Хан азербайджанского мугама

Воспоминания дочери ханенде Беимханым Джаваншировой-Вердиевой

МЭТР

- Что вы скажете о нынешнем развитии мугамного искусства, когда интерес к мугаму и его популярность вышли за пределы нашей страны, и даже иностранцы приезжают в Азербайджан, чтобы прикоснуться к его сокровенным тайнам и обогатиться духовно?

- Хан Шушинский был одним из мощных столпов азербайджанского мугамного искусства, который послужил в свое время неким мостиком, соединяющим разные поколения и эпохи. Он говорил, что мугам нельзя исполнять в трагическом тоне, чуть ли не навзрыд, что это слишком великое искусство, чтобы наделять ущемляющими его величие и божественность штрихами. Наш народ имеет столь бесценное духовное богатство, это огромное счастье, поэтому мы должны беречь его от разного рода ненужных влияний и наслоений. В 1971 году в связи с 70-летним юбилеем отца, подобного, как сказал Гурбан Примов, Фархаду, сражавшегося на арене национальной музыки, было проведено торжественное мероприятие, в конце которого Хан спел любимую «Qarabağ şikəstəsi» и потом сказал зрителям: «Мои дорогие! Я долгие годы берег как зеницу ока наше богатство - многовековой мугам и народные песни, и теперь передаю эстафету молодежи, только прошу: берегите мугам

Сегодня я смело могу сказать: отец, да возрадуется душа твоя! Сегодня азербайджанский мугам и народные песни звучат в любой точке земного шара, в самых престижных залах мира благодаря заботе и вниманию первого вице-президента Азербайджана, руководителя Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиевой. Можно сказать, что мугам переживает сегодня свою эпоху Возрождения и расцвета. Когда мы бываем в других странах, название нашей страны вызывает у иностранцев добрую улыбку, уважительное отношение - все это стало возможным благодаря мудрой внешней политике руководства нашего государства.

- Хана Шушинского любили все - и народ, и власти, и не было такого деятеля искусств, чтобы наш общенациональный лидер Гейдар Алиев не принимал горячего участия в его творчестве и судьбе. Встречались ли эти два великих человека, были ли между ними отношения?

- Во время юбилея отца общенациональный лидер Гейдар Алиев написал в ЦК КПСС представление, чтобы в связи с 70-летием народного артиста Хана Шушинского представить его к награждению орденом Красного знамени. Подчеркну, отец, не будучи членом Компартии, получил звание народного артиста СССР - это был нонсенс.

Раз в месяц Гейдар Алиев звонил отцу, они подолгу беседовали. В 1976 году во время одного из таких разговоров Гейдар Алиев сообщил ему о предоставлении семье Хана Шушинского 4-комнатной квартиры напротив Дома правительства. Гейдар Алиев искренне спросил у отца: на каком этаже ты хотел бы жить? Хан, шутя, ответил, что он не любит лифты, поэтому хотел бы нижние этажи. Так мы переехали в новую квартиру на третьем этаже в центре Баку, но этим дело не ограничилось. В процессе переезда, когда мы перетаскивали вещи, к нам подошли два человека и сообщили, что из ЦК дано указание срочно провести телефон Х.Шушинскому. Вот таким чутким вниманием к деятелям искусств отличался наш великий лидер Гейдар Алиев, и проявлял его всю свою жизнь. В этом и были его величие и простота!

В 2001 году в связи со 100-летием Х.Шушинского было издано президентское распоряжение о праздновании юбилея великого ханенде. Представьте, юбилейные мероприятия были организованы с таким размахом и щедростью, что в стране не оставалось ни одного района, школы, санатория, даже медпункта, гд в течение года не отмечался бы юбилей отца! А самым впечатляющим и торжественным, я бы сказала, превратившимся во всенародный праздник, конечно же, было празднование юбилея Хана Шушинского во Дворце Гейдара Алиева, где выступали выдающиеся деятели искусств. После столь широкомасштабного юбилея Хана Шушинского интерес и популярность мугама среди народа возросли с новой силой, юбилейные мероприятия дали мощный импульс развитию мугамного искусства среди молодежи.

- Беимханым, насколько активной и плодотворной была преподавательская деятельность Хана Шушинского?

- В 1967 году в филармонии была создана мугам-студия Х.Шушинского, к сожалению, она сегодня не функционирует, в которой Хан занимался и с молодыми, начинающими мугаматистами, и с уже известными ханенде, которые совершенствовали свое искусство под началом живого корифея мугама, - Эльмира Рагимова, Джанали Акперов, Заур Рзаев, Агахан Абдуллаев и многие другие, ставшие потом знаменитыми ханенде. Они всегда с гордостью говорили, что были учениками Х.Шушинского. Сам отец учился изустно, слыша и слушая устадов мугама своего времени. Молодые ханенде, слушая Хана, вбирали в себя все тонкости его исполнения народных песен и мугамов. В этом деле не является обязательным условием ходить к учителю каждый день и заниматься.

