Утверждающий свободу духа

 

Бесценное художественное наследие гения отразило всю широту и гуманистическую природу его воззрений

 

НАСИМИ-650

 

Известно, насколько эпоха Средневековья в целом, и на Ближнем Востоке и Кавказе в частности, многообразна и многолика во всех своих проявлениях, в том числе - в науке, литературе, философии, наконец - изобразительном искусстве. Ведь не случайно в научной литературе укоренился термин «мусульманский ренессанс». И, несомненно, литературе, особенно - поэзии данного региона и данного периода принадлежит одно из ведущих мест.

 

Исключительный характер восточной поэзии Средних веков заключается в том, что помимо выражения сложного мира человеческих чувств (как вопрос о жизни и смерти, поиск своего места в обществе, поиск смысла существования), в лаконичной и совершенной форме здесь нашли свое выражение идеи ведущих философских течений. В своих стихах поэты Востока прославляют такие человеческие качества, как духовность, доброта и сострадание, наконец - стремление к независимости мышления и своему, исключительно индивидуальному отношению к существовавшему порядку вещей в социальной и политической жизни современного им общества.

 

Реконструкция жизни и творчества

 

Идеальный человек, предстающий в поэтическом творчестве мастеров Востока, - это свободная личность, наделенная чистой душой.

 

Ярким феноменом в средневековой культуре Азербайджана является творчество Имадеддина Насими, чье поэтическое наследие, безусловно, занимает одно из центральных мест в поэтической сокровищнице Востока. И неслучайно поэтому распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева о праздновании 650-летия со дня рождения великого азербайджанского поэта и мыслителя Имадеддина Насими 2019-й объявлен Годом Насими.

 

Это вызвало новую волну в изу­чении жизни и творчества этого гениального поэта, в возрождении интереса к его личности и его творчеству. В данной статье мы попытались воссоздать историю жизни поэта, его духовных исканий, опираясь на подлинные исторические факты, воспроизведенные в фильме, который на VII Всесоюзном кинофестивале в 1974 году в Баку был удостоен приза «За лучший фильм на историческую тему». «Насими» - первая и единственная на сегодняшний день реконструкция жизненного и творческого пути поэта.

 

Целью исследования является попытка ответить на основные вопросы, связанные с особенностями репрезентации поэта и его поэзии в отечественном кинематографе. Каким является образ поэта, сложившийся на экране? Какую цель преследовали авторы фильма, обращаясь к личности поэта и его произведениям, и какие изменения претерпевает сама концепция образа этого великого философа - суфия, поэта - на протяжении всей истории?

 

Надо заметить, что образ Насими, его трагическая судьба, его поистине бесценное художественное наследие, отразившее всю широту и гуманистическую природу его воззрений, неоднократно привлекали к себе внимание деятелей искусства Азербайджана в самых разных сферах творчества. Среди произведений азербайджанских художников есть целый ряд живописных полотен, графических работ, наконец - произведений скульптуры, посвященных этому гениальному поэту. Однако образ Насими, запечатленный в кинематографе, заслуживает отдельного разговора.

 

Кино - жанр синтетический. А вопрос взаимодействия кино и первоисточника литературного произведения в процессе экранизации всегда оставался в фокусе внимания киноведов. Какой должна быть экранизация? Должна ли она точно следовать литературной первооснове или может быть свободной интерпретацией, заданной в том или ином литературном памятнике фабулы? Возможны ли отклонения в современной экранизации образца классического литературного наследия с учетом специфики текущего, современного исторического периода? Очевидно, что ответы на эти вопросы отводятся на усмотрение авторов фильма - сценариста и режиссера в зависимости от их индивидуальной позиции в творчестве или от конкретных задач, поставленных ими в данном конкретном случае.

 

Для нас очевидно, что экранизация литературного произведения, какой бы точной она ни была, несет в себе совершенно новый художественный результат, ибо кинематограф, как и любой другой вид художественного творчества, несет в себе свою, совершенно самобытную специфику.

 

«Насими» - трамплин для будущих фильмов

 

Жизнь и творчество известных деятелей науки и культуры, индивидуальные свойства их личности издавна привлекают внимание кинорежиссеров. За более чем вековую историю отечественного кинематографа здесь создан ряд фильмов, посвященных великим азербайджанским поэтам. Обращаясь к анализу таких фильмов, невольно останавливаешь свое внимание на том, какие именно факты биографии того или иного поэта представлены в данном фильме, какие реальные - исторические - лица здесь упоминаются. Хотелось бы, учитывая все сказанное выше, остановиться на анализе образа Насими, представленного в одноименном фильме киностудии «Азербайджанфильм». Как известно, картина создана по мотивам романа известного азербайджанского писателя второй половины XX века Исы Гусейнова.

 

Одной из причин внимания кинодраматурга Гасана Сеидбейли к личности Насими является та ниша, которую этот поэт занимает не только в азербайджанской, но и мировой поэзии. Это место бесспорного классика. Предварительно ознакомившись с основными событиями эпохи, автор фильма по крупицам собирал портреты героев, пытаясь «восстановить» их чувства, их характер и самый дух времени - подобно тому, как это делают реставраторы, пытающиеся вдохнуть вторую жизнь в старинные фрески.

 

Следует отметить, что образ Насими, как воплощение абсолютной и всеобъемлющей целостности/синтеза национальной азербайджанской культуры, является одной из центральных тем в идеологической интерпретации наследия поэта. На протяжении всей своей жизни этот поэт и мыслитель пытался пробудить в своих современниках дух свободы от довлевших над ними религиозных догм.

