Бессмертная сокровищница

 

О новой инициативе Международного центра мугама

 

В условиях пандемии и режима социальной изоляции, когда культурная активность людей резко снизилась ввиду вынужденного домашнего времяпровождения и невозможности посещать культурные учреждения, многие культурные центры, театры, музеи и просто отдельные деятели культуры и искусства в видеороликах обращаются к соотечественникам, исполняя стихи, отрывки из известных пьес, песни и музыкальные произведения.

 

Международный центр мугама, с первого дня своего открытия реализовавший множество самых разных проектов, концертов, научно-теоретических конференций, научно-практических круглых «столов», редчайших изданий о корифеях мугамного искусства, не стал исключением и дал старт онлайн-лекциям, посвященным выдающимся исполнителям мугама. На своих страницах Facebook и Instagram Международный центр мугама, до пандемии радовавший зрителей многочисленными интересными проектами, с первых дней объявления карантина приступил к реализации культурных проектов теперь уже в формате онлайн.

 

Первой в этом перечне послужила лекция, посвященная корифеям мугамного искусства, великолепные белоснежные бюсты которых украшают величественное фойе центра. В рамках проекта «Unudulmayanlar», пользовавшегося огромной любовью зрителей, который обычно вел доктор философии по филологии, координатор проекта Гюльгусейн Казымлы с привлечением известных музыкантов и ханенде, к онлайн-лекции на этот раз присоединилась музыковед профессор Наиля Рагимбейли.

 

Автор и ведущий многих музыкально-литературных вечеров, проводящихся в Международном центре мугама, Гюльгусейн Казымлы в рамках проекта «Evdə qal, muğamla qal!», рассказал о жизни и творчестве Мешади Мамеда Фарзалиева, бюст которого находится в фойе Международного центра мугама.

 

М.М.Фарзалиев родился в Шуше в 1872 году, первое музыкальное образование получил в школе известного в то время музыканта Харрата Гулу, после чего начал выступать на народных торжествах в разных регионах Азербайджана, приобретя своим голосом и неповторимым исполнением широкую известность. М.М.Фарзалиев выезжал на концерты в другие регионы Кавказа, в том числе в города и районы Грузии, где пользовался огромной любовью проживающих там азербайджанцев. В 1912 году в польской столице, городе Варшаве, он впервые записывает на пластинку свое исполнение в сопровождении знаменитого тариста Гурбана Примова. Здесь он спел и записал около 40 фрагментов азербайджанской традиционной музыки - мугамов, теснифов и народных песен. Для следующей записи на грампластинку М.М.Фарзалиева приглашают в Киев, и в 1913-м как популярного в народе певца его приглашают в ансамбль Зулалова, который находился в Тифлисе, где он также участвует в разных мероприятиях и народных торжествах.

 

Гюльгусейн муаллим подчеркнул, что он прослушал все 10 пластинок с записями мугамов в исполнении Мешади Мамеда. Однажды у Джаббара Гарьягдыоглу спросили, есть ли на Кавказе ханенде, равный ему по красоте голоса и мастерству исполнения, на что тот ответил, что таких певцов два, - Ислам Абдуллаев - Сегях Ислам, и Мешади Мамед Фарзалиев.

 

С 1923 года по настоянию Мешади Джамиля Амирова М.М.Фарзалиев переселяется в Гянджу и начинает преподавать мугам в его школе. Через несколько лет начинается его гастрольное турне по европейским странам, но после 1929-го М.М.Фарзалиев не смог вернуться на родину, прожил остаток лет в Стамбуле, где и скончался в 1962 году.

 

Вызывает сожаление, подчеркнул Г.Казымлы, что после смерти этого крупного мастера азербайджанского мугама музыковеды-исследователи не нашли каких-либо документов о стамбульском периоде его творчества. Однако Международному центру мугама, верному своей научно-исследовательской миссии, в рамках проекта «Unudulmayanlar» и ценой больших усилий удалось приобрести некоторые документы, проливающие свет на период жизни и творчества Мешади Мамеда Фарзалиева, проведенный на чужбине.

 

Исследователь отметил, что впереди предстоит работа над архивными документами, при этом счел своим долгом назвать имена людей, оказавших помощь в поисках редких документов. Один из них Дильгам Ахмед, ведущий интересные исследования об азербайджанских эмигрантах, а также Хафиз Ахмедов, проживающий в Товузе. Гюльгусейн муаллим отметил, что после окончания карантинного периода социальной изоляции Международный центр мугама организует вечер, посвященный М.М.Фарзалиеву, где будут обнародованы эти архивные свидетельства.

 

В онлайн-лекции был озвучен мугам «Шуштер» в исполнении Мешади Мамеда Фарзалиева, и это исполнение, подчеркнул Г.Казымлы, по признанию многих нынешних знатоков и мастеров мугама, было совершенно непревзойденным!

 

Другой участник онлайн-лекции профессор Наиля Рагимбейли, рассказывая под звуки бессмертного мугама о жизни и творчестве выдающегося представителя мугамного искусства конца XIX - начала XX века, ханенде и педагоге, народном артисте Сеиде Шушинском, с неподдельным вдохновением и любовью говорила о его роли и месте в азербайджанской мугамной культуре.

