АДР: страницы истории

Гаджи Мирза Салим ахунд Ахундзаде - о перипетиях событий в Азербайджане

Беспрецедентное по своей сути возникновение на Востоке первого демократического правительства в Азербайджане не перестает удивлять всех, кто хоть раз прикоснулся к происходящим в начале прошлого века событиям в нашей стране. Минувший 2018 год проходил под знаком знаменательного юбилея - 100-летия Азербайджанской Демократической Республики (АДР), просуществовавшей всего лишь 23 месяца, но проделавшей за столь короткий в историческом плане промежуток времени такую серьезную и огромную работу для своей страны и народа, которую подчас многие европейские правительства не в силах осуществить за многие десятилетия.

Однако АДР и все, что происходило до ее создания, во время деятельности демократического правительства и после его падения, не перестает будоражить умы не только ученых-историков, но и всех, кому небезразлична история азербайджанского народа.

Гаджи Мирза Салим ахунд Ахундзаде (1872-1930), бывший участником судьбоносных событий начала ХХ века, будучи в эмиграции, написал книгу «Xatirat: Azərbaycan torpağına türbət demişəm» («Воспоминания: Земля Азербайджана мой турбат»), восстановив некоторые перипетии исторических событий в Азербайджане. Однако скоропостижная смерть вырвала перо из рук этого мужественного человека, не дав завершить труд огромного исторического и научного значения. Но даже при этом книга служит ценным источником знаний и информации о событиях, происходивших в то время вокруг АДР.

Дети Гаджи Салима сохранили рукопись «Воспоминаний», и впервые она была опубликована в 1992 году. В то время племянник автора Исхак Ахундов, сделав копию рукописи, написанной арабской графикой, перевел ее на кириллицу и включил в свою книгу «Жемчужина Азербайджана». По причине слабого качества копии рукописи при печати были допущены ошибки, плюс ко всему издательская редактура также не отличалась особым профессионализмом. В результате книга, хоть и вышла в свет с искажениями и неточностями, тем не менее, сыграла серьезную роль в ознакомлении историков и широкой аудитории с событиями, происходившими более века назад. За период времени, прошедший с первой публикации, с ней ознакомились специалисты. Важная информация, почерпнутая из нее, была включена в историю Азербайджанской Демократической Республики и нашла свое отражение в научных трудах.

Настоящее, второе издание книги подготовлено непосредственно с оригинала вместе с рукописным текстом, написанным самим Гаджи Салим ахундом Ахундзаде в качестве документального приложения, наряду с фотографиями. Рукопись представил Захир хаджи Салим оглу Ахундзаде-Мухаджир, перевод с фарси на азербайджанскую латиницу осуществил Мухаммед Али оглу Мухтари, редактор - Гюльшан Ислам гызы Ахундова, составитель и подготовка к печати Туфана Исхаг оглу Ахундова.

Следует отметить, что жизнь и политическая деятельность Гаджи Мирза Салим ахунда Ахундзаде до настоящего времени не становилась объектом отдельного исследования, и поэтому информация о нем, помимо книги «Воспоминаний», была почерпнута со слов близких людей и ограниченного числа документов и исследовательских публикаций. Этим объясняется тот факт, что некоторые моменты его политической деятельности до сих пор покрыты завесой неизвестности.

Гаджи Мирза Салим ахунд Ахундзаде родился в Лянкяране, в семье известного в свое время интеллигента, педагога и одного из маститых классических поэтов Мирзы Исмаила Гасира. Его мать Мешади Бибиханым была грамотной для того времени женщиной и дочерью известного религиозного деятеля, дяди Гасира - Молла Кербелаи Али Мухаммеда. Подчиняясь бытовавшим в то время традициям, свое первое обучение Салим прошел в школе отца «Усули-джадид», после которой проучился в лянкяранской гимназии на русском языке. Работал помощником следователя, секретарем в полиции, делопроизводителем в доме Аскер хана. Повинуясь интересу к религиозным наукам и исламской культуре, Салим поступает в медресе в Лянкяране, после окончания которой едет в Ардебиль, затем в Зенджан, Атабат, совершает паломничество в Мекку и через несколько лет возвращается в Лянкяран. Некоторое время занимается религиозной деятельностью, но видя, как другие священнослужители, искажая ислам в корыстных целях, обманывают людей, выступает против них, а затем и вовсе отказывается от этой работы. Несколько лет, наряду с исламом и шариатом, он преподает в гимназии французский язык, но и здесь нападки, клевета и вражда с Салимом не прекратились. В результате власти начали оказывать на него давление, производить обыски дома и уничтожать все документы. После возвращения из Турции и русской буржуазной революции 1917 года Гаджи Салим начинает участвовать в политических событиях, становясь членом «Мусават» и депутатом ее первого и второго съездов, создает лянкяранскую ячейку этой партии.

Гаджи Салим ахунд Ахундзаде с 1918 года становится членом Мусульманской фракции Закавказского сейма и работает в Закавказском комиссариате.

