Человек из золотого века

Он был одним из ведущих авторов газеты «Каспiй» на рубеже ХIХ-ХХ веков

К 150-летию Ахмед бека Агаоглу

 «Великие духом всегда сталкивались с жестоким противостоянием посредственностей». Эти слова Эйнштейна стали эпиграфом к книге Айдына Балаева «Патриарх тюркизма Ахмед бек Агаоглу», вышедшей в свет в Баку, в издательском доме TEAS PRESS, под рубрикой «Выдающиеся личности». Она упомянута в опубликованной недавно в газете «Каспий» и, как всегда, насыщенной интересными мыслями и фактами статье народного писателя Азербайджана Эльмиры Ахундовой.

А мне эту книгу передала, зная о моем интересе к периоду национального пробуждения, подарившему тюрко-мусульманскому миру целую плеяду феноменальных личностей в самых различных областях, одной из которых и был Ахмед бек Агаоглу, атташе по культуре посольства Азербайджанской Республики в России, доктор философии по искусствоведению Нигяр Ахундова, за что ей огромное спасибо!

Читая книгу, проникаешься прежде всего уважением и благодарностью к ее автору, сумевшему вместить в 500 страниц богатые незаурядными событиями жизнь и деятельность своего героя, по праву вошедшего в историю нашей страны как один из основных идеологов тюркизма и последовательный сторонник европеизации мусульманского Востока.

Несомненно, никто из тех, кому доведется прочитать этот труд, не останется равнодушным к мастерски выписанному автором книги образу ее героя, удивительно талантливого человека, мечтателя и бунтаря, несгибаемого борца за свои идеалы…

В отличие от М.Э.Расулзаде, А.М.Топчибашева, Ф.Хойского и ряда других известных нам крупных политических деятелей, стоявших у истоков зарождения национальной государственности азербайджанских тюрков, Ахмед бек Агаоглу, человек уникального аналитического ума, получивший прекрасное образование в Париже, мыслил более глобально, поэтому понимал, что без кардинальных изменений традиций, сложившихся в целом в мусульманском мире, добиться успеха в развитии одного только азербайджанского общества невозможно.

В предложенном нам труде Айдына Балаева четыре главы. В первой из них, которая называется «Начало большого пути», автор знакомит читателя с детскими и юношескими годами жизни своего героя…

Родился в Шуше, на древней карабахской земле Азербайджана, в дворянской семье. Несмотря на патриархальность всей окружающей его среды, учился в светской школе: сначала в Шуше, потом в Тифлисе. Девятнадцатилетним отправился во Францию. Книга азербайджанского историка знакомит читателя с парижским периодом его жизни и первыми научными и публицистическими работами, а также с его просветительской и публицистической деятельностью после возвращения на родину.

 

Переехав в 1897 году из Шуши в Баку, читаем в книге, Ахмед бек Агаоглу начал сотрудничать с местной русскоязычной газетой «Каспiй» и очень скоро завоевал популярность, став довольно известным в Азербайджане публицистом. Характеризуя его, редактор газеты в тот период Алимардан бек Топчибашев подчеркивал его «познания, любовь к делу, живое перо в связи с исповедуемыми им прогрессивными идеями».

Будучи блестящим мастером пера, обладая широкой эрудицией, аналитическим складом ума, Ахмед бек писал о злободневных проблемах мусульманского мира, критикуя отсталые стороны жизни, призывал единоверцев к просвещению. «Жить - это значит мыслить и действовать», - писал он. И сам неукоснительно руководствовался этим девизом…

Вот что писал о нем Мамед Эмин Расулзаде: «Как человек, который сотрудничал с ним, хорошо знал, как героически он трудится и борется, с полной уверенностью могу сказать, что в тот период, в те бурные годы никто другой, кроме Ахмед бека Агаоглу, не находился на передовой линии национального движения и национальной борьбы».

