Мир красками без нас не смог сиять…

Рукоделие как искусство, профессия, хобби

ТВОРЧЕСТВО

Женское творчество - это бескрайняя тема. Об изящном рукоделии веками слагали стихи и даже песни. Но каждая эпоха вносит свой вклад в развитие ремесел - как хобби, так и профессиональных. Исчезают одни материалы и даже предметы декора, появляются другие, новые…

К примеру, еще полтора-два столетия назад европейские дамы с удовольствием вышивали крупные панно для каминных экранов - это было и способом самовыражения, и практичным вкладом в домашний интерьер. В наши же дни далеко не каждый знает, что такое каминный экран и зачем он нужен. И наоборот, современное развитие науки и техники представило нынешним рукодельницам такие материалы, о которых их прабабкам оставалось только мечтать. Вот о таких новейших хобби мы и поговорим - на примере творчества ряда бакинских рукодельниц.

Все вкусное - в мыло!

Одно из самых необычных новых современных видов творчества, которым увлекаются в основном женщины, - это мыловарение. Оно имеет две разновидности - заливка в формы растопленной, нейтральной по цвету и запаху готовой мыльной основы с разными добавками на свой вкус для оттенка, аромата и декора; и полная варка мыла «с нуля» (то есть из воды, жиров и щелочей), как на заводе.

Первый способ требует меньше специальных навыков и вообще менее затратный во всех отношениях - от времени до денег. Он позволяет получать замечательно красивые и при этом практичные мыльные сувениры разной формы и разного цвета, украшенные порой самыми неожиданными вставками, от сухоцветов до мини-игрушек. А кроме того, он может служить отличным видом совместного досуга для взрослых и детей.

Второй способ требует основательных познаний в химии и косметологии, а также много времени и терпения. Для детского досуга он категорически не годится, так как требует строжайшего соблюдения техники безопасности при работе со щелочами. Зато он позволяет получить не просто красивое сувенирное мыло, а истинно косметический продукт, обладающий полезными свойствами для кожи и волос. Потому что только в мыло «с нуля» можно щедро добавлять эфирные и иные масла, разного рода настойки и твердые добавки вроде лечебной глины. Его «вместимость» в этом плане очень велика, тогда как покупная основа для сувенирного мыла не слишком податлива на добавки.

Общее же у обоих видов мыла ручной работы то, что такой вид творчества очень сильно будоражит фантазию изготовительницы, заставляя изобретать все новые и новые виды продукта и радуя покупателей широтой ассортимента.

Севда Гасымова известна в Баку как одна из наиболее успешных рукодельниц, работающих в такой сложной сфере, как мыло «с нуля» (сама она предпочитает называть его «живым мылом»).

 

Она, конечно, не обходит своим вниманием и подарочное мыло из готовой основы, которое дает огромную свободу для выбора форм и создания тех же праздничных сувениров - например, барашков на Гурбан байрамы или елочек к Новому году. Но большую часть своих усилий все же тратит на изготовление натурального мыла с лечебными свойствами.

Вот уже пять лет она занимается мылотворчеством, изобретая новые рецепты - сейчас в ее личном ассортименте уже более полусотни наименований. К примеру, мыло для проблемной кожи на масле ним и масле чайного дерева, мыло-шампунь для волос на пиве с медом и крапиве с ментолом и шелком и многое-многое другое…

 «Все вкусное - в мыло!» - таков девиз Севды Гасымовой. На продукты питания она смотрит глазами мыловара, ведь в эту продукцию в процессе изготовления можно вмешать очень многое из того, что мы видим на прилавках супермаркетов и базаров: молоко, вино, пиво, свежевыжатые соки овощей и фруктов, отруби, рисовую муку, овсянку, мед и т.д. А также разновидности лечебной глины, натуральные коконы шелка и ряд других интересных добавок…

- Свой бренд я назвала Gasimoff Natural Handmade Soap, - говорит С.Гасымова. - И для меня это большая ответственность: раз на продукции стоит моя фамилия, я не могу сделать ее плохо. Да, натуральное мыло стоит недешево, но я стараюсь делать его не только максимально качественно, на совесть, но и из лучших, первосортных материалов. В моем мыле есть душа, и мне не все равно, кто его купит. Я хочу, чтобы оно доставалось тем, кто может его по достоинству оценить. У меня сложился свой круг постоянных клиентов, и все они - очень хорошие люди…

