Танцующее солнце Азербайджана 

 

К 100-летию легендарной Амины Дильбази

 

Начну свой рассказ о великой танцовщице, пожалуй, с информации о том, что в Нью-Йорке, в знаменитом Карнеги-холл, состоится концерт, посвященный юбилею народной артистки Азербайджана, кавалера высокого ордена «Истиглал», которого удостоил ее еще незабвенный Гейдар Алиев, первый Президент нашей независимой Родины. Великий лидер высоко ценил Амину Дильбази, представительницу «золотого века» азербайджанского искусства, как неповторимую исполнительницу национальных танцев, педагога и балетмейстера, создателя уникального, завоевавшего всемирную славу девичьего ансамбля «Чинар».

 

Концерт в честь нашей соотечественницы в Карнеги-холл - инициатива известного американского композитора, дирижера и пианиста, лауреата ряда международных конкурсов, президента Международной гильдии американских музыкантов Александра Песканова, одного из тех, кто в прошлом году активно участвовал в проведении в том же престижном концертном зале 100-летнего юбилея спутника жизни Амины Дильбази - выдающегося азербайджанского композитора Джевдета Гаджиева, по праву считающегося творческим наследником Узеира Гаджибейли и Дмитрия Шостаковича.

 

Потрясенный танцевальным искусством Амины Дильбази и трогательной историей любви двух корифеев азербайджанского искусства, которых связывали не только семейные узы, но и преданность общеазербайджанским культурным идеалам, Александр Песканов создал посвященное юбилею танцовщицы замечательное, по мнению специалистов, произведение для фортепиано с оркестром «Азербайджанская рапсодия» с участием мугамного трио, которое и прозвучит в Карнеги-холл.

 

В интервью, которое дал недавно одному из наших изданий американский композитор, он назвал Амину Дильбази «танцующим солнцем Азербайджана», согревавшим и оживлявшим души зрителей, воспевавшим благодаря также изумительной пластике своих «поющих рук» (так назвал их наш великий лидер) мудрость азербайджанской земли, несравненную красоту азербайджанской природы.

 

Надо сказать, что на юбилейном концерте в Карнеги-холл также будут продемонстрированы азербайджанские национальные танцы в постановке Амины Дильбази и видеозапись танцующей Дильбази, этой живой легенды азербайджанской культуры…

 

Однако сама действительно ставшая легендой Амина ханым всегда с улыбкой рассказывала о том, как совершенно неожиданно для самой себя покорилась судьбе, приняв настойчивые предложения стать танцовщицей. «Я ведь была спортсменкой и довольно успешно занималась легкой атлетикой, гимнастикой…» Как позже, выходя на сцену, чтобы продемонстрировать свое танцевальное искусство, встречала шквал аплодисментов. И как поняла, наконец, что танец и есть ее призвание.

 

…Коллектив, в который она пришла поначалу, работал при разных клубах, одним из которых был популярный в Баку долгое время клуб имени Али Байрамова. Чуть позже оказавшийся талантливым коллектив перевели в филармонию, где они выступали с хором Узеира Гаджибейли (кстати, к тому времени Амина Дильбази уже окончила музыкальную школу этого великого композитора), а позже с ансамблем народных инструментов Сеида Рустамова.

 

С первых же дней своей артистической карьеры юная танцовщица, человек весьма деятельный и изобретательный, порывалась не только танцевать, но и ставить танцы. И однажды осмелилась даже обратиться к песне Узеир бека «На колхозном поле», которую он посвятил известной хлопкоробке. Амина придумала сюжет, рисунок танца и сама же вдохновенно исполнила его. Композитору постановка понравилась. Он похвалил ее автора. «Ты отлично справилась, баладжа гыз», - так он называл танцовщицу потом всегда. И включил этот номер в программу правительственного концерта.

 

Затем были другие постановки: «Ай, гезяль!» - на музыку Гылмана Салахова и слова Мирварид Дильбази, «Даглар гезяли» Ниязи и другие. Так началась ее деятельность постановщика танцев, в которых она сама и солировала…

 

Люди старшего поколения, к числу которых, увы, отношусь и я, помнят блистательные выступления солистки Азербайджанского ансамбля песни и пляски Амины Дильбази, ее коронные номера. Такие как «Вагзалы-Мирзаи», исполняемый ею со стаканчиками, словно звенящими в ее изящных руках, «Узун дере», свадебный карабахский танец, сюжетный танец «Тураджи», в котором она изображала птицу, бегущую от охотника, все же настигшего ее. Помнится, Амина ханым очень гордилась оценкой, которую дал исполнению ею танца «Тураджи» замечательный азербайджанский дирижер, маэстро Ниязи: «Молодец, Аминка» - и, оркестровав мелодию, тоже включил танец в программу готовящегося правительственного концерта…

 

Все, кто знал Амину Дильбази, кто был знаком с ее искусством, помнят и с уважением говорят также о ее высокой гражданской позиции, о любви к Родине, которой она очень гордилась, о готовности служить ей.