Эти слова предваряют предисловие сборника статей и документов, свидетельствующих о деятельности А.Агаоглу в начале ХХ века, в частности во время армяно-азербайджанского межнационального конфликта 1905-1906 гг. Он издан в нынешнем году под названием «Национальный вопрос на Кавказе». А составителем его, автором предисловия, примечаний и комментариев выступил Ф.Р.Джаббаров.

Подавляющее большинство статей Ахмед бека, представленных в названном сборнике и свидетельствующих о его авангардной роли в борьбе за права российских мусульман, печаталось на страницах газеты «Каспiй»…

С интересом была воспринята, в частности, опубликованная в «Каспiи» серия статей А.Агаоглу «Мусульманские беседы», где автор вскрывал причины отставания мусульман, подвергал критике косность и невежество, которые поддерживал деспотический царский режим как в самих мусульманских странах, так и там, где они были иноверцами. И думается, неспроста, борясь за гражданские и национальные права мусульманских народов, Ахмед беком Агаоглу и всеми солидарными с ним представителями Азербайджана предпринимались также шаги по установлению тесных контактов с мусульманами других регионов России, находившихся не в лучших условиях.

Сразу после начала революционных событий в Петербурге в январе 1905 года, читаем в труде Айдына Балаева, вся кипучая деятельность Ахмед бека Агаоглу была направлена на активизацию народных масс и решение первоочередных национальных проблем, наиболее судьбоносными среди которых были восстановление попранных российскими колониальными властями гражданских прав и свобод азербайджанских тюрков и противодействие нарастающему армянскому экспансионизму.

Надо отметить, что автор особо подчеркивает активную роль Ахмед бека в защите гражданских и политических прав мусульман в Бакинской городской думе. Благодаря своей широко развернувшейся публицистической и просветительской деятельности на рубеже ХIХ-ХХ веков А.Агаоглу был признан видным общественно-политическим деятелем всего Азербайджана и переведен из числа кандидатов в депутаты Бакинской городской думы.

Рассказывая о работе Ахмед бека в Думе, автор особо подчеркивает его любовь к родной земле и живущим на ней людям, то, что он считал оскорбительным для себя и других представителей своего народа тот факт, что из-за существующих ограничений Бакинский муниципалитет всегда возглавляли представители некоренных национальностей.

Положение мусульман, в том числе в Азербайджане, после указа императора в феврале 1905 года несколько улучшилось: населению было предоставлено право обращаться к верховной власти со своими предложениями по вопросам «усовершенствования государственного благоустройства и улучшения народного благосостояния».

Собравшись вскоре после указа в особняке известного мецената и миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева, представители азербайджанской буржуазии и интеллигенции обсудили подготовленную для передачи в Петербург петицию с основными требованиями мусульманских тюрков. Одним из главных авторов петиции был Ахмед бек Агаоглу. А вручила ее, отправившись в Петербург, делегация кавказских мусульман, в которую от Азербайджана вошли А.Агаоглу, А.М.Топчибашев, Ф.Б.Везиров и А.Гусейнзаде.

Ахмед бек использовал поездку в Петербург также для того, чтобы донести до российской общественности реальную ситуацию на Кавказе, правдиво информировать ее о причинах и последствиях начавшихся армяно-азербайджанских столкновений…

Однако большинство даже прогрессивной российской прессы заняло враждебную позицию в отношении азербайджанских тюрков, обвинив их в склонности служить самодержавию. Ахмед бек достойно ответил на эти выпады, выступив в газете «Санкт-Петербургские ведомости» со статьей «Правда о бакинских событиях».

