Культура Гянджи славилась далеко за ее пределами, поэтому не удивительно, что с открытием филармонии культурная жизнь города заиграла новыми яркими красками. Воспитанники старейшин и мугамных корифеев достойно продолжали эстафету сохранения и передачи бесценного наследия предков. Однако в 1949 году глава исполнительного комитета города, армянин по национальности, решил закрыть филармонию, мотивируя свое решение тем, что в трудное послевоенное время она людям не нужна. В 1956 году в Гяндже был создан Государственный ансамбль песни и танца, в котором собрали лучших танцоров и певцов, но и он через два года по непонятным причинам прекратил свое существование…

Как все начиналось

Будучи пятилетним ребенком, Фикрет Вердиев мог часами слушать пластинки Хана Шушинского, растворяясь в его неподражаемых зангуле и переходах. В 1967 году Фикрет поступил в класс тара композитора Адыля Герая в Азербайджанской государственной консерватории имени Узаджибейли (ныне Бакинская музыкальная академия) в Баку и окунулся в насыщенную культурную жизнь столицы. Обладая прекрасным голосом, он не пропускал ни одного концерта в филармонии, часто посещал оперу и другие театры. Но больше всего его притягивали выступления ансамблей народных инструментов с лучшими солистами того времени. В хорошем смысле он завидовал им и мечтал, чтобы и в Гяндже появился такой коллектив.

Эта мысль все больше овладевала юношей, и он решил претворить ее в жизнь, благо в то время в Гяндже очень был популярен талантливый певец Ровшан Бехджат, потрясающий голос и исполнительский стиль которого были не похожи ни на кого другого. В марте 1969 года Фикрет собрал лучших музыкантов города и пригласил Ровшана первым солистом в ансамбль, которому дал имя королевы азербайджанских озер - Гейгель. В силу своего чрезвычайно общительного и твердого характера Фикрет хорошо знал многих музыкантов и композиторов того времени - Наримана Азимова, Адыля Герая, Рамиза Миришли, Баба Салахова и других. Он попросил Б.Салахова и Н.Азимова послушать новый ансамбль и высказать свое мнение о нем. Столичным музыкантам очень понравилось выступление «Гейгеля» и его солистов, они подчеркнули, что он ничуть не уступает знаменитым бакинским коллективам. Окрыленные первым успехом, счастливые музыканты гуляли по бульвару до утра.

По возвращении в Гянджу Фикрета вызвал к себе второй секретарь райкома партии и отчитал за то, что он никому ничего не сказал о создании в Гяндже нового ансамбля, ведь для первого выступления по республиканскому телевидению можно было сшить красивые костюмы, выделить транспорт для поездки в Баку. Находчивый Фикрет ответил, что хотел преподнести гянджинцам сюрприз. Целых восемь лет ансамбль функционировал на общественных началах, часто приезжал в Баку, выступал на ТВ, в филармонии, на правительственных концертах, на открытии Дворца Республика (ныне Дворец Гейдара Алиева). Фикрет хорошо зарабатывал на свадьбах и старался, чтобы его подопечные не испытывали стеснений в финансовом плане, сам оплачивал расходы коллектива в поездках.

В 1971 году Ф.Вердиева пригласил популярный композитор Алекпер Тагиев, песни которого и в наши дни не утратили любовь народа, и предложил музыканту сотрудничество и руководство ансамблем народной артистки Зейнаб Ханларовой. Так началась новая веха в творческой биографии талантливого музыканта.

Государственный статус

1977 году ансамблю присвоили государственный статус и выделили штат из 75 человек. Музыканты и ансамбль танца стали получать зарплату, им предоставили необходимое оборудование, транспорт. Дисциплину в коллективе Фикрет поддерживал жесткую, он требовал от всех неукоснительного соблюдения всех требований, в то же время проявляя отеческую заботу обо всех, интересовался любой мелочью, вплоть до еды в гостиницах, условиях проживания, сам доплачивал артистам гонорары и расходы. Рассказывая о тех днях, Фикрет муаллим то и дело благодарит всех, кто тогда отнесся к нему с пониманием, протянул руку помощи, оказал поддержку ансамблю или решил какую-то проблему.

