Время и реалии

 

Из истории создания научных лабораторий в БМА

 

 

Научная лаборатория Бакинской музыкальной академии (БМА) им.Узаджибейли «Изу­чение устной традиционной профессиональной азербайджанской музыки и ее новых направлений» была создана в 1992 году по инициативе ректора БМА профессора Фархада Бадалбейли, проректора по научным вопросам БМА профессора Гюльназ Абдуллазаде и ученого, занимавшегося национальной органологией и инструменталистикой, Меджнуна Керимова. Лаборатория занималась пропагандой азербайджанской профессиональной и народной музыки, просветительской деятельностью, организацией концертов и научных семинаров на самые актуальные научно-теоретические и практические темы, подготовкой исследовательских работ по органологии и т.д.

 

В создании лаборатории была серьезная необходимость, поскольку в свое время, в 1932 году здесь был создан научно-исследовательский кабинет, которым руководил народный артист СССР и АР Бюль-бюль, и в работе которого также принимал участие Узеир бек. Кабинет занимался собирательством фольклорных образцов, его сотрудники ездили по районам и селам республики, изучали и записывали народные песни и танцы. К работе привлекались молодые тогда еще композиторы и ученые-теоретики, для которых были созданы отличные условия. Исследования того периода сегодня составляют основную базу для последующих научных работ. Однако в 70-х годах этот процесс несколько ослабел и затормозился, народный фольклор отошел на второй план. Возможно, это было вызвано бурным развитием композиторского творчества середины и второй половины прошлого века, которое, тем не менее, базировалось на народном фольклоре. То есть лаборатория послужила кузницей научных кадров, через которую прошли все без исключения теоретики-музыковеды и ученые.

 

В 90-х годах, когда наша страна обрела независимость и волна возврата к истокам и изучению корней усилилась с новой силой, Гюльназ ханым Абдуллазаде, как прозорливый ученый поняла, что это направление нужно обязательно возродить и развить. Были созданы две научно-исследовательские лаборатории - «Изучение устной традиционной профессиональной азербайджанской музыки и ее новых направлений» и «Восстановление и совершенствование старинных народных инструментов».

 

- В консерваториях всех западных стран большое внимание уделяется научным лабораториям, - говорит профессор Гюльназ Абдуллазаде. - Проблема вузовских научных лабораторий стоит сегодня очень остро, потому что они идут в ногу с практикой, то есть вуз, образование и научные исследования, которые подпитываются образовательными процессами, лаборатория, проводящая новые научные изыскания, продвигает науку вперед. В тяжелые 90-е мы поднимали этот вопрос с участием нашего ректора профессора Ф.Бадалбейли. В то нелегкое время мы получили положительный отклик из Министерства образования, нам было выделено, хоть и мизерное, но все же финансирование на две лаборатории. Была проделана огромная стратегически важная работа, созданы научные труды, книги и альбомы. Представьте, что альбомы по старинным инструментам, которые подготовил профессор Меджнун Керимов, были заказаны КГБ страны на нескольких языках в целях пропаганды, т.е. это было делом государственной важности, и вышестоящие инстанции это ясно понимали.

 

Однако с прошлого года мы лишились финансирования, и вопрос повис в воздухе. Продукция научной лаборатории - это идеологический товар, который не подлежит продаже, т.е. мы сами не можем производить что-то и продавать результаты нашего труда. Это достояние нации, мы оказались невостребованными и на данном этапе национальная идеология должна все-таки восторжествовать, чтобы идеологическая работа могла вестись на должном уровне. Вместо этого закрываются общественные кафедры, идет тенденция сокращения и ликвидации столь важных подразделений высшего образования, ведь ограничивать идеологический фронт и его рычаги нельзя ни в коем случае. Подрастающее поколение воспитывается не только в семье, но и в вузах через изучение своей специальности, нравственное, научное и духовное развитие. Мы не можем и не должны довольствоваться одной лишь идеологией мультикультурализма, не менее важна и актуальна идеология азербайджанства, мировые ценности и культура, которые идут в контексте научных разработок.

 

Во фронтальном наступлении на науку и идеологию мне видится рука наших врагов, это целенаправленная стратегия, по которой начали работать некоторые структуры. Мы надеемся на лучшее и уверены, что наше государство прислушается к мнению ученых-музыковедов и создаст условия для столь важной сегодня работы. Хочется верить, что стратегически важный участок, коим является научно-исследовательская лаборатория БМА, не будет ликвидирован, и мы во всеоружии сможем давать достойные ответы вероломным соседям, бесстыдно присваивающим нашу историю, культуру и духовное достояние.