После визита в Петербург Ахмед бек Агаоглу признан одним из лидеров общемусульманского движения в России. И в августе 1905 года стал одним из организаторов и активных участников первого Учредительного съезда Всероссийского мусульманского союза, состоявшегося в Нижнем Новгороде…

Начало ХХ века характеризуется в Российской империи, как известно, наряду с обострением не только социально-экономических и политических проблем, но еще и национальных. Царский режим, применяя на Кавказе колонизаторский принцип «разделяй и властвуй», всячески содействовал армяно-азербайджанским столкновениям. В тяжелые дни конфликта Ахмед бек старался не допустить разрастания конфликта и даже выступил с предложением создать общественные структуры для примирения сторон. И не удивительно, что когда Бакинская городская дума создала такую комиссию из числа депутатов, в ее состав вошел и Ахмед бек Агаоглу

Надо сказать, что в период армяно-азербайджанского конфликта 1905-1906 годов А.Агаоглу выступил создателем партии «Дифаи», которая стала организацией, взявшей на себя защиту мирного азербайджанского населения от дашнаков. Эта партия, по мнению американского исследователя Т.Святоховского, на которого ссылается в своей книге азербайджанский историк, «пробила в Азербайджане первую брешь в многолетнем безропотном подчинении царскому режиму». Неоспорим и тот факт, считает автор труда, что армяно-азербайджанские столкновения послужили также консолидации азербайджанских тюрков, сглаживанию различий между ними.

А еще, думаю, как по праву считает и Айдын Балаев, результатом этих событий стало зарождение направленного на пробуждение национальной идеологии тюркизма, одним из патриархов которого по праву считается Ахмед бек Агаоглу

Однако не всем пришлись по душе деятельность Ахмед бека во славу родного народа, его бескорыстное служение родине. И, не выдержав открытых нападок, выражавшихся в самой отвратительной форме, А.Агаоглу покинул родину и переехал из Азербайджана в Турцию, куда позже перебралась и вся его семья…

Начальный период жизни в новой для него стране был связан с системой образования. Ахмед бек служил инспектором, затем директором библиотеки. Одновременно читал в Стамбульском университете лекции по истории, преподавал русский язык, активно участвовал в усовершенствовании учебного процесса. Руководил преподавательским советом филологического университета, возглавлял факультетскую комиссию по реформам. Вскоре стал деканом. К работе относился не формально, что импонировало окружавшим его людям.

Достойными отца выросли дети. Старшая дочь, Сурайя, оказалась среди первых трех женщин Турции, окончивших юридический факультет Стамбульского университета. Стала одним из ведущих юристов Турции, первым адвокатом-женщиной в этой стране. Владея в совершенстве английским и французским языками, участвовала в многочисленных форумах. Стала членом Международной ассоциации адвокатов, вошла в ее правление. Много лет оставалась единственной женщиной в правлении этой структуры. Спустя несколько лет после вступления в Международную федерацию женщин-юристов ее избрали представителем этой организации в структурах ООН в Женеве. Выполняя в начале 80-х годов прошлого столетия обязанности вице-президента, стала на этом посту первой мусульманкой.

Статус старшего сына Ахмед бека принадлежал Абдурахману, выпускнику Гренобльского университета по специальности инженера-электрика. Занимался частным бизнесом. А после Второй мировой войны стал первым представителем немецких промышленников в Турции.

Дочь Тезер, окончив Стамбульский университет, была одной из первых дипломированных женщин-философов Турции. Автор 12 монографий и учебников. Особый интерес вызвали ее труды «Принципы тюркской морали», «Сказки Деде Горгуда», «Права женщин в Турции…» и другие.

И лишь сын Ахмед бека Самед Агаоглу стал преемником отца на общественно-политическом поприще. Занимался адвокатской деятельностью, затем занимал ответственные должности в Министерстве экономики и торговли. Трижды избирался депутатом. Был помощником премьер-министра, занимал посты министра труда, министра промышленности. После переворота 1960 года был арестован, но спустя несколько лет вышел на свободу по амнистии. Дальнейшую жизнь Самед Агаоглу посвятил творчеству. Обладая незаурядным талантом литератора и публициста, написал множество книг, которые стали для исследователей источником изучения не только наследия его отца, но и политической и культурной жизни Турции и Азербайджана.