Не ограничиваясь кругом творческих и организационных вопросов, Фикрет также хлопотал за артистов, не имевших квартиры, обивая пороги разных инстанций. Накануне важных выступлений он приглашал из Баку известных музыкантов и хореографов, поэтов и композиторов, чтобы они писали специально для «Гейгеля», готовили танцевальную труппу. Джахангир Джахангиров, Рамиз Миришли, Эмин Сабитоглу и другие написали для них несколько песен и танцевальных сюит на стихи известных поэтов. Балетмейстер Алибаба Абдуллаев и танцовщица Роза Джалилова подготовили несколько новых танцев. Для постановки русского народного танца Фикрет пригласил из Москвы балетмейстера, он не жалел усилий для того, чтобы программа ансамбля была интересной и разнообразной.

Спустя шесть месяцев репетиций для принятия новой программы статусного ансамбля на генеральный прогон из Баку был приглашен Фикрет Амиров и бывший министр культуры Закир Багиров. В Гяндже никто не верил, что в концертной программе задействованы сами гянджинцы, артистов принимали за заезжих столичных гастролеров. Фикрет Амиров, выйдя на сцену, обнял своего тезку и сказал, что видит в нем свою молодость и надо продолжать в том же духе. Началась еще более активная концертно-гастрольная деятельность, ансамбль приобрел воистину всенародную популярность в республике и за рубежом. Например, в Мексике азербайджанскую музыкальную культуру впервые представили именно артисты «Гейгеля».

Встреча с Гейдаром Алиевым

Однажды после концерта общенациональный лидер Гейдар Алиев по своему обыкновению зашел за кулисы и выразил восхищение выступлением ансамбля нефтяной компании. Во время беседы он, как всегда, спросил, есть ли какие-то просьбы, и Фикрет, осмелев, сказал, что один из их молодых певцов очень талантлив и ему нужно помочь в продолжении образования. Лидер тут же распорядился выделить средства для обучения вокалиста в студии Галины Вишневской. Фикрет муаллим на следующий же день договорился с одним из руководителей нефтяной компании о выделении вокалисту дополнительных средств для проживания в Москве.

Заработанные на народных празднествах средства Ф.Вердиев охотно делил со своими музыкантами, решал их проблемы и трудности. В то время на государственном уровне отмечалось 100-летие со дня рождения Хана Шушинского, была выпущена книга о великом ханенде «Хан мира мугама» и диск. На встрече с Гейдаром Алиевым Ф.Вердиев, который доводился зятем великому ханенде, напомнил лидеру об этих изданиях и выразил благодарность за внимание государства к мугаму. Гейдар Алиев ответил, что Хан был его другом, и вдруг спросил: «А где члены его семьи, дети?». Фикрет муаллим постеснялся сказать, что он зять Хана Шушинского, и промолчал...

Филармония в Гяндже

Как-то раз в беседе один из партийных руководителей Гянджи предложил Фикрету вместе построить новую филармонию, мотивируя это недостатком государственных средств, и он согласился. За год был построен концертный зал на тысячу человек и трехэтажное административное здание филармонии со всеми необходимыми условиями. К финансированию этого проекта Фикрет подключил и нескольких своих друзей, дневал и ночевал на бетонных заводах, сам контролировал ход строительства столь важного культурного объекта.

В то время в Гяндже бытовали строгие правила и женщины редко посещали публичные мероприятия, но Фикрет уговорил партийное руководство и других ответственных лиц на открытие филармонии прийти с женами и дочерьми. Вся его семья участвовала в этом важном мероприятии. Так началась новая эра развития культуры в древнем азербайджанском городе.

Зал филармонии всегда был переполнен, горожане семьями посещали музыкальные мероприятия и концерты, покидая их отдохнувшими и окрыленными. Так благодаря патриотическим чувствам и просветительским устремлениям известного музыканта культурная жизнь города закипела. После гастролей в Баку в Гянджу стали приезжать зарубежные певцы, звезды и коллективы. Организацией и приглашением гастролеров Ф.Вердиев занимался сам, пребывая на той же должности руководителя государственного ансамбля, ибо очень хотел видеть родной город столь же современным и развитым, как Баку и другие союзные столицы.

Щедрость натуры

Неоспоримый авторитет, уважение и влияние Ф.Вердиева среди народа, государственных структур Гянджи, Баку и других городов бывшего Союза, его великолепные деловые качества, справедливость, отзывчивость и щедрость натуры позволяли ему решать вопросы, намного превышающие полномочия музыканта-руководителя. Не только для своих подопечных, но и для любого, кто нуждался в помощи и поддержке, Фикрет муаллим был соломинкой, за которую хватаются в последний момент. Он приводил врачей к больным родителям своих музыкантов, решал их бытовые проблемы, помогал девушкам с приданым, парням - с организацией свадьбы. За всем этим стояло обостренное чувство любви к своей малой родине, чуткость, отзывчивость и добросердечие к людям, желание сделать как можно больше в Гяндже, соответствовать самым высоким меркам и критериям настоящего азербайджанского мужчины, старейшины, деятеля искусства.

