Парень из Баку - на мировых сценах

Эльчин Азизов: Очень хотелось бы, чтобы звезды чаще выступали в нашем оперном театре

Опера в Азербайджане - сравнительно новый и не традиционный жанр музыки. Это искусство элитарное и не массовое, появление которого несколько веков назад было связано с жизнью европейской знати. Так было на протяжении долгого времени. Но сегодня оперные театры мирового масштаба собирают полные залы, спектакли проходят при аншлагах, не говоря уже о том, что билеты на выступления мировых оперных знаменитостей раскупаются за несколько месяцев вперед.

В XXI веке азербайджанские оперные исполнители благодаря своему таланту, трудолюбию и всестороннему образованию смогли заявить о себе на международной сцене, куда сквозь жесткую мировую конкуренцию пробиваются лучшие из лучших. И только тогда они превращаются в бриллианты чистой воды, достойные украсить и прославить корону национальной культуры нашей страны.

С самого начала своей творческой деятельности, еще будучи членом национальной команды КВН «Парни из Баку», он привлекал внимание самодостаточностью внешнего облика, умением держаться с неподражаемым достоинством, горделивой осанкой и безмятежным аристократизмом, идущим откуда-то глубоко изнутри. Все это гармонично сочеталось с неподдельной интеллигентностью и отсутствием какого-либо намека на собственную исключительность. По всему было видно, что эти качества присутствуют в нем от природы и потому так естественны, благородны и притягательны. При всей специфичности деятельности в рядах кавээнщиков в коротких и остроумных комических сценках он умудрялся петь, обнаруживая сильный и чистый баритон, который гармонично сочетался со всем его презентабельным обликом.

Последние годы, наблюдая за его стремительным творческим взлетом, международной популярностью и востребованностью, за которыми подразумевался прежде всего огромный труд, бескомпромиссное чувство ответственности и требовательности к себе, невозможные без щедрого музыкального и артистического таланта, тонкой интуиции и интеллектуальной гибкости, мы видим его таким же, каким он был в Баку, только более колоритным и умудренным многолетним сценическим опытом выступлений на самых престижных сценах мира. Профессиональная целеустремленность, разносторонность его дарований и интересов не могут не восхищать. Мы с искренней заинтересованностью следим за триумфальным восхождением на оперный Олимп нашего соотечественника, испытывая светлое чувство гордости и радости.

Наверняка читатели догадались, о ком идет речь. Конечно же, о народном артисте Азербайджана, солисте Большого театра, выдающемся баритоне Эльчине Азизове, который последние годы открывает театральные сезоны лучших оперных театров мира.

Не так давно Эльчин со своими друзьями и коллегами, оперной дивой мирового масштаба Анной Нетребко и великолепным тенором, народным артистом Юсифом Эйвазовым выступили в Центре Гейдара Алиева с потрясающей концертной программой. А двумя годами раньше вместе с ними он принял участие в концертном туре Half Way Around The World, в рамках которого были даны концерты в восьми городах шести стран.

Эльчин Азизов выступал на сценах Большого зала Московской консерватории и Московского международного дома музыки, Концертного зала им. П.И.Чайковского, Варшавской филармонии (Польша), Концертного дворца Сеула (Южная Корея), Бирмингем симфоник холла (Великобритания), Парижской филармонии (Франция), Кеннеди-центра (Вашингтон), Линкольн-центра и Метрополитен-опера (Нью-Йорк). Азербайджанский вокалист пел главные партии в таких операх, как «Манон Леско», «Пиковая дама», «Андре Шенье», «Макбет», «Тоска», «Самсон и Далила», «Князь Игорь», «Царская невеста» и многих других.

Сегодня газета «Каспiй» предлагает вниманию читателей эксклюзивное интервью с прославленным азербайджанцем, оперным исполнителем Эльчином Азизовым.

- С какими чувствами вы уезжали из Баку в мае после феерического концерта в Центре Гейдара Алиева?

- О, мы уезжали с самыми потрясающими ощущениями и положительными эмоциями, потому что концерт был замечательный и прошел прекрасно - родные стены, родная публика, близкие люди в зале, которые приветствовали нас более чем тепло, и нескончаемые овации - это было замечательно! Конечно, мы понимаем, что не все желающие смогли попасть на наш концерт, но очень надеемся, что через какое-то время мы обязательно повторим этот вечер, потому что это для нас очень важно и ценно.

- Часто после выступлений вы говорите, что могли бы спеть лучше, и вместе с тем каждый выход на сцену - это шаг вперед. Может быть, ваше недовольство собой является скорее показателем собственной высокой требовательности?