В последние годы жизни уважаемый композитор Васиф Адыгезалов, родители которого дружили с семьей Хана, как-то позвонил отцу и предложил заняться преподаванием в музыкальном техникуме А.Зейналлы, на что отец ответил согласием. Васиф муаллим сказал, что будет посылать ребят к нам домой, чтобы отец не утруждал себя, - благо, мы жили недалеко от техникума. К Хану приходили не только его ученики, но и воспитанники других педагогов и ханенде, у нас в доме яблоку было негде упасть - настолько многолюдными были эти занятия. Уважаемый Алибаба Мамедов всегда говорил, что ханенде, поющие в верхних регистрах - zil, обязаны Хану Шушинскому, у которого они заимствовали технику такого исполнения.

- Скажите, а дети легенды мугамного искусства занимались музыкой?

- У меня нет музыкального образования, но я неплохо знаю все мугамы и их тонкости, играю на рояле. У всех нас отличные голоса, но мы считали, что никогда не сможем спеть лучше Хана, поэтому и не стремились заниматься деятельностью ханенде. Колыбельную мне пела не мама, а Хан, гладя меня по головке, и некоторые эти песни, которые он пел, я помню сегодня, хотя их никто не исполняет.

В школе я была активной общественницей и отличницей, отец безумно любил меня, как своего первенца, и всюду брал меня с собой. Когда я впервые произнесла слово «dədə», увидев отца по телевизору на декаде в Москве в 1959 году, Хан по возвращении в Баку на радостях сочинил для меня песню «Ay gəşəng ceyran» на слова баяты, а припев и музыку сочинил сам.

Во время прогулок с нами часто был Гурбан Примов, все прохожие с почтением здоровались с ними, кланялись и даже целовали руки Хану, чем я очень гордилась и чувствовала себя самой счастливой!

- Беимханым, расскажите, какую деятельность осуществляет Фонд Хана Шушинского?

- В 2011 году, накануне 110-й годовщины со дня рождения Х.Шушинского мы, члены его семьи, решили учредить фонд его имени, я выступила в качестве учредителя и руководителя. Со дня своего основания наш фонд окружен вниманием и заботой государства, при материальной помощи Совета господдержки неправительственных организаций при Президенте Азербайджана.

С начала 2012 года до настоящего времени фонд успешно реализовал семь творческих проектов, неоднократно награждался почетными грамотами. Нашей целью является изучение, пропаганда и передача будущим поколениям богатого наследия одного из столпов мугамного искусства Азербайджана, который сам является национально-духовным достоянием азербайджанского народа, правнука основателя Карабахского ханства Панах Али хана Джаваншира, Хана Шушинского, а также служение национальной музыке, мугаму и искусству.

Первым стартовал замечательный проект «Вчера, сегодня и завтра национальной музыки Азербайджана», затем был осуществлен проект по повышению интереса к национальной музыке среди молодежи в рамках республики. Мы провели конкурс народной песни. Во французском городе Лион реализовали проект «Сохранение национальной музыки и национальных инструментов». В итальянском Милане воплотили проект по доведению до мировой общественности правды о карабахском конфликте, об оккупации наших земель армянскими вооруженными силами.

Каждый раз мы везем много литературы о карабахской проблеме, об истории Карабаха на разных языках, организовываем выставки, рассказываем гостям о нашей стране, ее истории и культуре, дарим им сувениры и книги. Наши проекты неизменно завершаются концертной программой ханенде и музыкантов-инструменталистов, в т.ч. и моего супруга народного артиста Фикрета Вердиева. Например, в Будапеште мы реализовали проект, охватывающий наших соотечественников, проживающих в других странах, а в 2017 году в Вене осуществили проект «Душа моя рвется в Карабах!» Совсем недавно этот проект с большим успехом мы показали в Праге.

На наших мероприятиях всегда присутствуют представители дипломатических корпусов этих стран, общественности, музыканты. Пользуясь возможностью, хотела бы выразить глубокую благодарность главе Совета по господдержке НПО при Президенте Азербайджана, депутату Милли Меджлиса Азаю Гулиеву, исполнительному директору Совета Фарасату Гурбанову, представителям зарубежных азербайджанских общественных организаций - руководителю Дома Азербайджана во Франции Мирвари Фаталиевой, уважаемому послу в Венгрии Вилаяту Гулиеву, руководителю Азербайджанского Дома культуры в Вене Лейле ханым Гасымовой, сотрудникам нашего посольства в Чехии и многим другим. Я, в свою очередь, как дочь великого Хана Шушинского, считаю своим долгом служить родине и делать все, что в наших силах, во имя процветания нашего государства и пропаганды национального искусства. Наш фонд также часто отмечает юбилеи отечественных деятелей искусств, ушедших из жизни, проводит вечера их памяти и творчества.

К сожалению, до сих пор нет дома-музея Х.Шушинского, и весь его огромный архив, не считая документов нашего фонда, хранится у меня. Хотелось бы создать своеобразный мугамный очаг, носящий имя Хана Шушинского, в котором располагался бы и Фонд Хана Шушинского. Его родина Шуша сегодня находится под вражеской оккупацией, но Хан принадлежит не только Карабаху, с которым он связан крепкими и глубокими корнями, а всему азербайджанскому народу и всему Востоку!

Окончание.

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 14 февраля.- С.13.