Хорошее - враг лучшего

Творческое кредо художника-фотографа Рустама Гусейнова

СОБЕСЕДНИК

Обилие в Баку выставочных салонов и художественных галерей позволяет бакинцам и гостям нашего города составить представление о развитии всех видов изобразительного искусства Азербайджана. Учитывая тот факт, что театральный сезон закрыт, галереи в некотором смысле компенсируют этот сезонный дискомфорт.

По словам директора Галереи современного искусства «Emin Qahramanov Art Gallery» Тамиллы ханым Гахрамановой, соотечественники, проживающие за рубежом и интересующиеся живописью, признаются, что еще пять лет назад в Баку художественных галерей почти не было, а сейчас их множество, и проводимые в них выставки и мероприятия заметно обогащают культурную жизнь нашей столицы.

Вот и на этот раз меня заинтересовала персональная фотовыставка с необычным названием «Песчаные волны» известного фотографа, путешественника, публициста и исследователя Рустама Гусейнова.

Надо сказать, что Рустам Гусейнов не просто фотограф - это, прежде всего, художник. Но и этих слов недостаточно, чтобы охватить тот широчайший диапазон направлений искусства, истории, архитектуры, журналистики и науки об искусстве, которыми он занимается, кстати, на хорошем профессиональном уровне.

На выставке представлены фотографии пустынных берегов родного Абшерона, омываемого пенистыми волнами седого Каспия. Черно-белый формат фотографий делает их еще более пустынными и одинокими, но вместе с тем такими теплыми и родными для многих поколений бакинцев.

Мы беседуем с Рустамом, и от меня не ускользает точечно направленный, острый и пронзающий взгляд художника и фотографа.

- Обычно ваши фотографии, в том числе тематические серии, отражают следы ваших путешествий по разным странам, в которых мы видим широчайший круг ваших интересов. Но на этот раз мы видим почти обнаженный и безлюдный Абшерон - только побережье, только песок и полоску моря, причем песок мы видим настолько близко, что можно различить зернышки песчинок. Красоту песчаных волн Абшерона вы увидели именно сейчас, если захотелось конкретно запечатлеть именно их?

- Песок дан крупным планом, чтобы понять - это абшеронский песок, а не черноморский, балтийский или средиземноморский, песок на берегу этих морей совершенно другой. Эта серия захватила меня целиком и снимки были сделаны в основном за последние два месяца, за редким исключением нескольких фотографий. Летом я больше работаю с архивами, подытоживаю какой-то очередной этап работы, снимаю очень редко. Если снимаю, то Ичери шехер, когда летнее солнце дает глубокую тень, и получаются классные фотографии, хотя отдельно по Старому городу выставки у меня не было, но по теме уличной фотографии снимки старого Баку выставлялись в Грузии, Турции, России и других странах.

Что касается нынешней экспозиции, то пляж и побережье всегда были мне интересны, а на этот раз мне захотелось запечатлеть абшеронский песок, и невольно я начал искать новые локации и снимать. Я понял, что если не оформлю эту идею в серию, она будет преследовать меня как навязчивая идея, как поэтическое вдохновение, которое четко шло и требовало выхода, не давая сконцентрироваться на чем-то другом. Так и набралась эта серия.

- Можно сказать, это был своеобразный проект, который вы выполнили и должны были представить зрителям. Побережье каких бакинских поселков вы выбирали?

- Фактически здесь представлены почти все села Абшеронского полуострова, - Бильгя, Дюбенди, Мярдякан, Шихово, вплоть до Алята и даже острова Пираллахи.

- Некоторые снимки сделаны с разных ракурсов одного и того же берега или пейзажа, тем самым фотография получает совершенно иное содержание. И еще: снимки не совсем черно-белые, ваш черный цвет несколько разбавлен солнцем или песком - это сделано намеренно?

- Есть триптих, сделанный, скажем, в Бильгя, но уже по песку можно понять, что локации на снимках разные. Что касается не черного цвета, это сделано для того, чтобы показать контраст и глубину, а для этой цели я снимаю в самое неподходящее для фотографа время - в 13-14 часов дня, когда в такое пекло на берегу, можно сказать, никого не бывает, зато тень бывает очень четкой, а контраст - жестким. Эффект получается особый, и на автомате получить такой снимок невозможно. Здесь нужно отличное владение техникой, да и физически не комфортно, когда температура под 40, а песок раскален. Фотографы обычно в такую погоду снимают Ичери шехер, когда рядом и вода, и тень, где можно укрыться от палящего солнца и передохнуть. А на побережье укрыться от солнца негде.

- Ваш песок настолько изумительный, что даже чувствуешь и слышишь его хруст под ногами, а сам он какой-то хрустальный и блестящий, наверное, от солнца…

- Я старался, чтобы у каждой фотографии была своя атмосфера.

- Вы часто подчеркиваете, что в фотографии нужно поймать эмоции, но чтобы их поймать, нужно же сначала их увидеть. Как вам удается одновременно увидеть, поймать и запечатлеть эмоции людей, зданий, пейзажей?

- Это уже дело опыта и практики, когда действия доходят до автоматизма. Это нелегко, но получается. Например, на фотографии, где возле лодки стоят несколько человек, если хоть один из них повернется в другую сторону, композиция снимка нарушится, нужно было за секунду поймать именно этот наклон туловища мужчины спереди.

- Т.е. это не постановочная композиция?

