Живопись, исходящая из подсознания

Оригинальные работы художника Назима Шаха

   У художника Назима Шаха за плечами множество персональных и групповых выставок - как в стране, так и за рубежом. В разное время его работы выставлялись в США, Германии, Азербайджане, России, Турции, во Франции, в Австрии, Голландии и даже во Вьетнаме. Сегодня произведения художника находятся в частных коллекциях многих стран мира.

В Турции он также занимался преподаванием живописи. Назим пишет не только портреты и натюрморты, но и стихи, и прозу, причем на трех языках - прозу на азербайджанском и турецком, а поэзию - и на русском. Публиковал статьи, стихи и рассказы в газетах и журналах Азербайджана, России и Турции. Он работает во всех жанрах живописи, но на этой выставке, которая имеет интересное название «-13», экспонируется только графика, близкая к авангарду со смешанной техникой. Краски художник делает сам и чаще работает тушью, иногда - акриловыми красками. Художник является последователем традиций суфизма и шаманизма, которым посвящен целый цикл работ. В соответствии с этим Назим придерживается философии развития скрытых духовных и энергетических ресурсов человека. В серию «Шаманство» входят работы «Полет», «Дерево-мать» и «Бег». Автор, будучи в Турции, много читал о шаманстве, и шаманы даже являлись ему во сне, что-то говорили в рифму на своем языке. Неудивительно, что эти картины навеяны этим увлечением.

Автор говорит, что на следующей выставке планирует к каждой работе написать стихотворение. Что ж, оригинальная идея, во всяком случае, не часто встретишь художника и поэта в одном лице, тем более пишущего не только на родном языке. Эту практику сочетания живописи с поэзией Назим Шах уже использовал на своих выставках в Турции.

Однако художник производит впечатление человека немногословного, с головой ушедшего в свое творческое пространство, которого ничего, кроме творчества, не интересует. Более того, он считает, что отвлекаться на что-то, помимо живописи, - это пустая трата времени. Возможно, он прав, и мы никоим образом не пытаемся оспаривать это мнение, ведь художники - особый народ, у них все не как у всех - более возвышенно, более глубоко, более иррационально, и взгляд у них многомерный. Но все образы художника психологичны и энергетика в них конкретно присутствует.

…Мы сидим в небольшой и уютной выставочной галерее Emin Qahramanov Art Gallery и беседуем с художником Назимом Шахом о его очередной коллекции графических работ, которые экспонируются здесь:

- Поздравляю вас с выставкой! Скажите, Шах - это творческий псевдоним?

- Фамилия у меня Шахвердиев, ну, я ее немного сократил для удобства.

- Выставка называется «-13», что скрывается под этим загадочным названием?

- Выставка была открыта 13-го числа. Знаете, многие не любят число 13, считая его несчастливым. Так получилось, что поставив минус, мы у числа 13 как бы вычли весь его внешний негатив. Однако мы решили, что через тринадцать недель я сделаю еще одну персональную выставку, и тогда она будет называться «13+».

- Вам понравилось, как зрители восприняли открытие экспозиции ваших картин?

- Да, были и друзья, и коллеги, и искусствоведы, и именитые художники из Союза, близкие. Здесь собрана исключительно графика, сделанная на бумаге, газетах и обоях, даже использованных, - в таком виде их невозможно копировать, да я и сам не смогу дважды создать одну и ту же картину. Исчезает магия творческого момента, которая выплескивается в работу, и все - повторить работу невозможно. Будучи в районах, на природе, я оставлял свои работы досыхать под солнцем во дворе, цвета меняются, что мне и было нужно.

- Что вы чувствуете, когда выставляете свои работы? Как зрители воспринимают ваши работы, вы довольны, как они понимают ваши картины?

- То, что они не понимают, - это однозначно, хотя делают вид, что понимают (смеется). Но мне этого достаточно, потому что я знаю, что постепенно они начнут их понимать, и главное условие этого - частое посещение галереи.

- Вы не думаете, что авангардная живопись все же подразумевает некоторую подготовленность к восприятию, или предпочитаете, чтобы сам зритель домысливал идею работы и ее воплощение, исходя из названия работы?

- Мне кажется, достаточно одного названия, чтобы понять, что к чему. Зритель должен сам найти то, что он ищет в живописи, и в этом плане вы правы, некоторая подготовка или базовые понятия для восприятия такой живописи у него все-таки должны быть. Как и в отношении, скажем, классической музыки. Если он не читал «Дон Кихота» Сервантеса, как он может понять мою работу с таким названием и что я хотел изобразить под таким же именем? Сегодняшний зритель должен быть грамотным и подготовленным. Графику делать легче, живопись - труднее и дороже, уходит много времени, а в графике художник выигрывает время, ведь оно летит, и за ним не угнаться…

- Смотря на ваши картины, понимаешь, что написаны они необычным способом…

- Если большинство художников работают кистью, я работаю…шприцом, кисть использую очень редко. Например, работа «Дон Кихот» сделана исключительно шприцем.

- Это ваша собственная техника или один из известных всем способов?