 

Родившись в 1889 году в селе Горадиз Физулинского района, Сеид Шушинский очень рано потерял своих родителей и воспитывался у своей тети Мешади ханым, которая участвовала в качестве ханенде на многих женских свадьбах Карабаха. Дядя Сеида, в свою очередь, обучал его секретам классических восточных газелей Физули, Саади, Хафиза. Так под звуки древнего мугама формировалась и росла его любовь к древнему искусству азербайджанского народа, которое потом было усовершенствовано его выдающимися педагогами Мир Мовсумом Наввабом и Джаббаром Гарьягдыоглу, который называл Сеида жемчужиной Востока. Обладая широким диапазоном, его голос особенно хорошо звучал в регистре зиль, и вопреки устоявшимся правилам, любимый мугам «Чахаргях» он начинал не с майе, а с победоносной «Мансуриййа».

 

Он жил в Шуше, но по настоянию Мешади Джамиля Амирова, пожив некоторое время в Гяндже, переселился в Тифлис, окунувшись в его насыщенную культурную жизнь. Красивый голос и необычная манера пения, глубокое знание всех тонкостей и деталей мугамного искусства, газелей и аруза снискали ему всенародную любовь и почтение. По совету Узеир бека Сеид начинает педагогическую деятельность, обучая молодых всем премудростям мугама. Интересно, что в появлении в азербайджанской профессиональной музыке жанра симфонического мугама, с которым впервые выступил замечательный композитор Фикрет Амиров, немалая роль принадлежала Сеиду Шушинскому, с которым автор советовался по разным аспектам звучания мугамов.

 

Заведующая отделом музыкального фольклора Института фольклора НАНА, доктор искусствоведения профессор Наиля Рагимбейли, говоря о проекте «Evdə qal, muğamla qal!», отметила, что Институт фольклора НАНА тесно сотрудничает с Международным центром мугама в реализации интересных проектов и совместных мероприятий по ашыгской музыке:

 

- Меморандум о сотрудничестве нашего института с Международным центром мугама и план мероприятий были подготовлены еще прошлым летом, и, начиная с сентября прошлого года ежемесячно проводились совместные вечера по ашыгскому искусству того или иного региона, ашыгской школе, конкретным представителям ашыгского творчества и даже ашыгам-женщинам. Последний такой концерт состоялся в феврале этого года. Международный центр мугама является одной из организаций, которая очень активно работает во имя развития и пропаганды азербайджанской народной музыки. Деятельность центра всесторонняя, она имеет большой вес и значимость в обществе и охватывает все направления национального музыкального творчества Азербайджана. Попадая в этот центр, человек словно попадает в мир иной и уже чисто визуально может понять и прочувствовать атмосферу национальной самобытности азербайджанского народа, увидев необыкновенно живые белокаменные бюсты наших корифеев, а также народные музыкальные инструменты, выставленные в музее центра.

 

В условиях карантина жизнь, конечно же, продолжается, и я удовольствием по приглашению Центра мугама подключилась к проекту «Unudulmayanlar», чтобы рассказать о прекрасных личностях, активно участвовавших в развитии большого и необъятного искусства мугама, ведь каждый из них внес свою лепту в сокровищницу мугама. Кампания «Evdə qal, muğamla qal!» предполагает работу дома, и во имя развития нашего искусства мы решили рассказать нашим соотечественникам о каждом из тех, чьи бюсты установлены в фойе центра мугама. Ведь каждый бюст - это олицетворение определенного мугамного периода, за каждым из них тянутся интереснейшая история развития мугама, судьба ханенде. Мы поэтапно расскажем о деятельности и вкладе каждого из них, и возможности карантинного режима, конечно же, ограничивают нас во многом, но, несмотря на это, мы полны решимости с большой любовью и трепетом участвовать в этом патриотическом и познавательном, я бы сказала, проекте.

 

Говорят, незаменимых людей нет, но я считаю, что каждый из этих людей незаменим, ведь каждый человек индивидуален, и если он уходит из жизни, эту пустоту не заполнить никем, потому что каждый вносит в сокровищницу свою, только ему присущую и единственную в своем роде жемчужину. Все они незаменимы и незабываемы, разве кто-то может заменить сегодня Сеида Шушинского или Шовкет Алекперову? При всем обилии прекрасных певцов, ханенде и редкостных голосов их никем невозможно заменить, а уж забыть - тем паче! Потому что они составляют прочный фундамент и основу, которые многие века держат это бессмертное искусство и так аккуратно передают из поколения в поколение. Мы также бережно должны сохранить его, потому что оно очень хрупкое при всей своей необъятности и бездонной глубине, и передать следующим поколениям. Наши потомки также должны полюбить мугамное искусство, а для этого нужно сначала его понять, постичь глубину его философии, и к этому мы должны привести нашу молодежь.

 

Отметим, что нынешняя онлайн-лекция вторая по счету, первая была посвящена жизни и творчеству видного ханенде Бюль Бюльджана и исполнителю на таре Мирзе Фараджу Рзаеву, бюсты которых также украшают внушительный вестибюль центра. Проект «Evdə qal, muğamla qal!», присоединяясь к кампании по поддержке борьбы с коронавирусом (COVID-19), преследует своей целью стремление приблизить зрителей в условиях карантинной изоляции к искусству и мугамному наследию, а также пропаганде богатой коллекции национальных музыкальных инструментов и истории жизни и творчества корифеев мугама, и в этом плане Международный центр мугама демонстрирует свою социальную солидарность, направленную на предупреждение распространения пандемии коронавируса в стране и защиту здоровья граждан.

 

Помимо этого Международный центр мугама также представляет лекции, посвященные экспозиции музыкальных инструментов в музее центра, в которых зрителям дается исчерпывающая информация о старинных музыкальных инструментах Азербайджана. С этими лекциями выступает руководитель научно-исследовательской лаборатории усовершенствования национальных музыкальных инструментов Национальной консерватории Мамедали Мамедов.

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020. - 21 апреля. - С.12.