Cупруга посла – это посол мира

 

Ульвия Тагизаде: Я с гордостью представляю Азербайджан за рубежом

 

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

 

Многолетняя жизнь за границей открывает человеку более широкое видение родной страны, любовь к ней обретает иные звучание и смысл, окрашивается в более нежные и глубокие тона, становится осмысленной и обогащенной другими культурами.

 

Представляя на чужбине свою страну и нацию, общаясь и отмечая там свои национальные праздники, мы становимся послами доброй воли своего государства и родного народа. Перенимая все самое лучшее и отдавая прекрасное, мы наводим мосты дружбы, сближаем народы и способствуем лучшему пониманию людей из других миров.

 

Все сказанное можно отнести к той немногочисленной категории женщин - супруг послов, которые кочуют из одной страны в другую, подобно декабристкам, в свое время отправившимся в ссылку вслед за мужьями. Однако за внешне благополучной стороной этой жизни стоит огромный труд и высокая ответственность не менее официального лица, деятельность которого, между прочим, оказывает немаловажное влияние на отношения двух стран.

 

Участница и организатор многочисленных общественных и благотворительных проектов, реализованных под эгидой дипломатического корпуса в Чехии и Великобритании, Ульвия Тагизаде является вице-президентом Diplomatic Spouses Club of London, волонтером организации Hear Women, задействованной в проектах Сомали и Великобритании, ассоциированным членом London HSA PTA, создателем и почетным президентом Ассоциации азербайджанских женщин в ВБ, сооснователем платформы Art of Movement Baku и, наконец, мамой чудесных мальчиков-близнецов.

 

Дипломатическая работа в МИД Азербайджана, начавшаяся после получения ею магистерской степени университета, незаметно перешла в иное качество, тем не менее тоже связанное с дипломатией внутренними, невидимыми узами. Высокий социальный статус придает ей ощущение личной ответственности, планку которой она старается поднимать все выше своими достижениями, наградами, осуществленными проектами, многочисленными сертификатами и дипломами.

 

Итак, предлагаем читателям беседу с сегодняшней гостьей нашей газеты - супругой Чрезвычайного и Полномочного посла Азербайджана в Великобритании, очаровательной Ульвией Тагизаде.

 

- Ульвия ханым, читая официальную информацию о вас, поражаешься обилию общественных организаций, где вы являетесь основателем, руководителем или, по меньшей мере, членом. Не многовато ли для одного человека?

 

- Думаю, нет, потому что в каждой стране мы находимся всего лишь несколько лет, и то, что можно там сделать, я стараюсь осуществить по максимуму. Чтобы после отъезда с чувством исполненного долга осознавать, что сделала все, что задумано, смогла найти себя и оставить заметный след.

 

Самореализация всегда была важна для меня, я начала работать по несколько часов в день, еще будучи студенткой университета, была старостой, занималась общественной деятельностью. Мое жизненное кредо - делать то, что могу, в условиях, где нахожусь, с ресурсами, к которым у меня есть доступ. Делать, а не думать о деле, работать, а не проживать жизнь даром.

 

- Но вы еще и мама двух малышей - здесь и детский сад, и школа, и прочие занятия, руководство общественными организациями, не говоря уже об обязанностях супруги посла. Безусловно, все это отнимает массу времени, как справляетесь с этим?

 

- Членом Дипломатического клуба Лондона я состояла давно, с тех пор как мы получили назначение в Великобританию, а вице-президентом Diplomatic Spouses Club of London была в 2018-2019 годах. А еще являлась членом Клуба супруг дипломатов в Праге, где мы находились ранее. В мои обязанности входили организация мероприятий, присутствие на встречах комитета, составление сводок после каждого такого мероприятия, работа с местными благотворительными организациями, тщательное рассмотрение их заявок и последующий выбор на предмет поддержки.

 

Не скажу, что это было легко и меня с распростертыми объятьями выбрали в комитеты обоих клубов. Все, что имеет место быть в кулуарах международных организаций, существует и в безобидных волонтерских организациях на примере женских клубов. Тут имеет место и фактор двойных стандартов в отношениях, и предвзятое отношение к религиозной принадлежности либо рассмотрение страны как «постсоветский лагерь», возраст и даже само желание быть в составе комитета.