А еще мне очень важно предлагать людям мой продукт в достойной упаковке, поэтому я уделяю много внимания пакетам, этикеткам, наклейкам. И, разумеется, подробному описанию товара, ведь это очень важно для косметической и лечебной продукции. Мне часто говорят: «Как у вас все аппетитно расписано!». Это очень точно подмечено. Я по образованию филолог, занималась журналистикой и трепетно отношусь к тексту, а еще мне очень интересна кулинария, так что слово «аппетитно» тут подходит как нельзя лучше.

Калейдоскоп возможностей

Роспись по стеклу так называемыми витражными красками - еще один популярный в наши дни вид творчества, весьма широко распространенный, так как в этой сфере открывается поистине безграничная свобода для фантазии.

Краски по стеклу, в зависимости от степени своей прозрачности, могут заставить фрагменты орнамента напоминать стекла витражей, а могут имитировать какие-то другие материалы. Палитру возможностей в данном виде творчества дополняют вспомогательные материалы, используемые при росписи стекла, - цветные и металлических оттенков контуры, глиттеры (блестки), различные покрытия - например, имитирующие иней.

 

Ввиду большой распространенности этого хобби тем, кто им занимается, приходится выдерживать сильную конкуренцию. Тем ярче виден талант тех, кому это действительно удается.

Диляра Бахшиева - стоматолог по образованию. Еще в раннем детстве она подавала большие надежды как юный художник, однако в старших классах увлеклась генной инженерией и решила пойти в медицинский вуз. Недобрав пяти баллов до проходного на желанный факультет, поступила на стоматологический, однако по окончании его полностью ушла в прикладное искусство. Начав с бисероплетения и перепробовав множество техник, в конце концов смогла в полной мере реализовать себя в витражной росписи.

- В этом деле растворяешься полностью, получаешь свою жизненную энергию, вот почему это трудно назвать работой - только любимым делом, - говорит Диляра.

Наиболее частые предметы для росписи у нее - стаканчики-армуду, хотя она успешно расписывает и любую другую посуду, а также елочные шары. Излюбленные мотивы в орнаментах - национальные. Они напоминают то прозрачное многоцветье оконных переплетов-шебеке, то причудливые завитки орнаментов платков-келагаи, то плотные, сочные краски перегородчатой эмали, которая так характерна для традиционного азербайджанского ювелирного искусства.

Эффекту цветной эмали способствует использование автором не только прозрачных оттенков витражных красок, но и почти непрозрачных, густых тонов, разделенных золотистым контуром, имитирующим металлические перегородки так называемой горячей эмали. Если имитация витража-шебеке более эффектно выглядит в работах, предназначенных для рассматривания на просвет - в тех же армуду, например, или в вазочках, сахарницах, то вещи с имитацией эмали более выигрышно смотрятся, если они не рассчитаны на игру света, - например, настольные или настенные блюда. Тогда витражные краски визуально почти полностью напоминают металл. Таким образом, Диляра Бахшиева очень органично соединяет в своих работах навыки имитации витража и любовь к ювелирному искусству.

Еще один автор, работающий в витражной росписи, - Арзу Магеррамова - не только сама занимается такой росписью, но и обучает взрослых и детей в арт-студии в Ичери шехер. Экономист по профессии, она после окончания вуза занялась изобразительным искусством как хобби. Начала с живописи, но очень быстро почувствовала, что ее гораздо больше интересует прикладное искусство. Попробовала витражную роспись - и поняла, что нашла именно то, чем ей больше всего хотелось бы заниматься.

Началось все с тех же армуду. Эти стаканчики грушевидной формы, рассчитанной на сохранение чая горячим, с одной стороны, являются неотъемлемым атрибутом азербайджанского быта (а значит, гарантируют практический интерес покупателей к творчеству автора), а с другой - дают возможность прикладнику, работающему витражными красками, воплощать в жизнь самые разные идеи по декору. Особенно если прикладник любит мини-формат - ведь армуду очень небольшие по размеру. А Арзу Магеррамова как раз любит мини-формы - к примеру, с удовольствием расписывает кулоны. Но это не значит, что крупные вазы, блюда и прочие виды посуды вне сферы ее интересов. Она создает даже крупные панно, написанные витражными красками, причем на самые разные темы.