Последним ребенком Ахмед бека была Гюльтекин, бунтарка, как ее называли. Однако выбрала она самую мирную и добрую профессию - стала педиатром…

Воссоединившись с семьей, члены которой нашли свое место в жизни, что было очень важно Ахмед беку, он всецело отдался творчеству. Его статьи, посвященные спорным идеологическим проблемам того времени, публиковались в разных изданиях, вызывая огромный интерес и подтверждая то, что каким бы искусным общественно-политическим деятелем ни был А.Агаоглу, он вошел в историю прежде всего как выдающийся мыслитель и один из родоначальников идеологии тюркизма.

С этим заключением автора, посвященным нашему выдающемуся соотечественнику, нельзя не согласиться.

В 1918 году Ахмед бек вернулся в Азербайджан и присоединился к участникам строительства его национальной государственности.

Однако не обошлось без осложнений. Имя Ахмед бека Агаоглу, члена азербайджанской делегации, стараниями армян было исключено из рядов участников предстоящей Парижской мирной конференции. Более того, англичанами был подготовлен список неугодных им, подлежащих аресту лиц, в число которых попал и Ахмед бек Агаоглу. Сосланный на Мальту, он не прекращал заниматься творческой деятельностью и именно здесь создал одно из своих выдающихся произведений - «Три культуры», по праву названное «Манифестом европеизации мусульманского мира».

Но это вовсе не значит, утверждает автор посвященного патриарху тюркизма произведения, что А.Агаоглу недооценивал роль исторического наследия и традиций в возрождении и развитии тюркского мира. «Наоборот, - пишет Айдын Балаев, - он стремился добиться органического синтеза общественно-политической и философско-эстетической мысли Запада с лучшими традициями Востока».

Приехав после мальтийской ссылки в Стамбул, Ахмед бек встретился с Ататюрком, героем блистательной победы османской армии при Чанаккале, основателем и президентом Турецкой Республики. С этого момента начался новый этап в жизни Ахмед бека, посвященный строительству новой светской европеизированной Турции.

В 20-е годы прошлого столетия, будучи одним из ведущих идеологов правительства, А.Агаоглу занимал важные государственные посты, был депутатом меджлиса от правящей партии. Но с 30-го года перешел в оппозицию, стал поборником идей либерализма и индивидуализма, чего власти ему не простили…

А.Агаоглу с семьей переехал из Анкары в Стамбул, где он продолжал активно заниматься пропагандой и популяризацией либерально-демократических идей в турецком обществе…

Последнее десятилетие жизни Ахмед бека Агаоглу, человека, видевшего смысл жизни в служении тюркскому миру, увы, были непростыми. Он лишился должности профессора Стамбульского университета, что стало в немалой степени также результатом неугодной власти деятельности учрежденной Ахмед беком газеты «Акин», на страницах которой он ратовал за утверждение и соблюдение в Турции прав и свобод человека, за неприкосновенность частной собственности и свободы предпринимательства, за равенство всех граждан перед законом…

Ушла из жизни верная спутница его жизни, что стало для него большим ударом… Душевным потрясением стала для него и смерть выдающегося государственного деятеля Мустафы Кемаля Ататюрка, благодаря которому на развалинах Османской империи возникла новая светская Турция. Сам патриарх тюркизма пережил своего кумира на пять месяцев…

Период жизни Ахмед бека Агаоглу, оставившего глубокий след в истории, по праву называют золотым веком не только азербайджанской культуры и искусства, но и общественно-политической и философской мысли. Ведь это было, как абсолютно точно утверждает автор посвященной одному из представителей политической и интеллектуальной элиты Азербайджана книги, время серьезных достижений в развитии и модернизации азербайджанского общества. И можно понять тот факт, как отмечала в своей статье и Эльмира Ахундова, что Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев подписал распоряжение о подготовке и осуществлении плана мероприятий, посвященных 150-летию Ахмед бека Агаоглу, замечательного сына азербайджанского народа.

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

Каспiй.-2019.- 26 октября.- С.10-11.