Друг, который всегда спешил…

С приездом Исмаила Мамедова деятельность бакинской диаспоры Нью-Йорка оживлялась

ПАМЯТЬ

 «Наконец-то!», - с облегчением подумал я, услышав знакомый голос художника в телефонной трубке. «Я уже в Нью-Йорке!», - весело подтвердил Исмаил Мамедов свое прибытие, и, представив его добрую улыбку, я ответил ему взаимностью.

Для бакинской диаспоры Нью-Йорка каждый приезд Исмаила означал подъем ее творческой деятельности, заряженной работоспособностью и энергией неутомимого художника. А главное - его доброжелательное участие в жизни эмигрантской интеллигенции. Даже наше знакомство произошло в результате его активного участия в одном из праздников, устроенном Постпредством Азербайджана при ООН.

Гости с удовольствием общались между собой, охотно пользуясь услугами вездесущего фотографа. Вот и я попросил его запечатлеть нашу группу друзей. Мило улыбнувшись, он не заставил нас долго ждать и, сделав несколько кадров, исчез в толпе других желающих сохранить добрые воспоминания об этом вечере. И только его седая шевелюра как перископ выдавала его хаотичные передвижения среди гостей. Уже после я узнал, что этот человек и есть тот самый художник Исмаил Мамедов, добровольно взявший на себя обязанности фотографа.

Так произошло наше знакомство, переросшее затем в искреннюю дружбу. Мы нашли друг друга, как если бы расстались только вчера, - столько общих интересов обнаружилось. Вскоре у нас образовался триумвират: к нам примкнул еще один бакинец - скульптор Эмин Гулиев. Разностороннее творчество только сближало нас - в беседах мы находили много общего. Как-то Исмаил, пробовавший себя в различных ипостасях своего таланта, рассказал о своем опыте в монументальной живописи. В конце 80-х годов, в дни бурных волнений в Баку, мастер работал в кинотеатре Азербайджан, создавая на стене фойе фрагмент фрески распятого поэта Насими. Художник сопереживал поэту, нашедшему смерть за свои убеждения в чужой Сирии, и пытался отразить это в своем творении.

…Разъяренная толпа, распалив себя домыслами о назначении скульптуры на Площади фонтанов, неумолимо приближалась к кинотеатру. Законом толпы является любой экстремистски брошенный лозунг. «Здесь рисуют Ису!», - истерически завопил один из идеологических лидеров толпы, и «девятый вал» зловеще вкатился в фойе, обещая расправу, подобную устроенной Насими.

В этот момент рабочий кинотеатра вышел вперед и сказал: «Это Насими, с него кожу живьем сдирают. Он принес себя в жертву ради вас, а вы…». В толпе наступило замешательство, а потом кто-то заявил: «Мы бастуем, а этот сидит. Почему он не с нами?». Тут уже он не выдержал и ответил: «Если буду бастовать вместе с вами, то этот момент истории, который я пытаюсь сейчас сохранить, безвозвратно уйдет от нас». Одним словом, ничего не добившись, они ушли...

 

Но то, что не удалось восставшей толпе, нашло отражение в обновленном демократическом обществе. Новые боссы, не имея понятия о фресках Альфаро Сикейреса, Диего Риверы и вообще о живописи, по существу являясь местными вандалами, соскребли творения Исмаила в кинотеатре Азербайджан, где на площади в 200 квадратных метров было изображено 160 типажей из истории кино; а также в фотоателье «Ретро», что на Площади фонтанов и в кооперативном кафе, где Исмаил с другом расписал сцены из азербайджанских миниатюр. Чтобы разрушить культуру Римской империи, понадобилось нашествие многочисленных племен готов, гуннов, варваров. А чтобы уничтожить росписи Исмаила Мамедова, понадобился, очевидно, всего один росчерк пера какого-то «уважаемого» бюрократа…

Но мастер не сдавался. В годы работы главным художником в Музкомедии Исмаил стал художником-постановщиком более 30 спектаклей, среди которых оперетта Имре Кальмана «Цыган-премьер», поставленная на русском языке. Были красочные постановки и в Аздраме, в Русском драматическом театре. По заказу Управления заповедника «Ичеришехер» Исмаил Мамедов создал сувенирное издание «Баку в рисунках», включающее разделы «Ичеришехер», «Баку-центр», «Абшерон», «Азербайджан». Комплект предназначался для презентации на крупной международной выставке в Китае.

Посольство США в Азербайджане предоставило художнику возможность принять участие в издании литературы для детей из произведений американских авторов, переведенных на азербайджанский язык. Это иллюстрации и дизайн двух книг: Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз», более известной у нас как «Волшебник Изумрудного города», Сида Флейшмана «Мальчик для битья», а также АBИ «Криспин, Свинцовый крест», Лоис Ловру «Избранный человек».

Не обидел художник и свой родной Ичери шехер. Он подготовил к печати сказку для детей, участвовал в ряде выставок как в Баку, так и в районном центре Габала.