- Знаете, каждое последующее выступление в своей жизни я позиционирую с точки зрения того, что оно должно быть лучше. Наверное, этого ждут и хотят, и, наверное, это правильно, что мы совершенствуемся и растем. Возможно, это не всегда получается, потому что все мы люди, иногда какое-то физическое состояние или усталость могут помешать, однако я всегда отношусь к себе достаточно критично и считаю, что это должно быть не только у творческих людей, но и у всех остальных, чтобы они относились к себе с известной долей критичности. Если же быть довольным своим результатом, то, наверное, стоит остановиться и ничего больше не делать.

Знаете, в свое время мой педагог сказал, что есть определенный уровень, хуже которого ты спеть не сможешь, а он уже достаточно высок. Но мы, вокалисты, всегда стремимся к тому, чтобы было здорово и зритель уходил со спектакля довольным…

- Наверное, не только довольным, но и восхищенным?

- Разумеется. Безусловно!

- Вы не единожды были первым азербайджанцем, выступившим на мировой сцене знаменитого оперного театра. Где кроме вас никто из азербайджанцев не пел?

 

- Мне кажется, отвечать на этот вопрос было бы нескромно, но так сложилось, что где-то я был первый, где-то - не первый, но у нас сегодня достаточное количество блестящих оперных певцов, востребованных по всему миру и выступающих на лучших площадках Европы и мира. Самое потрясающее - когда мы где-то пересекаемся и совместно участвуем в каком-либо проекте, будучи очень далеко от родины.

Совсем недавно, в июле, мы вместе с Юсифом Эйвазовым, гениальнейшим тенором, оказались на одной площадке в США в опере «Тоска», на достаточно именитом оперном фестивале в городе Вейл, штат Колорадо США. Представьте, к нам подходили люди и спрашивали: а что у вас там, в Азербайджане, вода особенная или воздух другой, что оттуда выходят такие замечательные голоса?! Это безумно приятно слышать.

- Вы получили блестящее образование, снимались в кино и снимали сами, но сегодня вы востребованный оперный исполнитель, которого приглашают лучшие мировые театры. Есть ли мысль поставить оперу с участием азербайджанских мировых звезд или снять фильм-оперу?

- Да, безусловно… обязательно! Очень хочу поставить оперу, и у меня уже есть несколько заготовок, есть даже готовые проекты, однако, конечно же, нужно время и возможности, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Более того, у меня есть готовые сценарии для фильма-оперы, и в этом плане вы правы: желание объединить мою первую и вторую профессию присутствует во мне всегда, и оно достаточно сильное. Будем надеяться, что это произойдет.

- Насколько вероятна постановка за рубежом, скажем, оперы Фикрета Амирова «Севиль», с ее изумительной музыкой и драматизмом сюжетной линии?

- Сложно сказать… У нас огромное количество потрясающих произведений, но в данной ситуации мы с точки зрения нашей работы подобны неким солдатам, исполняющим свой профессиональный долг, но репертуарную политику решают не вокалисты. Я, конечно же, с радостью хотел бы, чтобы была поставлена и эта опера, и «Кероглу», и «Вэтэн». Если ответственные за репертуар того или иного театра лица услышат, увидят и прочувствуют ценность наших опер, тогда, конечно же, с большим удовольствием я поучаствовал бы в них. Если какой-либо театр поставит их - это же изумительные с музыкальной и драматической точек зрения оперы, - это было бы здорово. Нужно, чтобы конкретные люди ознакомились с партитурой, услышали эту музыку. Это один из вопросов, который является решающим.

- С кем из партнеров хотелось бы быть на сцене всегда, кто вдохновляет вас больше всех своим вокалом и артистизмом?

- Я всегда получаю колоссальное удовольствие, когда рядом со мной на сцене стоят настоящие профессионалы, и думаю, это уже давно известный факт, потому что у нас много совместных концертов и проектов, в которых я всегда рад участвовать. Блестящая пара, великолепные партнеры и замечательные вокалисты - и с точки зрения артистического мастерства, и по другим критериям все просто замечательно, и я всегда с удовольствием пою и с Анной Нетребко, и с Юсифом Эйвазовым. Когда находишься на сцене с профессионалами, гораздо легче и приятнее работать. Это дорогого стоит.

- Что, на ваш взгляд, является показателем исключительности оперного исполнителя?

- На мой взгляд, нет конкретного исключительного показателя или показателя исключительности, и один из важнейших факторов - это, на мой взгляд, внутренняя энергетика, харизма, и в данном случае о наличии хорошего голоса мы даже не говорим. Человек должен петь сердцем и душой, чувствовать и понимать, что он делает и зачем, и тогда действительно складывается некий комплекс, ожидающий успеха, и я думаю, что чего-то одного не существует. Самое главное - постоянная работа над собой. Я даже знаю людей, которые вырабатывали в себе харизму и энергетику, которая позволяла им добиваться расположения публики.