- Мне удобно так работать, тем более мольбертом я не пользуюсь, а работаю на полу. Раньше я часто подписывал свои картины стихами, и на следующей выставке планирую вписать стихи в само живописное полотно. Лет 20-30 назад в Турции это было очень модно среди художников…

- Искусство стихосложения под силу не каждому художнику, наверное, поэтому этот тренд не нашел здесь своего распространения…

- Думаю, все-таки люди еще не готовы к этому…Даже привычка читать газеты иногда кажется дикостью. Например, в метро я всегда читаю, но замечаю удивленные взгляды окружающих. Когда я работал в Питере, также читал в метро, но и там ловил на себе изумленные взоры пассажиров.

- Очень интересны и необычны названия ваших работ, например, «Unudulmuş», почему вам захотелось написать картину под таким заголовком, ведь он не случайно появился у вас? Был ли у вас конкретный образ или это, скорее, некая социальная тенденция нашего времени?

- Дело в том, что серия портретов, которые я создаю, сделана в темных, монохромных тонах, но конкретного образа, признаюсь, не было, и под этим названием имеются в виду все те, которых люди не помнят. Это может быть даже любой бомж на улице, всеми покинутый и забытый.

- Некоторые названия работ вызывают ассоциации и дают простор зрителю, чтобы домыслить ход ваших мыслей. Например, серия работ «Sükut»…

- Эти две работы из серии «Тишина» - самые последние, они сделаны в Пиргулу. Я считаю, любой художник хотя бы месяц должен поработать там. Мы были на горе, где снимался фильм «Деде Горгуд». Там была потрясающая тишина, и в этой звенящей тишине я создал эти две картины. Необычную для города тишину я изобразил так, т.е. это может быть и тишина моря, или леса, это может быть и взгляд сверху на деревья или горы - в Азербайджане или Турции, не имеет значения.

- Ваш «Дон Кихот» просто замечателен! Как и все бакинские художники, вы также не обошли тему абшеронских пейзажей, которые, кстати, не отличаются яркой живописностью, но по-своему теплы, - работы «Alatoran»...

-Абшеронскую серию я делал, когда долгое время работал в доме моего друга Гюндюза, тоже художника, живущего в Маштага. Абшеронские пейзажи всегда перед глазами, и, скажу я вам, все зрительные и другие впечатления у художников просто так не проходят, они отпечатываются и потом всплывают на холсте. Например, я видел там святилище - пир, вот и изобразил его.

- Все откладывается в подсознании, вы достаете их, как книгу с полки, и начинаете работать с ними, хотя зарисовок и эскизов не делаете, верно?

- Да, именно так, этюдов и зарисовок я не делаю, все собирается в моей гениальной памяти (смеется), и даже через двадцать лет я могу взять оттуда конкретное художническое впечатление или воспоминание...

- Меня интересует другое: почему вам хочется написать ту или иную картину, что служит вам импульсом для того, чтобы взять в руки кисть или, как вы говорите, шприц с тушью?

- Знаете, мне не нужен импульс, мне достаточно взять в руки кисть, или бумагу, или холст, как картина появляется, независимо от моей воли, течения мыслей или каких-то образов. Это уже как бы вне меня…

 

- Ваши ученики пытаются вас копировать?

- Я заставляю их найти свой путь и почерк, прежде чем копировать кого-то. Но педагогика, скажу честно, - это не мое. Хочу заняться переводами, в молодости я пытался перевести «Мастера и Маргариту» М.Булгакова, раньше же был дефицит переводов классики на азербайджанский язык. Переводы я делаю для себя, чтобы испытать свои силы.

- Вы довольны динамикой продаж ваших картин?

- Нет, и никто не доволен, потому что этой динамики нет, но думаю, что в будущем она будет. Однако даже за границей ее нет, нужна хорошая реклама, менеджеры и кураторы, которых у нас нет, а если вас не знают, вас не купят. Если уж и в Sotheby’s начинают продавать наших художников, значит, есть надежда на будущее.

К нашей беседе присоединяется хозяин галереи художник Эмин Гахраманов, хорошо знающий и автора, и его творчество:

- Самое интересное это то, что работы Назима выходят из подсознания, это пик искусства! Абстракционизм - он или понятен, или нет, но если он не понятен, значит, человек очень отстает в своем развитии. Когда-то я недооценивал Ван Гога и предпочитал Да Винчи, но когда меня высмеял человек из деревни, я понял, насколько Ван Гог гениален, а мне надо убрать подальше свой юношеский максимализм.

Когда спустился ниже, я увидел дальше. Назиму нет цены, в нем чувствуется Восток… именно такого художника нужно поддерживать, потому что пятновое решение, т.е. думать пятнами, объемом, формой, геометрическими фигурами показать, скажем, дом, сможет не каждый, и не каждый способен это понять. Например, наскальные рисунки Гобустана - это пик, когда художник пишет на подсознательном уровне, свободно, не обремененный школой. Назим, любящий Модильяни, такой же сумасшедший, как и он. Он вовремя обратился к тому, что живет в его душе и подсознании, и его творчество стало более свободным.

Представленные работы, я считаю, сделаны просто великолепно, и на открытии выставки профессиональные художники и эксперты присутствовали не просто так, они по достоинству оценили автора. Назим не похож на какого-либо другого художника. Я поздравляю коллегу и друга с очередным творческим успехом!

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 2 июля. - С.7.