Как известно, в Баку уже 17 лет функционирует единственный в мире Музей миниатюрной книги, созданный по инициативе и на основе частной коллекции Зарифы Салаховой. И здесь Исмаил проявил свой талант художника-оформителя в большинстве выпущенных музеем книг. С гордостью могу сказать, что и моя мини-книга «Мелодии Абшерона» с шестью рассказами, выпущенная обществом «Книга» АР, также прошла через талантливые руки Исмаила Мамедова. Сейчас и она входит в экспозицию Музея мини-книги.

А для Министерства культуры и туризма художник подготовил более 20 рисунков о корифеях музыкальной культуры - Узеире Гаджибейли и Гара Гараеве. Когда в Баку проходил Международный фестиваль М.Ростроповича, то для музея Леопольда и Мстислава Ростроповичей художник нарисовал всех участников на фоне бакинских мотивов.

Приезжая в Нью-Йорк, Исмаил обязательно посещал главные музеи города и в результате собрал обширный фотоматериал по бесценным шедеврам Метрополитен-музея и МоМА, которые с помощью информагентства «Тренд» сделали в Баку 70 фотосессий.

Вот как однажды он рассказал мне об увиденном: «Когда я бесконечно бродил по залам и не уставал восхищаться этими бесценными сокровищами большого искусства, решил поделиться этим с бакинцами, не у каждого из которых есть возможность увидеть эту красоту. Надеюсь в будущем продолжить съемку в музеях Вашингтона и Филадельфии».

Неугомонный друг сразу же по приезде в Нью-Йорк окунался в суматоху открытия художественных выставок, где экспонировалось творчество бакинских художников американского розлива: Эмин Гулиев, Адыль Везиров, Ренат Зарбаилов, Стас Шпанин. А Эмин Гулиев еще и представлял скульптурные и живописные работы своих юных учеников.

Счет персональных и групповых республиканских и международных выставок Исмаила Мамедова перевалил за несколько десятков, а число стран, их экспонирующих, дошло до 20. По крайней мере, можно уверенно утверждать, что двухлетнее сотрудничество в области создания марок принесло художнику возможность войти с ними в мировой каталог.

Кульминацией своего карьерного роста Исмаил считал назначение на должность арт-директора англоязычного журнала Visions of Azerbaijan, предназначенного для распространения за рубежом интересной информации об истории и культуре Азербайджана.

Когда в 2009 году Союз журналистов Азербайджана принял меня в свои ряды, то именно Исмаила я попросил привезти в Америку мой членский билет. Как потом со смехом рассказывал сам Исмаил, он героически ворвался в эту организацию и заявил, что не уйдет без билета для друга. Читатель наверняка понимает, каково это - в одночасье вытребовать у чиновников чужой документ. И я, оценив этот подвиг, пригласил Исмаила к себе домой отметить мое славное приобщение к обществу журналистов далекой родины.

Весь путь друга на автобусе с 8-й авеню Манхэттена до моего города Элизабет (Нью-Джерси) я контролировал по телефону. Но едва выйдя из автобуса, любознательный Исмаил сразу же попросил показать ему город. Мы пересели в мою машину и совершили обзорную поездку. Весь маршрут Исмаил неутомимо щелкал фотоаппаратом. В заключение я решил сделать художнику сюрприз и повез его в городской парк. Вот здесь и проявилась огромная любовь Исмаила к природе: его камера снимала все - от дерева до букашки. Конечно, не забыли мы запечатлеть и себя самих. Главное, что нашел для себя Исмаил здесь, - благоуханный воздух. Он глотал его и никак не мог надышаться.

Дома нас, конечно, ждал бакинский плов, который с большим мастерством приготовила моя супруга. Она до сих пор тщательно оберегает его рецепт. Так и запомнился нам этот радостный день: приезд Исмаила в нашу обитель.

Но в основном мы встречались на праздничных мероприятиях, устраиваемых Постпредством Азербайджана в ООН и Еврейским культурным центром Нью-Йорка. Именно посещением детского сектора Му Way Еврейского культурного центра запомнился последний приезд Исмаила Мамедова в секцию рисования класса Эмина Гулиева. Ребятишки получили от мэтра мастер-класс - именитый художник раскрыл много интересного по основам техники рисования.

К тому же на тот момент он преподавал рисование в одной из бакинских школ. Ведь и сам Исмаил когда-то посещал кружок рисования в Бакинском доме пионеров.

Мои воспоминания об Исмаиле основываются не только как о прекрасном художнике, а больше как о замечательном, отзывчивом, внимательном друге, который всегда и словом, и делом приходил на помощь. Его замечательных советов и правдивой интерпретации событий очень не хватает мне в сегодняшнем мире.

В память о незабываемом друге в своей американской квартире я создал уголок картин Исмаила Мамедова. Это - «Улочка, ведущая к Девичьей башне» и мой портрет, наблюдающий за жизнью хозяина дома...

Марк ВЕРХОВСКИЙ

Каспiй.-2019. - 4 мая. - С. 15.