- Я расписываю все, что можно расписать, - улыбается Арзу Магеррамова. - Стараюсь никогда не повторять композиций и делать все в единственном экземпляре. Люблю осваивать новое, поэтому у меня есть работы на разные темы - от национальной до африканской.

Отличительная черта работ Арзу Магеррамовой - стремление к сюжетности, а не орнаментальности, в том числе наличие тех или иных персонажей. Даже на поверхности маленьких армуду она часто ухитряется изображать людей в национальных костюмах и целые бытовые сценки - например, игру на национальных инструментах или танец.

Штрихи к женской красоте

Полимерная глина, которая в наши дни привлекает внимание очень многих прикладников, - это самозатвердевающий или запекаемый пластик. По виду она напоминает пластилин. Но в отличие от пластилиновых, изделия из полимерки в дальнейшем не теряют формы, они неуязвимы для высоких температур, воды и ударов, их оттенки не размываются и не смешиваются друг с другом. То есть изделие из полимерной глины получается твердым и практически вечным. А еще - намного более легким, чем изделие такого же объема из пластилина или обычной глины.

Все это делает полимерку бесценным материалом для изготовления рамок для фотографий, кукол, мелкой пластики (мини-статуэток), брелоков и, конечно, бижутерии. Вот о бижутерии мы и поговорим подробнее.

Айтадж Рагимова окончила АПУ имени Н.Туси, где училась на факультете художественной графики и рисования. Три года назад она увлеклась созданием украшений из полимерной глины и сейчас уже вполне определилась с кругом своих предпочтений в этой непростой и очень широкой сфере. Ее работы - это серьги, броши, кулоны, украшенные цветами (чаще - розами), а также колье довольно сложной, иногда ступенчатой формы с подвесками. Некоторые украшения ее работы имеют геометризированную форму, в том числе такие, что изображают человеческие фигуры.

- Люблю работать в абстрактном стиле и стараюсь, чтобы каждая работа имела свой смысл, - говорит А.Рагимова. - Считаю себя художником, рисующим глиной.

Это очень удачное определение с ее стороны - насчет рисования глиной. Нужно очень много терпения и вкуса, чтобы проработать мельчайшие детали украшений из полимерки. Особенно восхищают лепестки крохотных роз в серьгах и кулонах, ведь капризная царица цветов требует к себе особого внимания всегда и везде - не важно, выращиваешь ты ее в саду или изображаешь кистью или в глине.

Надо отметить и то, что Айтадж Рагимова активно работает с цветом, не боясь насыщенных оттенков и самых смелых сочетаний. Ее украшения часто очень яркие, сочные, оптимистичные по колориту и многоцветные, как мозаика.

 

Другой талантливый мастер по изготовлению украшений из полимерной глины, Сабина Миркишиева, также занялась этим видом творчества около трех лет назад. Начинала с бижутерии, но затем распространила свой интерес и на другие виды изделий - сувениры, предметы декора. Попробовав себя в различных областях применения полимерной глины, она под влиянием требований заказчиков сейчас больше специализируется на невероятно популярных керамических кружках с рельефным декором из полимерки, однако и бижутерии из этого удивительного материала по-прежнему старается уделять достойное внимание.

- За три года я многому научилась и продолжаю оттачивать свое мастерство. Благодаря творчеству я познакомилась с очень хорошими людьми, появились постоянные заказчики, с некоторыми даже успели подружиться, - с теплотой вспоминает Сабина Миркишиева. - Лепка - это моя любовь на всю жизнь!

В женских украшениях С.Миркишиева любит соединять полимерную глину с различными бусинами, оживляющими букетные композиции, в которых бусины обычно играют роль ягод. Из цветов она чаще всего изображает пион, по поверью, приносящий счастье в любви. Комплект из кулона, серег и браслета с россыпью пионов - одна из лучших ее работ.