 

Руководитель научной лаборатории БМА, доктор философии по искусствоведению доцент Нурида Исмаил-заде еще более конкретно раскрыла деятельность лаборатории.

 

- Нурида ханым, как вы оцениваете сегодняшнее функционирование научной лаборатории, в чем вы видите связь науки и образования?

 

- В последние годы в деятельности лаборатории произошли некоторые трудности, мы столкнулись с большой несправедливостью. Дело в том, что нас лишили бюджетного финансирования, и произошло это ровно год назад. Летом прошлого года нам с большим трудом удалось ограниченно наладить финансирование, однако перед нами был поставлен вопрос необходимости структурных изменений. И мы объединили три научные лаборатории в один - настоящий исследовательский многопрофильный центр.

Согласно уставу, статус академии, присвоенный Азербайджанской государственной консерватории им.Узаджибейли в 1995 году, подразумевает обязательное присутствие научных подразделений и проведение фундаментальных научных исследований, чем мы собственно и занимаемся. С прошлого года мы реализуем крупный просветительский проект «Azərbaycan musiqisini tanıyaq tanıdaq», побывали в Габале, Шабране, Хачмасе, Хырдалане и других регионах, в Шушинской и других музыкальных школах, в академии Министерства обороны и т.д. Мы выступали с лекциями и семинарами, посвященными 100-летию АДР, дню рождения общенационального лидера Гейдара Алиева и т.д., пропагандируя классическую музыку, способствуя формированию эстетического вкуса и культурного уровня общественности, проводили мастер-классы с участием народных артистов Рамиза Гулиева, Арифа Асадуллаева, Зюмрюд Мамедовой, а также молодых докторантов, провели концерты в регионах с участием наших лауреатов и т.д. В результате такой активной деятельности мы награждены почетными грамотами региональных государственных структур, т.е. резонанс нашей деятельности был довольно ощутимый и большой.

 

- Армянские присвоения и фальсификации происходили и в советское время, и в этом плане исследования ваших ученых становятся достойным и аргументированным ответом на их воровство, не так ли?

 

- Совершенно верно! В свое время, работая над докторской диссертацией в Национальной библиотеке им.М.Ф.Ахундзаде, я неоднократно сталкивалась с подозрительными фактами армянского вторжения в нашу музыкальную культуру, которые заставили меня задуматься… Как могло получиться так, что в 30-х годах ХХ века Театром оперы и балета, Азконсерваторией и Союзом композиторов Азербайджана одновременно руководили лица армянской национальности? Я пыталась найти ответ в том, что это была политика советского государства - с опаской и недружелюбием относиться к мусульманским союзным республикам, стараясь отдалить их от своих исторических тюркских корней. Например, созданный первый оркестр азербайджанских народных инструментов, безусловно, не являлся таковым. Это был коллектив непрофессиональных музыкантов на уровне самодеятельности, не имеющих образования и играющих «на слух», поэтому назвать его оркестром, да и еще первым, категорически невозможно. Первый профессиональный оркестр азербайджанских народных инструментов был создан в начале 30-х годов Узеиром Гаджибейли, который состоял из профессиональных музыкантов, играющих по нотам.

Наши предыдущие лаборатории проделали огромную работу. По азербайджанским старинным инструментам, можно сказать, вообще не было никаких материалов. Покойный профессор Саадат Абдуллаева в 60-70-х годах ездила по районам, связывалась с художниками и археологами, и по эскизам стали восстанавливаться старинные национальные инструменты. Это была теоретическая работа, а практическую часть выполнял профессор Меджнун Керимов, восстановивший 10 старинных музыкальных инструментов. При лаборатории была создана мастерская, где он собственноручно изготавливал эти инструменты, - чанг, барбат, руд, рубаб, тамбур, ситар и т.д. на их основе был создан ансамбль старинной музыки, который исполнял старинную музыку на этих инструментах. Общенациональный лидер Гейдар Алиев услышал выступление этого ансамбля, и по его приказу коллективу был дан статус государственного.

