Действительность, разбавленная фантазией 

 

Ни на кого не похожий Натиг Расулзаде

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

Предвкушая встречу с чем-то неординарным, открываю вышедший в свет в конце прошлого года в Баку сборник рассказов нашего современника, уже давно завоевавшего читательское признание писателя - Натига Расулзаде, автора более 50 книг - двух романов, 20 повестей, свыше 200 рассказов, ряда сценариев, - изданных в Баку и Москве, а также в Венгрии, Польше, Югославии и, как правило, встреченных с интересом.

 

«Псих»… Так называется этот сборник, объединивший в себе девять рассказов, один из которых и дал название всему сборнику…

 

Прочитав его, можно сказать, залпом, я оказалась в плену мрачных размышлений об уродливой подчас устроенности современного мира, обо всех его несправедливостях, острое ощущение которых, по сути, и сводит с ума героев рассказов. Эта мысль подчеркивается и в отзыве на сборник, появившемся на одном из отечественных сайтов. «Рассказ, который можно прочитать в течение короткого времени, - сказал автору этой публикации писатель,- как выстрел, он остается в сердце читателя». Что ж, с таким утверждением трудно не согласиться. И, пожалуй, правы те, кто назвал каждую книгу Натига Расулзаде «выстрелом на поражение»…

 

Еще и еще раз заглядываю в сборник…

 

«Седьмая ночь» - так назван первый составивший его рассказ. И именно с него начинается ожидаемая мною неординарность…

 

…Герой рассказа, пишущий роман Эмин М., преображается временами в персонажа своего произведения Мурада, с чьим участием и строится весь сюжет, вторым действующим лицом которого является Наргиз, девушка, которую Мурад увидел впервые в окне старинного дома и которая, как ему показалось, стала причиной зарождающегося в нем «тонкого, прозрачного, эфемерного, могущего улететь в любой миг» чувства, встретившего взаимность. Однако ощущение счастья любви длилось недолго: седьмая ночь стала последней для героини, добровольно ушедшей из жизни…

 

Размышляя о том, почему это случилось, я, думается, нашла ответ: девушка, возможно, испугалась душевной пустоты, которая могла ее настигнуть после ощущаемого ею в течение недели лучезарного чувства любви…

 

Впрочем, каждый читатель волен сам додумывать эту печальную историю. Я же, обратившись к творчеству читаемого и далеко за пределами Азербайджана писателя, хочу непременно сказать о том, что Любовь, свет которой приносит людям счастье, делает их лучше, добрее, - пожалуй, главный герой многих произведений Натига Расулзаде. « Это такое чувство, волшебное чувство, чем больше его тратишь, тем больше остается», - говорит героиня рассказа «Золотая монета»… И с ней трудно не согласиться. Любить и быть любимым - заветное желание каждого человека. Хотя далеко не всегда это трепетное чувство сопровождает душевное спокойствие…

 

Мне вспоминается написанный ранее трогательный рассказ Натига Расулзаде «Окно», повествующий о любви старого художника к юной девушке, чувстве, воспринятом им как чудо, которого он ждал и которое пришло к нему, разбудив в нем, словно помолодевшем старике, жажду жизни, жажду творчества…

 

Однако рассказы, объединенные в сборник под названием «Псих», свидетельствуют и о том, что писателю хорошо знакома наша, увы, далеко не всегда радужная действительность.

 

…Вряд ли мог считать себя удовлетворенным жизнью герой рассказа «Амина» Самед, чья жизнь после смерти жены стала походить на клубок фантастических событий. Или Эмин из рассказа «Мы всем здесь надоели», главным действующим лицом которого выступает его психически нездоровая мать.

 

Жертвой, можно сказать, острого ощущения всего того, чем, увы, грешит современный мир, стал и попавший в конце концов в психлечебницу доцент технического вуза Юсиф, герой рассказа «Псих». Неделю побыв в этой лечебнице, где его старались вылечить от неизлечимой болезни, он выходит в одурманенном состоянии, возвращается в свою комнату в коммунальной квартире с выселенными из нее к тому времени соседями, уже целиком купленной нуворишем, и встречается с… чертом, желающим помочь ему…

 

Читая один за другим объединенные в сборник рассказы, видишь, как, однако, глубоко сумел писатель заглянуть в задворки нашей жизни. И становится, прямо скажем, не по себе: как же еще немало в этой самой жизни несправедливостей, как много в ней несчастных людей, о чем сами они, возможно, и не догадываются. Достаточно вспомнить хотя бы рассказы «Девушка в красном…», «Золотая монета», «Ночная прогулка»…

 

Не знаю, как другим читателям, но мне становилось жаль Агашку из «Девушки в красном…». Ведь совсем не от хорошей жизни превратился он в мелкого пакостника, словно получавшего удовольствие от сделанной им очередной гадости. Впрочем, с возрастом пристрастие к мерзким шуточкам, ощущение необходимости пакостить людям превратили его в законченного негодяя. И только почувствовав близость конца своего существования в этом мире, он обратился к Богу с просьбой «сотворить его вновь». Осознав, как много хорошего осталось в нем нетронутым, нерастраченным, он взывает к Всевышнему с мольбой о помощи… Особое место принадлежит в этом сборнике завершающему его рассказу «Бартоломео». Так звали героя этого рассказа, мальчика, страдающего болезнью Дауна. А имя такое необычное дал малышу дед, участник итальянского движения сопротивления в период Великой Отечественной войны, в память о погибшем итальянском друге.

 

Мальчик рос, и до пятнадцати лет все было более или менее нормально, - читаем мы, - родители привыкли к его виду, к скорбно опущенной голове без шеи, добрым улыбчивым глазкам, непонятной речи. Дед Джавид горячо любил его, учил говорить, немного писать. Маленький Бартоломео больше всего полюбил рисовать. Ему нравились яркие пахучие масляные краски, он любил лизать, нюхать их, любил купленные ему плотную бумагу, разноцветные фломастеры.

