Главный дирижер НАНА

Академик Ализаде доказал, что ученые - сила ведущая, а не подчиненная

ПЕРСОНА

В понедельник, 25 февраля у президента НАНА академика Акифа Ализаде день рождения - восемьдесят пятый по счету. Как любит он сам говорить - промежуточный юбилей. Но те, кто близко его знают, работают вместе с ним, уверены: здесь что-то не так, видимо природа перепутала последовательность цифр и этому статному, спортивно подтянутому человеку скорее не 85, а наоборот - 58.

Вместе с тем, люди, знакомые с деятельностью этого видного представителя отечественной науки - доктора геолого-минералогических наук, профессора, также недоумевают: ведь все сделанное им как ученым, бессменным вот уже более 40 лет директором одного из ведущих научно-исследовательских институтов, а последние шесть лет и президентом Национальной академии наук, выходит далеко за обозначенные восемьдесят пять.

Руководить - значит работать

Из этого противоречия и складывается все то, что сделано академией за последние шесть лет, а избрание Акифа Ализаде в 2013 году на высший пост в научной иерархии страны стало велением времени. Десятый президент академии, перефразируя выдающегося физика и организатора науки Петра Капицу, стал дирижером, который не только владеет палочкой, но и понимает партитуру, способен доказать, что руководить - это значит работать, а не черкать карандашом, сидя в кресле президента.

Главное, на мой взгляд, что удалось за прошедшие годы президенту академии - это доказать (и это осознали как сами исследователи, так и общественность страны), что ученые - сила ведущая, а не подчиненная. Многие новаторские начинания Акифа Ализаде зажгли искорку в сердцах тех, кто, несмотря на трудности переходного периода, не забросили науку, не подались в бизнес или иные доходные сферы применения своего ума и возможностей, а главное - дали понять общественности, что в современном мире невозможен прогресс и сопутствующее ему материальное благополучие без легендарного восклицания «Эврика!» современных архимедов.

Да, страна богата углеводородами, но попробуй найди их под многокилометровой толщей воды и земли без кропотливого труда геологов, ведь времена, когда «черное золото» само просачивалось на поверхность из недр Абшерона, остались в далеком прошлом.

Незаметно, как и должно быть в водовороте исканий и напряженного труда, пролетели шесть лет, которые отделяют нас от времени, когда Акиф Ализаде был избран президентом. Уверен, что и для него самого также незаметно пролетели и его восемьдесят пять. Его избрание президентом стало единодушным, вылившись в солидарную оценку всей предыдущей деятельности видного ученого и организатора науки. Тогда академическая элита, проголосовав за избрание академика Ализаде, не представляла себе нынешнего состояния НАНА, которое сложилось из продемонстрированных им таланта ученого и достижений целеустремленного и настойчивого руководителя - двух слагаемых успеха, из чего столь зримо выстроилась нынешняя стройная структура академии. Встав у ее руля, Акиф Ализаде оказался реалистом, крепким хозяйственником, показал, насколько успешно способен решать поставленные задачи, доказал, что академия даже в условиях беспощадного рынка - организация жизнеспособная и востребованная. Все это стало возможным благодаря доверительному диалогу, который он выстроил с той частью научной элиты, которая верно оценила начатые им реформы, выбившие почву из-под ног консерваторов, скептически воспринимающих все новое, выходящее за рамки общепринятых академических норм.

Академик Акиф Ализаде, помимо президента академии, получившего от коллег-академиков мандат на предстоящие годы, является и крупной политической фигурой: он заместитель председателя правящей партии, и поэтому его избрание, а затем и переизбрание являются еще и результатом общественного доверия, а это уже событие, выходящее за рамки НАНА.

Сегодня Национальная академия наук - крупнейший центр фундаментальных исследований, насчитывающая в своих рядах более семидесяти действительных членов, самых строгих экзаменаторов всего того, что делает ее президент. А сделано многое, но без преувеличения можно сказать, что Акифу Ализаде удалось главное, не подлежащее никакому математическому анализу - создать коллектив единомышленников.

Он создал коллектив доверия

Как это удалось? Прежде всего, благодаря тому, что президент оказался далеким от повседневной рутины руководителем, последовательным сторонником делегирования полномочий окружению, что явилось показателем того, что академия столкнулась с принципиально новым типом руководителя, создавшего коллектив доверия, и этот коллектив готов, а главное - способен довести до конца начатые реформы. А реформы в столь сложной сфере, как наука - это совсем не таинственная лаборатория, это, помимо традиционных академических направлений, еще и научные исследования, носящие прикладной характер, конкретная работа, нацеленная на выполнение производственных задач. Конечно, даже запустив так называемый механизм зарабатывания денег, академия не может быть и не является благотворительной организацией, кормящей «лишние рты», и поэтому организационные реформы, обозначенные недавним решением главы государства, пожалуй, и есть одно из главных направлений деятельности президента академии на ближайшее время.