Двери его дома не запирались, никто не уходил отсюда, не отведав вкусных блюд, приготовленных его замечательной супругой и сподвижницей. В доме всегда звучала музыка, устраивались меджлисы, сюда приходили за советом и поддержкой - и для каждого находилось доброе слово и оперативное решение проблем. Домашние не удивлялись, когда в полночь Фикрет мог прийти домой с полсотни гостей и закатить пир на весь мир. Они тут же засучивали рукава и принимались за дело, чтобы накормить гостей. А скольким молодым людям, причем незнакомым, которые с надеждой приходили к его порогу, зная щедрость и открытость хозяина, он помогал с оплатой их обучения в вузах! Однажды в самолете ему на шею с радостью, словно встретила родного человека, бросилась незнакомая девушка, и в ответ на удивление музыканта ответила, что она - та самая, мать которой в слезах приходила с просьбой помочь...

Азербайджан в миниатюре

Большинство музыкантов, получивших образование в Баку, старались остаться в столице, прославиться. Сделать это в регионах было неимоверно трудно, да и заработки там были невысоки. Чтобы организовать ансамбль и довести уровень его исполнения до самого высокого, заслужить право выступать на правительственных мероприятиях, встать в один ряд с признанными столичными коллективами, требовался комплекс особых качеств, которыми обладал далеко не каждый тарист, руководитель или музыкант. Фикрету Вердиеву это удалось - он создал, выпестовал и довел до совершенства знаменитый ансамбль «Гейгель».

Уже спустя десять лет ансамбль получил статус государственного и превратился в один из самых любимых народом, заслужил высочайшую оценку таких корифеев, как Хан Шушинский, Рубаба Мурадова, Шовкет Алекперова, Зейнаб Ханларова, Ариф Бабаев и других певцов и ханенде, стремившихся давать сольные концерты именно с этим коллективом.

На открытие Дворца Республики впервые был приглашен самодеятельный региональный ансамбль. Это стало возможным благодаря авторитету, репутации, профессиональному таланту его руководителя, прекрасного аккомпаниатора и знатока традиционной музыки и ее бескорыстного служителя. Рабочий график Ф.Вердиева был до того загруженным, что утром он самолетом летел в Баку, репетировал с ансамблем Зейнаб Ханларовой, а вечером, вернувшись в Гянджу, выступал там на концерте. Именно он организовал выступления в Гяндже турецкой звезды Мушарраф Акай, Радмилы Караклаич, Михаила Боярского, знаменитых артистов Аздрамы и Музкомедии, чтобы гянджинцы тоже имели возможность насладиться их творчеством.

Все без исключения азербайджанские певцы и ханенде, приезжая в Гянджу, пели в сопровождении «Гейгеля». Его дом фактически был Домом гостей, члены семьи пребывали в постоянной готовности принять любое их количество. Иностранцы, гостившие в доме Фикрета Вердиева, воочию убеждались в гостеприимности и щедрости азербайджанского народа, знакомились с национальной кухней, слушали лучшие образцы азербайджанской народной музыки, видели национальные музыкальные инструменты, костюмы и многое-многое другое. Его дом был настоящим Азербайджаном в миниатюре...

Ф.Вердиев жил на честно заработанные своим искусством средства и щедро делился с народом, так высоко оценившим его мастерство. К столь напряженному образу жизни члены семьи относились с пониманием, ведь супруга Ф.Вердиева - дочь легендарного Хана Шушинского - не понаслышке знает все трудности жизни музыкантов.

С любовью в сердце

В 1990 году на базе ансамбля песни и танца «Гейгель» была создана Гянджинская государственная филармония, и по настоянию Ф.Вердиева ей было присвоено имя Фикрета Амирова. Еще до этого события ему позвонил тогдашний премьер-министр Гасан Гасанов и сообщил, что предлагает ему пост директора. Музыкант отказался, и тогда руководители района по настоянию Г.Гасанова предложили ему на выбор две позиции - директора филармонии и худрука. Фикрет мотивировал свое решение тем, что он творческий человек и место художественного руководителя вполне ему подходит. За это время Ф.Вердиев создал в филармонии камерный оркестр и профессиональный ансамбль народных инструментов, и вместе с его собственным ансамблем песни и танца, замечательными солистами жизнь этого очага культуры закипела с новой силой.

