И боль, и радость, и надежда имеют свой цвет

 

Об эстетике живописи Ханымбаджи Мамедовой

 

Различие во взглядах художников на творческий процесс, его методы, в том числе использование красок, придает их произведениям большее своеобразие, и общая панорама изобразительного творчества становится куда привлекательнее.

 

Многие относятся к краскам локально и весьма однозначно, тогда как некоторые мастера проявляют свои чувства и переживания через глубинные пласты красочной палитры. В подобного рода работах подлинное содержание трудно разглядеть с первого взгляда, изначальное впечатление может оказаться обманчивым. В некотором смысле внешний сюжет этих картин можно сравнить с верхушкой айсберга.

 

Среди таких авторов и азербайджанский живописец Ханбаджи Мамедова. В ее работах различных жанров трудно разглядеть прямое влияние учителей и наставников - К.Ханларова, Б.Маратлы, К.Рамазанова, Б.Мирзазаде, М.Абдуллаева, Ф.Хашимова, А.Аскерова, В.Агаева, однако в своеобразной эстетике работ более раннего периода можно распознать направляющее воздействие известных предшественников. Уже в своей дипломной работе под названием «Праздник Новруз» Х.Мамедова проявила собственное будущее творческое кредо и вселила большие надежды относительно своих перспектив.

 

Вступив в 2005 году в Союз художников Азербайджана, Х.Мамедова снискала известность регулярным участием в местных и международных художественных выставках. В 2018-м в Баку прошла ее первая персональная выставка, наглядно продемонстрировавшая широту таланта художницы.

 

Как бы следуя поэтической фразе видного азербайджанского мастера стиха Расула Рзы «И боль, и радость, и надежда имеют свой цвет», художница, опираясь на усвоенные в свое время секреты работы с красками, проявляет способность художественно отображать видимые и невидимые аспекты жизни. И это способствует раскрытию и совершенствованию ее художественного почерка.

 

Следует признать, что в современном азербайджанском изобразительном искусстве с его чрезмерным обилием «цитат» из самых различных источников проявлений индивидуального художественного почерка стало слишком мало. Однако Ханымбаджи Мамедова, явно не согласная с теми, кто откровенное подражательство выдает за творческий поиск, становясь за мольберт, всегда старается быть предельно искренней. Это нередко находит своеобразное художественное отражение в общеизвестных темах, поэтому производит на коллег впечатление чего-то странного.

 

В некотором смысле работы талантливой художницы иллюстрируют известное правило, гласящее, что смотрят все, но не все видят. И здесь трудно не восхищаться созидательной силой, заключенной в душе живописца. В таких работах Х.Мамедовой, как «Мои мечты», «Сельский мотив», «Дачный натюрморт», «Рыба», «Год тигра», «Отдых», «Кяманча», «Ичери шехер», «Мелодия», «Гармония», «Интизар ханым», «Автопортрет», «Девочка с голубями», «Встреча», «Гимнастка», «Портрет художника», указанный момент отражен особенно ярко.

 

В прошлогоднем табло художницы «Сельский мотив» самый, казалось бы, повседневный сюжет подается с той самой присущей автору искренностью, причем она проявляет незаурядную способность найти в повседневности крупицы прекрасного и подчеркнуть его в своеобразном ключе. Перед нами сюжет, наблюдаемый художницей в одном из абшеронских селений. Во внешней обыденности представленной панорамы автор сумела разглядеть и вскрыть нечто особенное, и в результате родилась картина, по-настоящему неповторимая. Здесь заметна лаконичность красок и условно-декоративная художественная трактовка, перекликающаяся со средневековой азербайджанской миниатюрой, и в то же время сквозит склонность автора к романтичности. В противоречивости красочной палитры заключена одновременно гармония поверхностей, также не лишенная столь характерной для манеры автора искренности.

 

В работе «Автопортрет» романтический стиль передачи сюжета при всей условности методов не проходит мимо нашего внимания, при этом декоративность достигается посредством акцентирования глубинных пластов красочной палитры. Внешне же она лаконична, как бы в стремлении передать глубину психологического портрета персонажа. Решая свою задачу путем изображения персонажа в профиль, автор тем самым достигает более наглядной психологической характеристики героя. Выразительный силуэт, плавность ритма, художественный лаконизм, характерные для портрета, отражают творческий подход художницы к классическим традициям.

 

В работе «Кяманча» (2018) бросается в глаза обманчивость первоначального впечатления от картины, внешнее изображение которой представляет собой лишь верхушку айсберга. Верный своей манере, автор использует красный цвет как преобладающий элемент спектра, состоящего из белого, темно-фиолетового и вишневого, и через это стремится донести до наблюдателя подводную часть своего «айсберга». Красная полоса от корпуса кяманчи до руки музыканта призвана подчеркнуть тесную связь исполнителя с инструментом, которую усиливают гармония пальцев и струн, а также его напряженная поза в разгар игры.

 

Галерея портретов Ханымбаджи Мамедовой включает в себя представителей самых различных социальных слоев. Обращает на себя внимание тот момент, что в центре внимания художницы не портретная достоверность персонажа, а его личностная характеристика, отношение к жизни. Чтобы нагляднее передать это, автор прибегает к подчеркиванию предметов окружающего фона, отдавая предпочтение тем из них, которые могут образовать нужную ауру. Передача морально-психологического подтекста достигается не в последнюю очередь и путем сочетания красочной палитры - опять-таки лаконичной, многозначащей. Изложенные особенности характерны и для портретов «Девушка, играющая на нее» (2018), «Скрипач» (2017), «Ожидание» (2016).

 

Подобно всем своим коллегам, Х.Мамедова периодически отдает должное жанру натюрморта, внося солидный вклад в расширение его эстетического содержания. В работах «Дачный натюрморт» (2019), «Хризантемы» (2019) отсутствует экспрессия формы и мазка, которую мы видим в произведениях других жанров. Этот момент отнюдь не случаен, он призван подчеркнуть иное эмоциональное содержание сюжета. Противоположная трактовка налицо в ее пейзажах. В табло «Ичери шехер» (2018), «Летний мотив» (2020) как раз экспрессией мазка достигается художественно-эстетическая привлекательность. Уместно отметить также роль яркого красочного колорита как инструмента создания неповторимого настроя в этих картинах.

 

Сюжетных композиций в творчестве Х.Мамедовой не так много, но и они адекватно передают широту художественного потенциала автора. В табло «Отдых» (2019), «Мои мечты» (2019), «Девочка с голубями» (2015) заметна своеобразная художественная трактовка материала, когда лаконичная детализация побуждает наблюдателя задуматься. В этих работах персонажи характеризуются через отношение к жизненным событиям, реакцию на те или иные случаи. При всей декоративно-романтической трактовке сюжета во внешней статичности персонажей ощущается внутренняя напряженность, каждый из них словно вызывает наблюдателя на диалог. Такое обычно происходит с художественным наследием, вошедшим в историю. И очень приятно, что такого плана работ немало у Ханымбаджи Мамедовой, которая наряду с творчеством преподает в Азербайджанском государственном университете культуры и искусства. Есть все основания полагать, что талантливая художница в дальнейшем порадует нас еще большими творческими достижениями.

 

Зиядхан АЛИЕВ,

заслуженный деятель искусств

Каспiй.-2020. - 21 апреля. - С.13.