- Нет, в постановке этого добиться не получится. Бывало, когда эффект света в каком-то ракурсе держался буквально 3-4 секунды, мне удавалось его запечатлеть, пока он не исчез. Здесь проявляется умение видеть композицию, и реакция особенно не нужна, но есть случаи, где мгновенная реакция необходима.

- Вы считаете, что мастерство фотографа зависит не столько от его аппаратуры, сколько от его видения, глаза, рук и т.д. Как часто вы меняете свой аппарат на более продвинутый и технологичный?

- Фотокамер у меня шесть, не так уж и много, но среди них есть любимые, а есть и такие, которые я использую очень редко, но, так сказать, метко. Что такое техника? Это как винтовка для снайпера, т.е. нужно брать именно ту, которая ложится в руку. Если нет, то возникает дискомфорт, поэтому аппаратуру меняю нечасто. Три камеры я меняю более-менее часто, чтобы было большее количество кадров. С собой чаще всего ношу небольшую камеру для уличной съемки «Фуджи Х100».

- Вы реализуете себя во многих ипостасях, в том числе провели серию лекций в Национальном музее искусств по миниатюре. Есть ли в планах другие тематические проекты или идеи?

- Есть тематический проект на моем канале youtube, Содружества и Российского информационно-культурного центра, который называется «Беседы об искусстве». Это серия кратковременных роликов от 7-12 минут, где я рассказываю конкретно о какой-либо картине, ее истории, авторе и чем она интересна для зрителя.

- Каким образом вы пришли к идее подобного проекта?

- Я обратил внимание, что молодое поколение, к сожалению, мало читает, и большинство из них не способно осилить большой текст. Он им скучен, и читают они его нехотя. Образовательные видеолекции молодежь смотрит с удовольствием, поэтому я решил рассказать об этом в видеофрагментах, сфокусировав внимание на деталях. Этот проект есть в открытом доступе в интернете. В рамках этого проекта для Музея искусств были записаны беседы о творчестве Таира Салахова, Мир Джавада Джавадова, Тофика Джавадова, конечно же, русской живописи. Есть отдельный проект - лекции под названием «Пионер цветной фотографии. Историческое и художественное значение наследия Сергея Прокудина-Горского» для Музея истории о русском фотографе начала прошлого века, который впервые дал цветное изображение бакинской филармонии.

- Есть ли в вашем творчестве новые направления, которые вы рассматриваете в качестве источника реализации своего художественного и интеллектуального потенциала?

- Недавно в Музее современного искусства была выставка, куратором которой был я, и она была сделана во взаимодействии с голландскими фотографами в направлении этнической фотографии. Мы снимали в горных селениях, где используются старые материалы, женское население там использует традиционную одежду. Проект получился интересный потому, что голландцы замечали те моменты и мелочи, которые не видели мы, а мы их как бы дополняли.

- Скажите… вы любите своих героев, когда фотографируете их, или это не обязательно? Что вы чувствуете, когда снимаете людей, их лица?

- …Ну, да… не всех, конечно. Почти всегда я чувствую интерес, потому что, если вы относитесь к своим героям как, простите, к предметам мебели, фотография однозначно не получится. Чтобы сделать психологический портрет, нужно элементарно поговорить с человеком, понять его суть.

- Я согласна с тем, что на одном профессиональном интересе сделать столь впечатляющие фотографии и портреты невозможно, тут важны эмоции, причем обоюдные. Учитывая вашу страсть к путешествиям, чем вы собираетесь заниматься в оставшиеся летние месяцы?

- Хочу продолжить проект, начатый в прошлом году, когда в Музее искусств прошла выставка на тему «Принципы миниатюры в изобразительном искусстве». Миниатюра как вид изобразительного искусства и живописи имеет свои законы и принципы, и идея этой выставки состояла в том, что музей выставил миниатюры из своей коллекции, а я экспонировал современные фотографии, но снятые по принципам миниатюры.

Смотрелось достаточно интересно, и эту тематику я намерен продолжить и показать, что все принципы нашего исторического наследия Тебризской школы миниатюры спокойно применимы в современной фотографии. Это не просто интересный опыт, который можно применить, но это еще удивительно красиво и эстетично.

Многие наши живописцы и фотографы, не знающие историю нашего искусства и корней, в этом плане очень обеднены, ибо инструмент средств, которыми они могут пользоваться, ограничивается. Дело не в том, чтобы посмотреть миниатюру и сделать точно такую же. Нет. Нужно изучить композиционные законы миниатюр, точно знать, скажем, в чем различие Тебризской школы миниатюр от Исфаханской, или Бухарской, а то иногда они не могут отличить миниатюры великих моголов от миниатюр, допустим, эпохи Каджаров.

Это становится интересным с точки зрения реализации современного искусства, а не просто наследия культуры. Эта работа требует достаточно высокой эрудиции, времени, изучения архива разных музеев и стран, чтобы посмотреть, как разные люди решали эту задачу, что очень важно.

Нынешнюю выставку «Песчаные волны», которая состоит из 25 снимков, я выбрал из 300 работ. Мой принцип таков: хорошее - враг лучшего! Если есть один сильный кадр и пятьдесят хороших, я выберу один сильный.

- Это оптимальный принцип для творческого человека, ведущий к успеху. Только так можно и нужно держать планку. Удачи вам, Рустам!

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 24 июля. - С.7.