В несколько ином, чем большинство мастеров, очень характерном и узнаваемом ключе работает Камилла Керимова. Ее композиции не только в украшениях, но и других аксессуарах и сувенирах выполнены в полимерной глине, но этот материал там не солирует. Наоборот, иногда полимерка в работах этого автора прячется, маскируясь под совершенно иные поверхности - древесину, стекло или металлический сплав. А главное, она щедро разбавлена различными вкраплениями, иногда довольно неожиданными - деревом, ювелирной смолой, деталями от часов и иными техническими элементами…

- Я создаю украшения в различных техниках и стилях, среди которых преобладают этно и стимпанк. В последнее время разрабатываю изделия в духе киберпанка и дизельпанка, - рассказывает Камилла Керимова. - Увлечение хэндмейдом у меня началось с полимерной глины, впоследствии добавились и другие материалы. Идеи приходят спонтанно - под влиянием музыки, например. Иногда я попадаю в мейнстрим, но все равно стараюсь делать что-то отличающееся, имеющее свою индивидуальность, хотя оно и создано по мотивам популярного фильма, книги или течения.

В работах Камиллы Керимовой нередки изображения животных и легендарных существ. Например, среди ее работ можно увидеть кулоны с пантерой, вороном, совой и даже мифологическим монстром Ктулху из произведений Лавкрафта… Есть кулоны с рисунками в духе гобустанских петроглифов, с сосной на вершине горы по мотивам стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» и круглый кулон с кистями понизу и изображением каравана, напоминающий по абрису знаменитый индейский оберег «ловец снов».

Особенно впечатляет кулон «Анатомическое сердце» в духе стимпанка. Это не традиционное сердечко а-ля «валентинка», а вполне реалистическое изображение сердца, вскрытого так, что виднеются шестеренки, скрытые внутри. Красивая аллегория, креативная задумка - и весьма тонкая работа в полимерной глине.

Замшевая ящерица в медной оправе

Каким бы широким ни был ассортимент новых современных хобби для рукодельниц, число этих видов творчества неуклонно увеличивается, вовлекая в орбиту интересов все новые талантливые личности. Иногда этому способствует появление новых, непривычных материалов и инструментов, а иногда - возможность нестандартно взглянуть на привычные.

Наргиз Гулиева ворвалась в мир прикладного искусства ярко и стремительно. Она из тех людей, что во всем ищут новые, нехоженые пути, и рукоделие не стало исключением из этого правила ее жизни. Решение заняться творчеством пришло к ней совсем недавно, несколько месяцев назад. И выбор ее пал на очень нестандартную сферу - изготовление украшений из натуральной кожи и замши.

Это почти ювелирное ремесло, довольно кропотливое и тонкое, так как кусочки кожи и замши превращаются во что-то - допустим, в лепестки цветов - путем медленного изменения их формы посредством обработки огнем и клеевым раствором. При этом рукодельнице необходимо иметь очень чуткие пальцы. Но Наргиз Гулиева по профессии пианист, и пальцы у нее как раз подходящие. Муза в данном случае прилетела по адресу.

Кусочки кожи и замши складываются в цветы, листья растений, крылья насекомых… Их мягкую фактуру удачно дополняют переливы самоцветов - граната, жемчуга, бирюзы, кораллов, аметистов, агатов. Например, одно из колье представляет собой замшевый силуэт ящерицы в сочетании с пестрыми камнями, напоминающей узоры ее шкурки, а медного оттенка фурнитура довершает впечатление.

На днях Наргиз Гулиева выставила свои работы на первой в своей жизни арт-ярмарке. Мероприятие не только оставило у нее яркие впечатления, но и навело на мысль о дальнейших творческих планах.

- На выставку я принесла несколько колье и броши, в основном в виде цветов. Кстати, одно из этих колье, с изображением граната, приобрела депутат Ганира Пашаева. Я заметила однако, что очень большой популярностью пользуются именно броши, - меня даже спрашивали, не могу ли я, мол, открепить вон тот кожаный цветок от колье и сделать из него брошку. Очень понравилась посетителям брошь со стрекозой. Вообще, как я поняла, животные не менее интересны как орнамент брошек, чем цветы. Мне и самой они нравятся, так что буду продолжать в том же направлении. А еще планирую делать ажурные украшения из плетеной проволоки и ювелирной сетки.

Наиля БАННАЕВА,

Искусствовед

Каспiй.-2019.- 16 марта.- С.16-17.