28 мая того года, будучи членом Национального Совета, Гаджи Салим участвует на его собрании в Тифлисе и ставит свою подпись под Декларацией независимости Азербайджана, став одним из активных сторонников того, чтобы наше государство называлось Азербайджаном. Гаджи Салим ахунд Ахундзаде был членом фракции неприсоединения и партии «Мусават» демократического парламента, активно участвовал в общественно-политических и культурно-просветительских событиях, проходивших в регионах Азербайджана.

В 1918 году в новообразованной АДР во всех регионах происходили армянские погромы, и для предотвращения уничтожения мусульманского населения турецкая армия Нуру Паши прибывает в Гянджу. Часть армии, 4 тыс. солдат направляются в район Зангезура. Уставшие от длительного перехода солдаты решили сделать небольшой привал и отдохнуть. В это время приходит известие, что армяне блокировали мусульман и отрезали все пути отступления, и если помощь не подоспеет, их всех уничтожат.

Не дожидаясь утра, Гаджи Салим произносит перед солдатами турецкой армии свою пламенную речь: «В то время как наши мусульманские братья и сестры погибают там, мы не имеем права отдыхать…», после которой войско двинулось на помощь. По свидетельствам очевидца, находившегося в окружении армян, в тот момент, когда не оставалось никакой надежды на спасение, среди армян началась суматоха, и не прошло много времени, как сами армяне с помощью турецкой армии и азербайджанцев, выбравшихся из блокады и поспешивших воссоединиться с турецкими братьями, оказались в окружении и были перебиты.

После падения АДР начинается активное преследование и целенаправленный красный террор наиболее видных республиканцев, и Гаджи Салим вынужденно принимает решение покинуть родину и эмигрировать. Тем не менее он продолжает искать пути спасения Азербайджана и видит их в единстве исламского мира. Он пишет: «Я священнослужитель и националист, но моя религиозная честь выше национальной

В это время Гаджи Салим находился в Афганистане и имел хорошие отношения с дядей эмира этой страны Эминулла ханом. Его принимали с большим почтением и уважением, предлагая остаться в Афганистане. Отказавшись от такой перспективы, горевший пламенем борьбы азербайджанец приезжает в Среднюю Азию и становится одним из лидеров борьбы Туркестана против большевиков. В 1924 году Гаджи Салим прибывает в иранский город Энзели, где его принимают с большим уважением. Некоторое время он гостит в доме имам-джамаата этого города, приобретает известность под именем Ахундзаде-Мухаджир и начинает преподавательскую работу в государственном медресе, не оставляя, однако, мыслей о борьбе. Он налаживает связи со своими соотечественниками и коллегами по АДР, находящимися в других городах Ирана и Турции, становится руководителем мусаватистов.

Гаджи Салим ахунд Ахунзаде очень часто повторял четверостишие, которое показывает его безграничную любовь к родине и решимость сражаться за ее свободу до последнего вздоха:

Azərbaycan torpağına

türbət demişəm,

Şoran sularına şərbət demişəm,

Ilqarından dönənə lənət demişəm,

Mən ilqarımdan dönən deyiləm

Несмотря ни на что, Гаджи Салиму удается наладить связи с родиной посредством переписки со своим родственником Хейбат беком Кялянтарлы, который информировал его о происходящих в стране и Лянкяране событиях. Однако большевики выследили его, в 1926 году арестовали и бросили в Баиловскую тюрьму. Через два года после суда его объявляют антиреволюционером-мусаватистом и ссылают на десять лет на Дальний Север в лагерь, расположенный на Соловецких островах, где через два года он умирает.

В 1930 году во время урока в медресе Гаджи Салим произносит четверостишие, которое очень понравилось его ученикам, и они начали его записывать, однако в этот момент учителю неожиданно стало плохо. Гаджи Салим пользовался большим уважением в городе, и потому весть о его состоянии мгновенно разлетелась на всю округу. Знаменитые врачи и лекари разных национальностей сочли своим долгом тут же прийти к нему на помощь. В тот день Гаджи Салим постился и потому отказался от лекарств и воды. Он скончался в медресе и был похоронен на кладбище Лалезар города Энзели.

Младший брат Гаджи Салима - Мирза Сабих из-за своего родства находился под постоянным наблюдением и давлением советских властей. В 1937 году его арестовали и сослали в лагерь на Дальний Восток, где он умер в 1943 году.

В возрасте 42 лет Гаджи Мирза Салим ахунд Ахундзаде создал семью с дочерью одного из знатных и влиятельных лиц южного региона Теймур бека Гулубейли, и внучкой Эльбека племени шахсевян Аллахяр бека Мунаввар ханым. От этого брака у него родились две дочери. После эмиграции отца, они, подвергаясь лишениям, скончались в детском возрасте.

В Энзели брат Мунаввар ханым Мешади Агабек тайно, через Лерик, привозит ее из Лянкярана в Ардебиль. После возвращения в Лянкяран Мешади Агабека арестовывают и ссылают в Сибирь, где он погибает.

В Энзели у Хаджи Салима рождаются два сына, - в 1927 году Ровшан, в 1930-м - Захир, появившийся на свет за полгода до смерти своего отца...

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019.- 21 февраля.- С.13.