- В качестве оперного певца мирового уровня и высоты своего статуса как вы думаете, чего не хватает азербайджанскому оперному искусству, чтобы подняться на должный международный уровень?

- Ну, высота моего статуса, конечно же, относительна. Что касается недостающих моментов, это как минимум нужно произвести реконструкцию нашего оперного театра, сделать ремонт, возобновить постановку новых спектаклей, делать новую продукцию и приглашать гостей, певцов, дирижеров. Уверен, это все происходит и наш театр будет еще краше, но хотелось бы, чтобы темпы реконструкции соответствовали XXI веку и мировые звезды чаще выступали в нашем театре и радовали поклонников оперной музыки.

- Когда вы находитесь на сцене, что происходит глубже - погружение в музыку или в роль?

- И то и другое, потому что без первого невозможно второе. Великие композиторы, чьи произведения исполняются на театральных площадках мира, в свою музыку настолько глубоко вкладывали драматургию ролей, что эти два показателя не могли существовать отдельно и были гармонично слиты. Есть такие гениальные композиторы, которые прописывали в своих партитурах даже музыкальные шаги главного героя, хора, дыхание… Все это очень взаимосвязано, и, скажем, мой любимый композитор Джузеппе Верди, о котором говорят, что из себя ничего выдумывать не надо, если прочувствовать и спеть так, как он написал, там нечего добавить, потому что в его музыке есть ВСЕ!

- Вы на сцене уже довольно давно. Какое понимание оперного искусства приходит со временем и насколько оно индивидуально?

- С каждым годом мне все яснее становится, что в этой профессии - наверное, как и в любой другой, - надо постоянно работать над собой. Надо развиваться и вокально, и с эстетической точки зрения, и, наверное, самое тяжелое в наших буднях - постоянное изучение новых ролей и партий, понимание новых композиторов, новой музыки. Это не индивидуально, но каждый вокалист наверняка понимает для себя, что никогда не наступит такой момент, когда можно сказать себе: все отлично, можно больше ничего не учить.

- Меняется ли внутреннее ощущение и восприятие ролей, сыгранных в начале карьеры и, скажем, сейчас, когда многолетний сценический опыт обогатил вас и сделал профессионалом мирового уровня?

 

- Благодарю за столь приятные эпитеты в мой адрес. Конечно, что-то меняется, что-то становится легче или сложнее. В любом случае, сразу погрузиться в роль нелегко, и для меня лично спеть одну и ту же роль нужно… ну, наверное, раз десять, чтобы понять: да, она у меня в арсенале полностью. Если я спел всего лишь пять-шесть спектаклей или, еще хуже, только три, тогда не происходит столь глубокого погружения, и я жду следующую продукцию с таким наименованием, потому что считаю эту роль новой для себя.

Поэтому, конечно, чем больше спектаклей, тем больше понимания, погружения и осознания, начинаешь слышать то, чего не услышал в самом начале работы, приходишь к постепенному пониманию того, чего не разглядел на этапе изучения или первых спектаклей. Начинается более углубленная и более осознанная мыслительная работа над ролью, вызывающая иногда восторг, а порой и улыбку...

- Как вы относитесь к технологичности современных постановок классических опер: видеоряд, 3D-анимация?

- Я большой сторонник академического подхода к оперным постановкам, но если все это логично и оправданно, то почему бы и нет. И таких примеров очень много. Все-таки надо учитывать, что мы живем в XXI веке, и отказаться от некоторых современных вкраплений в оперу невозможно. Искусство движется вперед, и оперное искусство также не может стоять на месте. Главное, чтобы эти новшества не конфликтовали с музыкой и исполнителем, чтобы это было органично. Лишь тогда эффект усилится, поэтому с большим удовольствием, почему бы и нет, если это здорово. Достаточно часто так и бывает.

- Поделитесь планами на предстоящий театральный сезон, в каких постановках вы будете задействованы и над чем работаете в настоящее время?

- Планов очень много, мой календарь на этот сезон достаточно насыщенный. Это и регулярные спектакли в Большом театре, и гастроли по миру, выступления в разных постановках и театрах. Для меня важно, что и в этом сезоне я подготовлю как минимум две оперы.

- Благодарим вас за интересную беседу и от имени редакции газеты «Каспiй» желаем удачи!

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2019. - 7 сентября. - С.12-13.