 

С пяти лет дед стал возить его из села, где они жили, в районный центр, на занятия по рисованию. И хотя дед мало что смыслил в живописи, он понимал, что внук старается передать красками свой внутренний мир, принадлежащий только ему… И сны его были такими же яркими и красочными, как его акварели…

 

Этот трогательный, какой-то очень светлый, несмотря ни на что, рассказ невольно навел меня на мысль о том, что в этого неполноценного своего героя писатель вложил мысли, которые - я убеждена в этом - являются сутью его самого. И главная из них это его убежденность в том, что «все люди достойны любви, и нет на свете такого человека, которого не стоило бы любить»…

 

Глубоким лиризмом окрашены строки рассказа о том, как, достигнув пятнадцати лет, Бартоломео влюбился. И «любовь его была конкретной, нацеленной на одного человека, на одну девушку, и потому эта любовь, это чувство было намного сильнее, напоминая выстрел в упор, в сердце, и от этой любви у него болело сердце и голова, и глаза то и дело слезились…»

 

Грустный, но вместе с тем очень светлый и трепетный рассказ, полный веры в то, что в жизнь каждого человека обязательно приходит весна, обязательно приходит любовь…

 

С сожалением закрываю последнюю страницу сборника рассказов, принадлежащих, несомненно, перу очень тонкого, глубоко мыслящего и талантливого автора, человека доброго, любящего людей, а потому стремящегося зачастую обратить внимание в своих произведениях на негативные стороны жизни, недостатки и изъяны в обществе с целью искоренить их или, во всяком случае, доступными ему средствами содействовать этому…

Надо сказать, что творчество нашего соотечественника, выпускника Московского литературного института имени М.Горького, уже давно получило высокое признание: член правления трех творческих союзов Азербайджана - писателей, кинематографистов и театральных деятелей, доцент Государственного университета культуры и искусств, Натиг Расулзаде - заслуженный деятель искусств нашей страны, кавалер ордена «Шохрат». У писателя, пишущего на двух языках - родном, азербайджанском, и русском, - ряд наград, и не только в масштабе республики: еще в нашей большой стране он стал лауреатом премии Гостелерадио СССР и лауреатом Всесоюзной премии имени Островского. Один из его сценариев - «Наваждение» - завоевал второе место на Всемирном фестивале короткометражных фильмов в Страсбурге и попал в Золотой фонд «Братьев Люмьер». Одним из лучших был признан его сборник «Рассказы и повести», включенный в лонг-лист на соискание премии в номинации «Малая проза». За книгу «Читающий мысли», признанной лучшей, писатель был удостоен премии «Хумай». А в 2000 году его номинировали на американскую премию «Хьюго»…

 

Однако творческий путь Натига Расулзаде не обошелся и без терний. В конце 70-х годов прошлого столетия, когда вышла в свет его книга «Всадник в ночи», он чуть было не попал в ряды «диссидентов». И попал бы, если б не наш великий лидер Гейдар Алиев.

 

Дело в том, что в книге этой далекий в то время от политики молодой писатель вопреки призывам, обращенным к «работникам идеологического фронта», к коим причислялись и деятели литературы, восхвалять «самый справедливый строй» в мире, осмелился наметить все негативные стороны жизни - коррупцию, местничество, взяточничество, позволил себе также немного эротики, которую цензура окрестила порнографией.

 

«Словом, чудом изданная книга, - рассказывает ее создатель,- была как разорвавшаяся бомба. Ее передавали из рук в руки, зачитывали до дыр. Обсуждали ее в КГБ, МВД и даже в ГАИ, так как в ней был выведен образ недобросовестного работника Госавтоинспекции».

 

Натиг Расулзаде попал в ряды нежелательных авторов. Его перестали печатать, не издавались его книги. Его обвиняли в клевете на советскую действительность и вот-вот могли окрестить диссидентом.

 

К счастью, молодого автора, собравшегося было покинуть родину, поддержал замечательный азербайджанский писатель Имран Гасымов, в то время председатель творческого союза республики. Он обратился к возглавлявшему тогда Азербайджан Гейдару Алиеву с просьбой ознакомиться с нашумевшим произведением подающего надежды на литературном поприще Натига Расулзаде. И очень скоро сообщил автору «крамольной» книги о том, что первый секретарь ЦК ничего крамольного в ней не нашел. «Да, - сказал этот выдающийся политик и государственный деятель, - у нас есть негативные явления, но мы с ними боремся и всегда одерживаем победу».

 

Такое отношение общенационального лидера азербайджанского народа спасло молодого писателя и еще раз подтвердило то, что великий Гейдар Алиев понимал, что творческие личности - это достояние республики и что когда Азербайджан станет независимой страной, - в это дальновидный политик твердо верил всегда, - республика будет гордиться этими людьми…

 

Что ж, пророчество этого великого человека и великого патриота сбылось. И мы действительно гордимся тем, что на смену старейшим талантливым представителям азербайджанской литературы, чье творчество всегда было окрашено неизбывной любовью к родной земле и народу, пришли новые поколения, представители которых подхватили и во все времена с гордостью несли и несут переданную им эстафету…

 

К числу таких, уверена, можно отнести и Натига Расулзаде, творца, чувствующего себя, по его собственному признанию, несчастным, когда ему не пишется, и самым счастливым, когда дни его наполнены творчеством…

 

 

Эльмира АЛИЕВА,

заслуженный журналист Азербайджана

 

 

Каспiй.- 2019.- 26 января.-С.19.