 

Мною двигали мотивы отметить страну, из которой я приехала, провести в своей, а не в другой резиденции мероприятия для клуба, рассказать о наших традициях, природе, культуре, быте. Не видела и не вижу причины, по которой за все 14 лет ни в Праге, ни в Лондоне супруги послов стран СНГ не занимали в комитете какую-то должность. Азербайджан был единственной страной, представляющей постсоветское пространство, а я была в составе комитетов и с гордостью представляла свою родину. Причем дамы, с которыми мне приходилось работать, всегда были в возрасте 50+, а мне на тот момент был 21 год. Это увлекательный, обучающий, закаляющий и открывающий глаза на мир опыт в моей жизни за границей.

 

- Уверена, он непременно пригодится вам в будущем - ничто в жизни случайно не дается…

 

- Безусловно, он уже пригождается. Например, участие в работе комитетов, написание уставов, знание всей «кухни» женских клубов подвигли меня на создание своего, первого в мире клуба, объединяющего наших соотечественниц за рубежом, - Ассоциации азербайджанских женщин Великобритании. Это помогло мне и в делах родительского комитета школы, в котором я успешно работала на должности координатора по связям с местными компаниями, заинтересованными в помощи государственным школам. До сих пор, если пройтись по близлежащим магазинам, кафе, салонам красоты, мое фото висит на доске «Работа с общественными организациями». Мелочь, но приятно, что где-то в мире есть частичка меня, запечатлена моя работа с детьми, родителями, общественностью округа Вестминстер, где мы живем на данный момент.

 

- Говоря о фотографии на доске, вы скромно опускаете примечательный факт ваших награждений, который еще более характеризует вас сквозь призму видения другого государства?

 

- Верно... Я была номинантом на Westminster Active Award 2017 и победительницей Westminster Community Award 2018. Обе награды и дипломы вручены мне органами местного City Counsil - аналогом наших Icra Hakimiyyeti.

 

Знаете, это очень волнительно - стоять на сцене и держать награду чужой страны, при условии, что никто в жюри не знал о том, что я дипломат и тем более - супруга посла. Они знали меня как человека, вместе с ними участвовавшего в марафоне в поддержку больных онкологией, они знали Ульви (так меня называли для облегчения произношения), которая остается, моет пол и столы после ланча в школе, они знали Mrs Ulvi, своего инструктора по танцам и аэробике, человека, который мог в шесть часов вечера отправиться на другой конец Лондона и привезти в школу 2,5-метровую елку, которая осталась в закрывающемся магазине и была никому не нужна, а теперь украшает школьный коридор. Знали Ульви, которая всегда на связи и откликается на все просьбы и вопросы.

 

Поэтому в чужой стране с дипломатическим паспортом, будучи «неместной» и «неродной», я смогла собрать более ста подписей и поддерживающих писем, которые и послужили основанием для того, чтобы я стала единственной в Великобритании гражданкой Азербайджана, получившей такую награду.

 

- Тем более не из-за регалий вашего супруга, а потому что сами заслужили ее. Однако до того как вы создали семью с профессиональным дипломатом, вы ведь были официальным сотрудником МИД Азербайджана?

 

- Совершенно верно, я трудилась в отделе прессы и информации, а далее была работа в посольстве АР в Чехии. На данный момент я не могу работать в посольстве согласно законодательству, измененному в 2016 году, однако проходила стажировку в азербайджанском посольстве в Лондоне и продолжаю волонтерскую работу в Клубе супруг дипломатов.

 

- Ваша ассоциация осуществляет деятельность по трем конкретным направлениям: клуб молодых мам, бизнес-леди и работа со студентами. Почему вы решили разграничить деятельность ассоциации именно так?

 

- Потому что в наших планах работа с координаторами по каждому направлению, однако это достаточно трудоемко и не все имеют возможность столько времени уделять неоплачиваемому общественному труду. Надеюсь, в скором времени у нас появится спонсор и бюджет на проведение всего задуманного. Наши женщины прежде всего - бизнес-леди, далее - молодые мамы, и последняя группа - студентки. Это и есть три основные группы; также есть деятели искусства, медики, финансисты. Но их можно отнести к одной из этих трех категорий.