Только высокие профессионалы, будь то сотрудники институтов фольклора, физики или Парка высоких технологий способны сохранить культурное наследие, обеспечить сотрудничество в области ядерной физики, и именно такой видится амплитуда деятельности Академии наук небольшой страны в глобализирующемся мире, стирающем черты национальной идентичности. Размах колебания этой амплитуды для страны, вовлеченной в военное противостояние и обладающей далеко не бесконечными природными ресурсами, велик, он не может быть иным, и нет никаких объективных предпосылок, что маятник под названием «Азербайджан» в ближайшие годы обретет положение равновесия.

Еще одна важнейшая развилка на дороге, ведущей в будущее - это начатая в предыдущие годы интеграция в сферу образования. Основа для широкого взаимодействия науки и образования уже есть, но и в этом направлении ожидается и обязательно будет прорыв, особенно - когда будут учреждены академические лицей и университет.

Мы живем в эпоху глобальных вызовов, которые, помимо угроз таят в себе и определенные возможности для раскрытия потенциальных резервов как академии в целом, так и ее руководителя. В конечном итоге все, что делается сегодня в научной среде, нацелено на обеспечение высокого качества жизни, и поэтому приобретает совершенно иную окраску, ставя новые вопросы - что является важным? что именно сегодня стоит начать делать, чтобы завтра стали возможными успехи?

Без сомнения, ответы на эти вопросы и станут радикальным научным прорывом, ради которого нельзя «жалеть локтей». Ради этого прорыва в первую очередь нужно дать адекватные ответы на имеющиеся, порой годами накапливавшиеся проблемы, изменить программы в соответствии с теми задачами, которые уже решаются. Только такая логика подхода может привести к внедрению знаний и их коммерциализации, а в будущем - и к транслированию их поколению, которое придет на смену.

Время больших дел

Государство быстро развивается, и это развитие пока обеспечивается зачастую не за счет отечественной науки и технологий. Но приоритет именно нашей науки уже четко обозначился, и это в конечном результате неминуемо должно стать национальной идеей, которая возвысит место академии, а вместе с ней и роль ученого в обществе.

Еще одна задача, стоящая перед НАНА, и которую ее руководитель старается решить, стара и вечна так же, как неуемная человеческая страсть к познанию. В отличие от математика, когда для решения сверхзадачи только и требуется, что обыкновенная тетрадь и карандаш, для научного творчества современного химика или физика каждый новый шаг сопровождается немалыми материальными затратами. Распознать рациональное зерно среди исканий тысяч и тысяч, предоставить его носителю необходимые условия для реализации задуманного и есть одна из основных сфер деятельности руководителя академии. Ученый не должен бегать за грантами, как говорится, помоги таланту, бездарность пробьет себе дорогу по карьерной лестнице сама. Только такой подход к организации научного творчества может и должен обеспечить научно-технологическое развитие страны в целом, создать условия для импортозамещения, а это - реальные рабочие места, рост производства и, как следствие - новый, качественный уровень жизни населения в целом.

Помимо талантов так сказать сольных исполнителей, первых скрипок в науке есть еще оркестры, которые состоят из тех, кто своим ежедневным кропотливым трудом воплощает в жизнь удачные идеи, двигает процесс. Может этим труженикам и не суждено воскликнуть «Эврика!», но от их черновой работы во многом зависит конечный результат, успех больших ученых. Об этих людях, связавших свою судьбу с академией, где манящие возможности рыночных отношений заканчиваются, стоит только переступить ее порог, президент думает в первую очередь. А это конкретно - премии в размере оклада, строительство жилого комплекса в поселке Сарай, организация продуктовых ярмарок и льготного отдыха в санаториях и домах отдыха, детские лагеря, предоставление земельных участков в одном из живописных уголков страны и многое другое.

И еще, что хотелось бы особо отметить в деятельности академика Акифа Ализаде как президента Академии наук - это его безудержное стремление к интеграции с академическими кругами ближнего и дальнего зарубежья. Тесное сотрудничество с зарубежными учеными только доказывает, что понятия «ученый», «поиск», «открытие» - вне политики, что для проникновения идей за государственные границы не нужны ни визы, ни официальные разрешения.

Все перечисленное - также веление времени, и только благодаря успешной реализации намеченного возможно развернуть вектор утечки мозгов в обратную сторону, следовать той Дорожной карте, которая может привести к росту суммарного интеллекта нации. Для всего сказанного у руководителя Национальной академии наук достаточно опыта, умения, энергии и, главное - оптимизма, что вкупе и должно обеспечить ожидаемый прорыв. Иначе мы рискуем отстать от стремительно убегающего вперед времени.

Сейчас для академика Акифа Ализаде - время больших дел, только совершив которые он и академия в целом смогут обеспечить будущее развитие. И совсем не важно, 85 - отметка в паспорте - или 58 сегодня руководителю НАНА, ведь возраст не есть отметка в документе, удостоверяющем личность владельца. Главное - сама личность. А года… его года, как поется в песне - его богатство.

Зульфугар ФАРЗАЛИЕВ

Каспiй.-2019.- 23 февраля.- С.13.