 

Ощущение необходимости в популяризации его произведений, как и фактов его биографии, способствовало тому, что интерес к нему проявляли многие литераторы, религиоведы, востоковеды и историки культуры. Однако в области киноискусства именно в фильме Гасана Сеидбейли этот образ впервые получил свое воплощение. Крупнейший азербайджанский писатель и критик Анар писал: «Большой заслугой Г.Сеидбейли является постановка картины «Насими» - нашего первого, на мой взгляд, добротного исторического фильма. «Насими» стал как бы трамплином для будущих исторических фильмов наших студий». Через всю биографию великого поэта автор пронес традиции его творчества, как бы подходя к ним с позиций разных персонажей - представителей различных социальных групп.

 

Экранизация книги, безусловно, способствует ее популяризации. Визуальные образы кинематографа оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, вызывая в его сознании самостоятельное, индивидуальное восприятие и пробуждая в его душе широчайшую амплитуду чувств. Это воздействие, в конечном счете, отражается на системе ценностей, слагающейся или меняющейся у зрителей, что, несомненно, является результирующим фактором роли кинематографа как вида искусства в жизни общества. Поэтическая репутация Насими в его экранном воплощении во многом стала тем каналом, через который идейные ценности, являвшиеся приоритетными для авторов фильма в период его создания, то есть в 1970-е годы, получили свое зримое воплощение.

 

Одним из крылатых выражений В.И.Ленина, по сей день не утративших своего значения, является его знаменитая фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение новых моделей человеческого поведения в культуре. Экранная культура рождает мифы как в широком, так и в узком понимании этого слова.

 

Неутомимый борец за права человека

 

Память культуры всегда избирательна. Она неизбежно акцентирована позицией самого автора - его эстетическими, этническими, гражданскими взглядами. 70-е годы прошлого века в советской культуре были настоящей эпохой новых завоеваний и открытий в искусстве. В своей статье о творчестве Гасана Сеидбейли Анар отмечал: «Когда я часто пишу о «шестидесятниках», меня порой упрекают в том, что я выпячиваю успехи именно этого поколения. И мне не раз приходилось объясняться, что когда я говорю об этапных в литературе и искусстве 60-х годов, я имею в виду не только то поколение молодых художников, которые начали работать именно в эти годы. Я имею в виду само время, которое позволило и художникам старшего поколения работать в новом направлении … То есть поэты, писатели, живописцы, композиторы, деятели театра и кино, которые были склонны к новизне, именно в 60-70 годы начали создавать свои самые замечательные произведения».

 

Тематика и эстетика, избранные кинематографом, сохраняют свою значимость и актуальность спустя годы. Кино является, пожалуй, единственным информационным каналом, проявляющим искреннюю солидарность и с поэзией, и со многими субкультурами.

 

Несомненно, фильм «Насими» стал настоящим инструментом познания общественной реальности той эпохи, одновременно обогащая духовный мир современного общества. Один из выдающихся кинорежиссеров азербайджанского кинематографа Гасан Сеидбейли в своем лице сочетал по сути противоположные грани художника и ученого. Будучи еще и писателем, автором целого ряда литературных произведений он, несомненно, имел собственную позицию в вопросе «близкого» или «дальнего» родства кинематографа и литературы. И это напрямую отразилось на его работе с актерами.

 

В своем фильме в многогранных актерских решениях он смог раскрыть тайны подлинного актерского мастерства. Здесь хочется особо отметить богатую актерскую палитру, благодаря которой на экране был воссоздан выпуклый, рельефный благородный образ поэта - неутомимого, убежденного борца за права человека в обществе, мыслителя, утверждавшего свободу духа, неизменно призывавшего своих современников смотреть в «корень проблемы».

 

Как известно, воспроизведение того или иного образа требует прежде всего понимания сути, внутреннего зерна персонажа. Особенности внешности, личностные качества того или иного героя должны неизбежно проявляться в жестах, походке, наклоне головы. В результате, благодаря скрупулезной, подчас неистовой работе режиссера с актером на экране предстал поистине цельный, органичный образ, когда у зрителя не остается ни толики сомнений в «подлинности» персонажа.

 

И в этой связи хотелось бы отметить, насколько естественной выглядела актерская работа Расима Балаева, который глубоко вжился в образ своего персонажа - великого поэта Насими. И лишь столкнувшись с такой режиссерской работой, возникает то особое сопереживание, та безусловная эмоциональная и духовная связь, ради которой и существует это великое и «важнейшее» искусство - искусство кино.

 

Статусу литературного героя в кино кинорежиссер отводит особое место: ведь это - герой, излюбленный поколениями, народами, герой, волновавший читателя своей необычной судьбой, борьбой. Он продлевает свою жизнь на экране, представ перед вчерашним читателем, теперь уже - зрителем, видимый и слышимый ему до каждого своего затаенного вздоха. Может ли какое-либо другое искусство соперничать с кино, обладающим по сути неограниченными возможностями в воспроизведении исторических личностей?!

 

Таким этот образ исторической личности был блистательно воплощен на экране корифеем азербайджанского кинематографа Гасаном Сеидбейли.

 

В этом году великому Имадеддину Насими исполнилось уже 650 лет, но его творчество и его личность по-прежнему вызывают неугасаемый интерес у представителей науки и культуры.

 

Мариам СЕИДБЕЙЛИ,

директор Института истории науки НАНА,

доктор исторических наук, доцент

 

Каспiй.-2019.- 20 декабря.- С.10.