 

Помню, мне рассказывали, как в 40-е годы прошлого столетия, во время войны, она с группой танцовщиц отправилась на нашу южную границу, чтобы организовать там концерт для пограничников. Вела этот концерт сама Амина Дильбази. Она делала это так интересно, что руководство пограничной заставы шутливо предложило ей остаться у них в качестве политрука: вон с каким вниманием вас слушают солдаты...

 

Знаменательными для великой актрисы были 50-е годы. Именно тогда на Международном фестивале молодежи в Москве Государственный ансамбль песни и пляски Азербайджана, которым к тому времени уже довольно давно руководила Амина ханым, завоевал «золото». А в конце этого десятилетия, в 1959-м, Амина Дильбази стала народной артисткой республики. Впрочем, Москва гораздо раньше признала ее лучшей танцовщицей тогдашнего Союза и присвоила ей по предложению Игоря Моисеева высшую квалификационную категорию.

 

Веря в то, что искусство танца приносит радость людям, воодушевляет их, Амина Дильбази старалась дарить эту радость всем, что, наверное, и подсказало ей идею организовать в 60-е годы прошлого столетия поездку группы артистов филармонии на целину. Поездка состоялась, выступление артистов из Азербайджана вызвало бурный восторг покорителей целинных земель, а сами артисты получили огромное удовлетворение.

 

Известную не только как исполнительница танцев, но и как постановщик, Амину Дильбази нередко приглашали с просьбой помочь в постановке их. Великая актриса с готовностью принимала подобные приглашения: ей хотелось больше людей приобщить к любимому ею виду искусства. Одно такое приглашение поступило в частности в 70-е годы из Нахчывана. Ее попросили создать ансамбль «Шарур» и поставить в его исполнении древний азербайджанский танец «Яллы», который мог бы принять участие в Международном фольклорном фестивале во Франции. И надо сказать, этот созданный на высоком профессиональном уровне ансамбль завоевал-таки на фестивале «Гран-при».

 

В Нахчыване Амина Дильбази выступила с большим сольным концертом. Поначалу танцовщице показалось, что зал встретил ее без особого энтузиазма. Но когда она повернулась спиной к зрителям и подняла в танце руки, раздался гром аплодисментов. Поделившись как-то с великим лидером своим недоумением, Амина ханым и услышала слова, без которых ныне не обходится, пожалуй, ни один из дающих оценку ее высочайшему искусству. «А ты разве не знаешь, Амина, - сказал тогда Гейдар Алиев, - у тебя ведь неповторимые руки, они словно поют. Вот им, твоим поющим рукам, и зааплодировали нахчыванцы».

 

Амине Дильбази и руководимому ею Государственному ансамблю песни и пляски, а позже еще и танцевальной группе «Чинар», созданной ею в Медицинском институте, рукоплескали не только в родном Азербайджане, по районам которого они с удовольствием ездили, не только в республиках нашей большой тогда страны. Амина ханым и ее ученицы - Роза Джалилова, Туты Гамидова, Алия Рамазанова, Афаг Меликова, Тарана Мурадова и другие успешно пропагандировали великую культуру своего народа во многих странах мира, в частности во Франции, Турции, Германии, Китае, Индии, Израиле, Малайзии, Пакистане, Швейцарии… В Индии, к примеру, оценив высокое мастерство Амины ханым, ей преподнесли бронзовую статуэтку танцующего бога Шивы.

 

Шумный успех, демонстрируемая публикой восторженность сопровождали мастера азербайджанского танца и ее учениц всюду, где проходили концерты ансамбля. Но особенно запомнилась Амине ханым гастрольная поездка в тогдашнюю Чехословакию. Как рассказывала сама танцовщица, такого, пожалуй, не было нигде. Непрекращающийся шквал аплодисментов, казалось, обрушит потолок, требовательные выкрики «бис» сотрясали барабанные перепонки присутствовавших в зале зрителей. Впрочем, не удивляюсь такой реакции пражской публики. Исполненный Аминой Дильбази и ее главным партнером - ныне, к сожалению, тоже покойным народным артистом Азербайджана Алибаба Абдуллаевым танец «Наз элямя» и не мог быть воспринят иначе. Пришедшие на концерт азербайджанских артистов пражане стали свидетелями высокого мастерства, огромного таланта исполнителей, продемонстрировавших в этом сложном танце особую выразительность, пластику, динамичность, утонченность формы. Именно это, как сказал когда-то знаменитый Юрий Григорович, и характеризует танцевальное искусство Дильбази. И именно этому она всегда учила и своих воспитанниц, как в ансамбле, так и в Хореографическом училище, где долгие годы вела занятия по национальному танцу. И разве удивительно, что свой восторг и, наверное, благодарность побывавшие на концерте азербайджанских артистов в Чехословакии выразили еще и в том, что на следующее утро вывесили на стене здания Чешского оперного театра огромных размеров плакат с портретом очаровавшей их Амины Дильбази