 

- Конечно, при такой дифференциации работу можно выполнять более четко и конкретно.

 

- Совершенно верно, мероприятия, которые мы организуем, становятся для всех общими - скажем, презентации книг, интересные лекции, карьерные мастер-классы, музыкальные мероприятия, выставки работ наших художников, популяризация модных брендов из Азербайджана. Все это интересно для всех трех категорий наших женщин, а также друзей ассоциации. Наши мероприятия посещают выходцы из разных стран, члены дипломатических миссий и, естественно, сами англичане. Пользуясь опытом работы в комитете Клуба супруг дипломатов и в родительском комитете школы, я приглашала на наши мероприятия многих знакомых и заинтересованных людей.

 

Не будем забывать и о Международном клубе женских организаций Лондона, основанного в 1986 году, членом которого является наша ассоциация. Соответственно все члены этого клуба - а их более 1500 - знают о существовании нашей ассоциации, посещают мероприятия, узнают о стране из ежемесячного дайджеста клуба. Это и есть так называемая soft diplomacy - элементы «мягкой дипломатии». Люди, хоть раз посетившие наши мероприятия, узнают об Азербайджане и проникаются любовью к нашей стране. Это и есть тот эффект, который нужен для развития, скажем, туризма.

 

Члены AWAUK постоянно поддерживают и подписывают все петиции, распространяют их среди друзей и знакомых. Тем самым они поддерживают нашу страну в нелегкий момент эскалации карабахского конфликта.

 

- А какие еще способы поддержки Азербайджана использует ваша ассоциация?

 

- Мы поддерживаем в основном молодежные благотворительные проекты, проект Yardan, проект платформы Var Yox, проект фонда Qaranquş. Информация, которая нам нужна для того, чтобы совместно провести проект, включает дату его начала и завершения, цель, имена тех, кому конкретно нужна помощь, имя координатора проекта, бюджет. Заявки можно подавать на нашу почту: awaintheuk@gmail.com.

 

- К чему обязывает статус супруги посла?

 

- В первую очередь - к соблюдению протокола, участию в мероприятиях дипмиссий, аккредитованных в стране пребывания, пропаганде нашей родины, организации мероприятий, логистике семейного быта и созданию уюта, несмотря на жизнь на чемоданах. - Как известно, для членов семьи посла существуют негласные правила, регламент поведения и проживания в аккредитованных странах. А были ли случаи, когда приходилось выходить за рамки протокола? - Замечательный случай, о котором, думаю, надо рассказать, потому что он достоин быть занесенным в Книгу рекордов Гиннесса. Во время нашей первой поездки в Прагу, когда мы вручали верительные грамоты президенту Чешской Республики Вацлаву Клаусу, на вручение мы пришли… с мамой моего супруга, то есть посла Азербайджана.

 

По протоколу рядом с послом должна находиться его супруга или сотрудник посольства, а мы были втроем и еще сотрудники нашего посольства, что, конечно же, удивило президента Чехии. Тем не менее, увидев маму нового посла, он отнесся к этому очень дипломатично, познакомился, побеседовал, а потом на встречах всегда справлялся о ее здоровье. Вот такой вот занимательный случай.

 

Еще одно событие, которое тоже выходит за рамки протокола, каким мы его знаем, это посещение супруги президента Чехии Ливии Клаусовой мероприятия, посвященного национальному празднику Азербайджана. Как можно догадаться, супруги президентов не участвуют в подобных мероприятиях. Однако то, что мой супруг и я свободно владеем чешским языком, сыграло свою позитивную роль.

 

- Чешский язык действительно довольно не типичный для изучения в Азербайджане…

 

- Да-да, я выбрала чешский язык в 16 лет, изучала его в Бакинском славянском университете и волею судьбы - согласитесь, пути господни неисповедимы! - в 21 год стала супругой посла Азербайджана в Чешской Республике Таира Тагизаде, который изучал чешский в МГИМО.

 

- Вы знаете многих жен дипломатов и самих послов - есть ли среди них женщины, которые являются для вас примером?

