Визитная карточка Баку

Пока есть бакинцы, шансон будет в тренде

    Жанр шансона появился в музыкальной культуре Баку в середине прошлого века, и создателем его считается неповторимый исполнитель азербайджанских песен народный артист Мирза Бабаев, чей голос редчайшего романтического тембра положил начало новому направлению т.н. городского романса. Не зря он получил прозвище Мирза Монтан за схожесть исполнения со знаменитым французским шансонье середины прошлого века Ивом Монтаном. Люди среднего и старшего поколения помнят, как этот замечательный почин был подхвачен другими профессиональными певцами и просто любителями авторской песни под гитару.

Шансон с первого дня своего появления был востребован и пользовался огромной популярностью среди поклонников музыки в силу незамысловатости мелодии, простых слов о любви, о сиюминутных переживаниях человека, порой насмешливых и комичных, о его проблемах и мыслях. Можно сказать, шансон - это монолог, в котором участвуют и композитор, и поэт, и исполнитель, а порой все трое соединялись в одном лице певца под собственный аккомпанемент.

Шансон часто исполнялся на русском языке представителями других наций, коими во все времена богат Баку, чаще всего азербайджанские исполнители пели его на русском с приятным азербайджанским акцентом, причем искусственно усиленным, чтобы выделить какой-то комичный или сатирический аспект в тексте. В то время этот жанр был неотъемлемой частью азербайджанской эстрады, востребованным и всенародно популярным. Песни этого жанра исполнялись на нескольких языках - азербайджанском, горско-еврейском, русском и других, зачастую в одной песне использовалось несколько языков одновременно, что придавало ей особый, притягательный колорит.

В связи с известными общественно-политическими событиями в конце прошлого века интерес к шансону несколько снизился, и многие связывали это с уменьшением числа русскоязычного населения в Азербайджане. Однако, несмотря на это, на радио и телевидении, на народных торжествах и застольях бакинский шансон все также звучал и пользовался популярностью и расположением публики. Заводной характер и незатейливый бакинский юмор шансона не позволяли забыться этому всенародно любимому жанру музыки.

Наравне с азербайджанцами шансон пели и армяне, и русские, и евреи, и лезгины, причем они запросто могли исполнять песни друг друга, и при этом между ними никогда не возникало каких-либо проблем. В некотором роде в стиле шансона исполнялись и т.н. блатные авторские песни.

Подчас в самодеятельных песнях были посвящения знаменитым бакинским дворикам, где люди разных национальностей жили одной семьей, делились всем, что имели, сообща отмечали праздники, где все старались в первую очередь сделать добро, принести пользу ближнему, признавались в любви к родному городу. Это придавало бакинскому шансону свое лицо, и он стал не только неотъемлемой частью нашей эстрады, но и своеобразной визитной карточкой азербайджанской эстрадной музыки за рубежом как неотъемлемой части истории советского Баку.

Одним из самых популярных в Азербайджане исполнителей в этом жанре был знаменитый Айдынчик, кассеты с записями песен «Эльнара», «Бакы юрдум», «Джамиля» которого ходили по рукам и не сходили с уст. К сожалению, сегодня мы не видим его так часто, как хотелось бы, но от этого жанр шансона не утрачивает своей прелести. Новые поколения исполнителей, подхватив репертуар шансона прошлого века, способствуют его преемственности и пропаганде.

Хоть многие и считают, что шансон несколько сдал свои позиции, в памяти настоящих бакинцев и в их устах он все также живет, здравствует и пользуется любовью столичной публики. Можно сказать, что жанр шансона чем-то сродни жанру мейхана в том плане, что они оба возникли в Баку, присущи менталитету коренных бакинцев и поются на бакинском диалекте, что делает его особенно сладостным. Поэтому однозначно можно утверждать, что шансон будет жить, пока живут Баку и бакинцы. В нем теперь уже невольно отражается еще и ностальгия по Баку середины прошлого века, особым отношениям между людьми, по их простоте, человечности, участию и чуткости, по той неповторимой атмосфере, которая царила в Баку, который напоминал густой и сочный конгломерат наций, народностей и культур.

Известный и любимый публикой исполнитель шансона Арзу Рзаев как-то высказал интересную мысль о том, что «люди, ставшие бакинцами после обретения страной независимости, не понимают прелести этого жанра, и их нельзя в этом упрекать, ведь они не привыкли к нему, он для них в новинку и потому кажется странным». Шансон остался приятным воспоминанием и добрым наследием советского периода музыкальной культуры Баку. Слава Богу, живут и здравствуют шансонье прошлого века, к ним присоединяются молодые исполнители и шансон исполняется сегодня и на азербайджанском языке.

Помимо упомянутых выше Айдынчика и Арзу Рзаева, шансон сегодня поют Эюб Ягубов, Джейхун Бакинский, Фархад Бакинский, Самед Самедов, Ильгар Саиль и другие, способствуя повышению интереса к этому жанру среди молодого поколения азербайджанцев, хотя также нужно констатировать заметное уменьшение рядов композиторов, пишущих в этом жанре.

Например, Эльчин Иманов успешно продолжает писать музыку в стиле шансон, подбирая текст на азербайджанском, хотя многие считают, что причиной снижения интереса публики к шансону, который сегодня исполняется, в основном, в ресторанах, является уменьшение числа русскоязычных слушателей и исполнителей.