 

Всегда с удовольствием рассказывала Амина ханым о своей работе в кино. Помнящие давние фильмы, такие как «Мешади Ибад», «Георгий Саакадзе», «Не та, так эта», «Аршин мал алан», возможно, помнят и то, что азербайджанская «королева танца» тоже присутствовала в них, всегда талантливо и исполняя, и осуществляя постановку в них национальных танцев. Кстати, посвящались фильмы и самой Дильбази, к примеру, такие: «Прима», «Танец одинокого соловья» и другие - они успешно демонстрировались во многих странах мира.

 

Я уже отметила высокую гражданскую позицию этой великой актрисы, ее неизбывную любовь к взрастившей ее родной земле. Поэтому, думаю, нетрудно представить себе охватившую актрису радость, когда Азербайджан, любимая ее родина, обрел долгожданную независимость и когда его возглавил, став Президентом, Гейдар Алиев - великий патриот, мудрый руководитель, общенациональный лидер азербайджанского народа.

 

Помню, когда еще в первые годы независимости нашей республики только начиналось строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, в газете «Бакинский рабочий» со словами гордости за проводимую в стране политику выступила и народная артистка Азербайджана Амина Дильбази. Твердо уверенная в успехе - ведь проводил ее Гейдар Алиев, человек, в которого поверил народ и пошел за ним, - она пообещала в торжественный день окончания этого строительства пригласить его на танец радости (Амина ханым знала, как прекрасно танцует Гейдар Алиев: убедилась в этом, пригласив его на танец в один из приемов, который давал Президент в честь какой-то большой торжественной даты). Выступление легендарной актрисы в газете в связи со строительством нефтепровода так и называлось: «Приглашу Гейдара Алиева на танец радости».

 

Увы, судьба распорядилась иначе…

 

Впрочем, то, что не успел завершить наш общенациональный лидер, не менее успешно продолжил и завершил его достойный преемник, сразу завоевавший своими делами непререкаемый авторитет и у своего народа, и в мире нынешний Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Амина ханым гордилась им, сыном великого Гейдара Алиева, и до последних дней своей жизни, прервавшейся в 2010 году, с интересом, несмотря на солидный возраст, следила за всем, чем жила наша страна под его умелым руководством, радовалась ее успехам, всем достижениям… Наверное, это и есть истинный патриотизм!?.

 

У Амины ханым было много почетных наград, знаков признания ее неординарного таланта. Однако о многих из них мне стало известно лишь после ее кончины. К примеру, о том, что еще в 2001 году Американский биографический институт признал ее «Женщиной года». Престижный титул, ничего не скажешь! Но чуть позже наша соотечественница стала обладательницей звания «Женщина века». Имя ее, овеянное славой неповторимой исполнительницы национальных танцев, навечно вписано в мировую Энциклопедию танца…

 

«Признание твоих собственных заслуг - всегда приятно. Но еще приятнее, - помню, говорила Амина ханым, - когда признания заслужит кто-то из близких тебе людей, тех, кого ты любишь…»

 

В счастливом союзе с всемирно известным музыкантом Джевдетом Гаджиевым, долгие годы успешно руководившим Азербайджанской государственной консерваторией, Амина Дильбази вырастила четверых детей - двух мальчиков и двух девочек. Трое из них тоже имеют самое прямое отношение к музыке. Жизнь раскидала их по разным странам, но где бы они ни жили, они прежде всего - азербайджанцы, дети своего народа, стремящиеся всячески содействовать приумножению его славы.

 

Живущий ныне в Канаде Исмаил Гаджиев, дирижер и композитор, является президентом действующего в этой североамериканской стране Международного центра Гейдара Алиева. Он - заслуженный деятель искусств Азербайджана, почетный председатель Международной гильдии североамериканских музыкантов. Директором пресс-центра Международной гильдии американских музыкантов, который возглавляет, как уже отмечалось, Александр Песканов, служит его младший брат - Микаил Гаджиев. Оба брата многое делают для того, чтобы азербайджанская музыка звучала на всех континентах.