Деятельность Ф.Вердиева была многогранной и разновекторной, он занимался самыми сложными, порой не входящими в его компетенцию вопросами, прекрасно ладил с людьми, что очень важно для руководителя творческого коллектива. В отдаленных селах он выискивал талантливых ребят, создавал им условия для развития, держал в поле зрения. А после окончания обучения приглашал в свой ансамбль солистами, в соответствии с их голосовыми возможностями подбирал для них репертуар, шил костюмы, снабжал деньгами на проезд и проживание, брал с собой на мероприятия, концерты и гастроли, прокладывая им путь в мир искусства, делал записи их выступлений.

Парадокс, но собственных сольных записей у Фикрет муаллима до сих пор нет, что еще раз говорит о том, что этот человек целиком и полностью нацелен на развитие национальной культуры, на продвижение и популяризацию своих музыкантов, на решение их проблем. Впервые на сцену Дворца Республики он вывел три дуэта - Шахназ Гашимову и Шахадата Омарова, Айбениз Гашимову и Эльдара Алекперова, Алмаз Алирзаеву и Ровшана Бехджат. Все они впоследствии с легкой руки Фикрета Вердиева, благодаря его неустанным занятиям с ними стали известными исполнителями, получили почетные звания и завоевали любовь публики.

В Америке азербайджанский саз впервые прозвучал в исполнении Фикрета Вердиева в 1984 году. Еще в советское время он впервые синтезировал азербайджанскую музыку с английской и японской. Многие ренги и теснифы, которые он исполнял со своим ансамблем, были собственного сочинения, но для него важнее было, чтобы они были любимы народом и исполнителями, чем реклама своего имени. Это ли не подлинное служение культуре своего народа?!

Новая жизнь филармонии

Когда-то Гейдар Алиев распорядился предоставить государственный статус ансамблю «Гейгель», на базе которого и была создана Гянджинская филармония. Сегодня Президент Ильхам Алиев, заново отстроив этот важный объект культуры, ставший любимым местом отдыха гянджинцев, продолжил благие начинания своего отца, лично приняв участие в его открытии. В связи с этим вызывает сожаление тот факт, что Ф.Вердиев не был приглашен на столь ожидаемое им открытие нового здания филармонии, фундамент которой когда-то был заложен им и которой на протяжении долгих лет он отдал столько сил и средств...

Сегодня там трудятся его воспитанники, которых когда-то Фикрет муаллим привел из самодеятельности в мир большого искусства. Человек, который так много сделал для своего города, культурно-музыкального развития и просвещения народа древней Гянджи, никогда не стремился занять какую-либо административную должность, потому что всем своим существом он был человеком творческим и бескорыстным, самоотверженным и преданным музыке. Это единственный музыкант, руководивший тремя ансамблями народных инструментов, искусством которого восхищались Ниязи, Ф.Амиров, Н.Гасанзаде, С.Алескеров и другие корифеи, много раз выступал перед бойцами на линии Карабахского фронта. В семье Фикрета Вердиева три народных артиста с честью и достоинством служили и служат национальной музыкальной культуре.

Сегодня, уже в XXI веке, «Гейгель» продолжает деятельность, но уже без своего легендарного руководителя. Он продолжает ходить на его концерты, купив билет в кассе, садится на задние ряды и с любовью слушает свое детище… Как не вспомнить здесь стихотворение поэта Джабира Новруза о том, что людей надо ценить и воздавать им должное при их жизни, а не после…

Государство во все времена высоко оценивало искусство и мастерство известного музыканта. Сегодня народный артист Азербайджана Фикрет Вердиев в прекрасной профессиональной и отличной физической форме, часто выезжает за рубеж и представляет азербайджанскую народную музыку, срывая овации зрителей и оставляя в их сердцах любовь к Стране огней. Его имя навсегда вписано в историю музыкальной культуры Гянджи и всего Азербайджана. Музыкант, недавно справивший свое 70-летие, и сейчас полон сил для самозабвенного служения национальной культуре, создания нового коллектива с молодыми музыкантами, которые спустя время станут полноправными представителями музыкальной культуры и послами традиционной музыки азербайджанского народа.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 20 апреля.- С.16-17.