Творческие экспедиции в регионы организуются ежегодно. Наши ученые побывали в Казахе, Шамахе, Евлахе, Губе и Хачмасе. В Хачмасе, например, живут малочисленные народы, наши музыковеды собирали и записывали их напевы и народные мелодии. В Евлахе удалось посетить цыганские поселения, принять участие в их празднествах, записать их народные песни и обычаи. Цыганский фольклор собран впервые в азербайджанском музыковедении, хотя представители этой народности не очень охотно шли на контакт, их изумляло, что они представляют для ученых какой-то интерес. Конечно, ассимиляция с азербайджанцами была налицо, но все-таки были свои отличия и особенности в яркой одежде и убранстве комнат.

С 1992 года лаборатория очень плодотворно работала, выпускала сборники статей, брошюры, учебные пособия и книги. Очень многие нынешние видные ученые-музыковеды здесь получили путевку в науку или продолжили свою научную деятельность - Севиль Фархадова, Айдын Азим, Шамиль Гасанов и другие в свое время работали в этой лаборатории. Приглашались выдающиеся ученые, устраивались лекции и семинары, причем работа велась не только сугубо в музыкально-теоретическом плане, а на стыке разных дисциплин, таких как физика и акустика, литература и фольклористика, математика и история. Целая плеяда молодых докторантов защитилась по самым разным направлениям наук - это и музыка к драматическим спектаклям, архивные данные о неисполненной симфонической музыке Тофика Гулиева, Зульфугара Гаджибейли и т.д. Архивная работа для ученых лаборатории является обязательным местом исследований, так же, как и Институт рукописей, Национальная библиотека им.М.Ф.Ахунд­заде и т.д. В 2008 году открылось совершенно новое направление в исследовании музыки - музыкальная акустика, такой акустической лаборатории нет во всем Азербайджане и ближнем зарубежье. Она создавалась по типу Мичиганского университета США путем совместных проектов. Была создана специальная акустическая камера, где должны были записываться акустические особенности наших инструментов. Эту лабораторию возглавлял опытный физик Зейнал Исаев, и совместно с профессором и заслуженным деятелем искусств кеманчистом Арифом Асадуллаевым они провели конкретную работу в этом направлении, замерив амплитуду звучания кеманчи и выяснив, что фазы затухания этого смычкового инструмента состоят из пяти частей, а у тара, например, - из четырех частей. В свое время акустические особенности струнных европейских инструментов были хорошо изучены и разработаны. По нашим национальным инструментам эта работа впервые была проведена в этой лаборатории. Была также идея открыть в БМА факультет звукорежиссеров, но она, к сожалению, не нашла своего воплощения.

 

- Насколько широко представлены исследования ваших ученых общественности?

 

- Мы разработали два грантовых проекта и представили в Минобразования. Наш ученый Рауф Бехменли собрал мелодии азербайджанских танцев со всей страны, скажем, 90 яллы из Нахчывана, 280 забытых танцев и т.д. Сегодня, как вы знаете, армяне постоянно воруют наши мелодии, песни и танцы, меняют названия и выдают их за свои. Этот процесс происходил и в советские времена, наша музыка и инструменты использовались армянами всегда, кяманча и балабан постоянно рекламировались, как армянские инструменты.

 

- В последние годы этот процесс получил настолько широкое распространение, что они беззастенчиво выставляют в интернете даже современные новые мелодии и композиторские песни…

 

- Идет тотальная фальсификация. Ариз Абдулалиев и Рауф Бехменли доказали, что многие мелодии, которые армяне называют исконно армянскими, являются старинными азербайджанскими. В частности, Ариз Абдулалиев выяснил, что отец армянской музыки Комитас, именем которого названа консерватория Еревана, был изгнан и долгие годы жил в Турции, окончив свою жизнь во французской психиатрической больнице. Он в свое время тоже записывал азербайджанские народные мелодии и выдавал их за армянские. Ариз муаллим нашел сборник обработок для фортепиано, научно обосновал и доказал, что из шести музыкальных номеров четыре являются исконно азербайджанскими. Его статья произвела на всех нас очень сильное впечатление. Продолжая эту работу, Ариз муаллим организовал научный семинар на тему «Азербайджанские песни и танцы на прицеле армянских фальсификаций». Учитывая злободневность темы, мы решили вывести семинар на более широкий уровень с привлечением широкой общественности, ученых и представителей других творческих вузов. Именно мы, музыковеды и ученые, должны вести эту борьбу, и нашим оружием служат наши научные исследования, подкрепленные историческими источниками и архивными данными.

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.- 2019.- 25 января.- С.12.