Композитор как-то сказал, что «бакинский шансон отличается от зарубежных тем, что в нем присутствует национальный колорит, ведь во время исполнения певцы иногда включают в него короткие отрывки из мугамов, что могут делать только азербайджанцы». Разумеется, к шансону нельзя предъявлять высокие профессиональные требования по части музыки или слов, никоим образом. Скорее, этот жанр в большей степени актуален на ностальгическом уровне, нежели профессиональном. В то время, когда не было интернета, и певцы с почетными званиями выходили в телеэфир раз в два-три месяца, популярные среди народа исполнители шансона звучали каждый день на улицах, в домах и автомобилях, в ресторанах, на знаменитых Кубинке и Советской…

В связи с этим невозможно не испытывать благодарности к организаторам I Бакинского международного фестиваля шансона, который проводился в Оперной студии Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли. Целых два дня исполнители радовали любителей шансона своими старыми и новыми песнями, которые воспринимались публикой на «Ура!» с неизменными бурными аплодисментами. Концерт надолго останется в памяти благодарных поклонников шансона яркостью и разнообразием репертуара исполнителей.

Помимо азербайджанских исполнителей шансона - народных артистов Эюба Ягубова и Ильгара Мурадова, Джалала Аббасова и Арзу Рзаева, в концерте принимали участие и зарубежные гости - заслуженный артист Украины Николай Трубач, Владимир Маркин, Брендон Стоун, Анатолий Алешин и Полина Герц. Таким образом фестиваль шансона приобрел международный характер.

Шансон располагает к теплоте и душевности, и об этом говорили все участники концертной программы, а создавала атмосферу единения в музыке шансона благодарная и чуткая бакинская публика. Исполнители пели не только музыку в стиле шансон, но и свои полюбившиеся слушателями популярные песни, которые с первых же аккордов вызывали шквал аплодисментов и дружное подпевание публики, - «Самолет Баку-Москва» Эюба Ягубова, «Джана» Арзу Рзаева, «Эльнара» Айдынчика и др.

Концерт, собравший полный аншлаг, запомнился тем, что публика устраивала эмоциональную овацию как встречая исполнителя, так и провожая его. Инициатива проведения фестиваля шансона имела огромный успех, и оба его концерта заканчивались почти к полуночи. Организаторы задумали устроить для бакинцев праздник музыки, и надо сказать, им это удалось.

Несмотря на поздний час, известный исполнитель шансона Арзу Рзаев любезно согласился дать эксклюзивное интервью газете «Каспiй»:

- Позвольте выразить вам благодарность за то, что своими песнями вы погрузили нас, бакинцев, в атмосферу Баку середины прошлого века, по которому все мы испытываем ностальгию! Как вы думаете, жанр шансона в XXI веке утратил востребованность в обществе или нет?

- Часто шансон называют бакинской или столичной музыкой, а некоторые скептики говорят, что такого понятия нет вообще. Я задаю встречный вопрос: если есть понятие Баку как города и некоего сообщества, значит, есть и его городская музыка. Одно дело петь на русском, а другое - петь по-русски. Это разные вещи. Бакинский русский говор - это совершенно другое. Любая песня, спетая по-русски, не даст эффекта бакинского шансона, он особый и неповторимый, и не обязательно исполнять его по-русски. Синтез языков, выражений, произношений и дает в шансоне тот неповторимый бакинский привкус. Сладкий русско-бакинский говор нравится многим представителям постсоветского пространства, именно он и делает оригинальным наш шансон. Двуязычие бакинцев, когда они незаметно переходят с азербайджанского на русский и наоборот, - присуще только нам, бакинцам, и отличает нас от других.

- Может ли бакинский шансон служить в какой-то степени визитной карточкой Баку?

- Помните мою песню «Джан, Баку»? В 1994 году музыкальной заставкой передачи «Бакы сааты» знаменитой радиостанции «Голос Америки» была эта самая песня Арзу Рзаева. Это факт, о котором я не знал, но мне сообщили люди, регулярно слушавшие в то время эту программу. Но, как говорится, насильно мил не будешь, и все, что делается с любовью, вызывает ответное чувство и остается надолго. В жанре поп нет той искренности и душевной теплоты, которая есть в шансоне, и чтобы что-то показать слушателю, нужно быть максимально искренним с ним, убедить его своим чистосердечием и тем, что ты поешь не только для всех, но и для каждого. Это очень важный момент.

- Пишут ли сегодня композиторы в жанре шансона? Как насчет нового репертуара в этом стиле?

- Новые песни в стиле шансон есть, например, Эльчин Иманов пишет, или песня бакинца Сергея Колесниченко, которую сегодня я спел. Есть бакинцы, живущие в других странах, сердцем остающиеся здесь, в Баку, скажем, наш Игорь Тимаков. Бакинцы за границей пишут и исполняют шансон, но у них, к сожалению, отсутствует подпитка самой земли, родины, соотечественников, атмосферы Баку…

На этом фестивале прозвучали новые песни, мы работаем над ними, делаем записи. И фестиваль организован именно для того, чтобы в некотором роде возродить этот жанр, который, однако, ничуть не утратил своей популярности среди бакинцев. Есть же фестивали джаза, мугама, ашыгской музыки, и совершенно справедливо решили сделать фестиваль шансона, и за это Зауру большая благодарность! Я уверен, что шансон может собрать аудиторию, превышающую зал Оперной студии.

- В этом нет никаких сомнений! Пока есть бакинцы, шансон будет в тренде! Благодарю вас!

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 11 июня. - С.13.