 

С музыкой связала свою жизнь одна из двух дочерей Амины ханым - Первин, ныне живущая в Соединенных Штатах Америки. Выпускница Азгосконсерватории по классу фортепиано, она некоторое время была педагогом музыки и церковным органистом, стала ныне вице-президентом Международной гильдии американских музыкантов, профессором Технологического университета Флориды, директором по культуре Американо-азербайджанской ассоциации.

 

Кстати, очень неплохим музыкантом считается и спутник ее жизни, Назим Мурадов, хотя он - доктор химических наук, заведующий лабораторией во Флоридском институте солнечной энергии. Талантливым музыкантом стала их дочь Эстер, уже в четыре года взявшая в руки скрипку, в восемь - игравшая произведения Вивальди, Баха, Генделя и других великих композиторов, а в четырнадцать, победив в соревновании музыкантов во Флориде, завоевала право на участие в международном конкурсе молодых исполнителей в Торонто, а затем и в Италии.

 

Наверное, это еще и генетика!..

 

Впрочем, есть в славной семье Джевдета Гаджиева и Амины Дильбази и не имеющие прямого отношения к музыкальному искусству. Я о старшей их дочери, Нармин, ставшей врачом и тоже живущей ныне в Америке. Нармин я обязана личным знакомством с ее знаменитой мамой.

 

…Случилось так, что, отдыхая как-то зимой в начале 60-х годов прошлого столетия в одном из мардакянских санаториев, я, в то время собственный корреспондент по Азербайджану самой, пожалуй, популярной тогда в мире газеты «Известия», оказалась в одной комнате с очень симпатичной девушкой, как выяснилось, студенткой медицинского института в Баку. Мы подружились, Нармин оказалась интересной собеседницей. В один из дней я совершенно случайно выглянула в окно и увидела бегущую по аллее в сторону жилого корпуса известную всем танцовщицу Амину Дильбази. «Интересно, - сказала я, - к кому это она так спешит?». «Наверное, ко мне», - ответила Нармин. И застенчиво добавила: «Это моя мама…».

 

Так состоялось мое личное знакомство с великой танцовщицей, которую я, естественно, не раз видела на сцене… Кстати, позже я узнала, что Нармин, видимо, унаследовавшая мамин уникальный талант, все годы учебы в мединституте танцевала в созданном ею ансамбле «Чинар».

 

Амина ханым оказалась очень веселым по натуре, улыбчивым человеком. Ее, помню, интересовало все, что касалось нашего зимнего отдыха. Она радовалась тому, что мы с Нармин оказались в одной комнате, а я - тому, что мне посчастливилось лично познакомиться с легендой азербайджанского танцевального искусства.

 

Спустя годы, когда я познакомилась с ее сыновьями - Исмаилом и Микаилом, успешными пропагандистами азербайджанской музыки в мире, о чем мне доводилось писать неоднократно, я нет-нет да навещала Амину ханым. Человек открытый, она не скрывала своей радости по поводу нашей встречи. Зная, что я работаю в АзерТАдж, интересовалась самыми последними новостями. А однажды…

 

Впрочем, сначала небольшое отступление.

 

Я смолоду любила танцевать и делала это самозабвенно. Любовь к танцу привела меня в ансамбль песни и пляски, созданный в общежитии на Стромынке Московского государственного университета, студенткой которого я была с 1949 года. Любовь к танцу не покидала меня никогда. Я с удовольствием танцевала везде - на свадьбах, юбилейных праздниках и просто на наших дружеских «собиронах», где я в шутку демонстрировала, как, скажем, танцует знаменитая Амина Дильбази. Потому мои друзья часто просили меня: Эльмира, пожалуйста, покажи нам Амину Дильбази

 

Так вот как-то я рассказала об этом Микаилу, а он - Амине ханым. И когда в очередной раз я пришла к ней, она в самой категоричной форме заявила, что я должна показать ей, Амине Дильбази, как же танцует эта самая Дильбази… Мне еле удалось убедить Амину ханым в том, что я уже давно не в форме и что это, мол, за дерзость такая - показывать ее самой великой Амине Дильбази

 

Вот все это и вспомнилось мне в канун предстоящего векового юбилея этой удивительно талантливой женщины, увидевшей свет в Газахе, сформировавшейся как личность в столице родной республики.

 

Амина Дильбази гордилась тем, что стала танцовщицей, что приносила своим искусством радость людям. Ей было приятно думать, что не осталась она в долгу перед Родиной, перед своим народом.

 

А нам, ее соотечественникам, поклонникам и ценителям ее совсем не легкого и очень красивого искусства, приятно осознавать, что мы были ее современниками…

 

Эльмира АЛИЕВА

 

Каспiй.-2019.- 10 августа.- С.10-11.