 

- Пожалуй, могу назвать ныне покойную Рену ханым Пашаеву - супругу корифея азербайджанской дипломатии Хафиза Пашаева. Мы были знакомы лично, пересекались на мероприятиях в Чехии и в Баку. Это замечательный пример для молодого поколения наших девушек и женщин!

 

Не ошибусь, если назову имя и моей свекрови - Гюльшад ханым Тагизаде, которая, на мой взгляд, просто идеально справлялась со всеми обязанностями женщины, сопровождающей дипломата. На приемах она всегда умело парировала вопросы, соблюдала правила этикета, в беседе была остроумна и находчива. Гюльшад ханым отличается широким кругозором, ярким интеллектом, чистая и четкая речь выделяет ее из многих женщин. Одним словом, это человек, подготовленный для любых перипетий дипломатической жизни.

 

Немаловажным для продуктивной и эффективной деятельности дипломата является умение женщины организовать его быт. Гюльшад ханым занималась всем этим самозабвенно и с полной отдачей начиная с Москвы, где Таир учился в МГИМО, далее в Чехии, позже в США, затем опять в Баку, ну и, наконец, уже тут, в Лондоне. Я многому научилась у нее и благодарна за бесценный опыт.

 

- Вы ведь работали и в школе, причем не с обычными детьми, а с так называемыми особенными. Почему пошли в такую нелегкую область педагогики?

 

- Скажу так: во-первых, с самого начала около двух лет я работала в этой лондонской школе волонтером, состояла в родительском комитете, потому что мои дети еще с детского сада учились там. Когда освободилась вакансия ассистента педагога, я решила подать документы, прошла тестирование, затем собеседование с директором школы, и меня приняли на работу.

 

Первое время было нелегко, ведь работа с особенным ребенком требует постоянного внимания, однако она очень интересна с точки зрения обретения опыта. Работая в школе, я окончила несколько курсов - «Привязанность и ее роль в жизни ребенка», «Привязанность и развитие мозга», «Эмоциональный коучинг», «Работа с травмированными детьми», «Работа с детьми в спектре аутизма», а так же «Основа знаний об аутизме».

 

- Очень интересные направления. Изменили ли эти знания ваше отношение к воспитанию детей и детской психологии?

 

- Разумеется. Моя работа с особенными детьми перевернула мой взгляд на воспитание в целом. После общения с такими детьми на шалости своих смотришь уже как на дар божий, совершенно иначе реагируешь. Именно этой областью я интересуюсь сейчас, прохожу курсы Mindfulness awareness in practice («Практика осознанности»).

 

Также хочу отметить, что уроки проходят на основе инклюзивности образования. Инклюзивное обучение меняет детей уже через несколько лет совместного обучения с обычными детьми. В свою очередь обычные дети учатся быть более терпимыми и толерантными к тем, кто не похож на них, развивается дух покровительства над менее сильными и здоровыми товарищами.

 

В ходе работы я посмотрела очень много фильмов об аутистах, пытаясь понять, почему они ведут себя так, а не иначе, как лучше помочь адаптироваться ребенку в классе, какие их первичные запросы я могу удовлетворить, чтобы потом приступить к обучающему процессу. В общем, это фактически другой мир. Однако он есть, и эти люди являются членами нашего общества, а наша задача - понять, как безболезненно интегрировать таких людей в общество, как помочь им сделать наш мир особенным, привнеся в него то, что нам недоступно в силу своей обычности.

 

- Скажите, что для вас в приоритете, когда вы даете интервью иностранным журналистам?

 

- Скорее всего - принадлежность к Азербайджану, я стараюсь больше рассказывать о своей стране, ее культуре, истории, выдающихся личностях. Я стараюсь при каждом удобном случае рассказать о нашей боли - Карабахе, даже если нет конкретного вопроса об этом, нахожу повод дать объективную информацию касательно этой проблемы. Я считаю своим долгом поведать правду о карабахских событиях, и даже если мои слова не будут напечатаны, то сам журналист хотя бы услышит от меня истину и будет знать, как и кем завязался этот узел. В этом вопросе нет нашей или другой точки зрения - есть правдивая информация и сама правда.

 

- Обширные знания, полученные на специализированных курсах по психологии, педагогике, медицине, а также опыт работы в школе наверняка помогают вам в воспитании собственных детей?

 

- У нас мальчики-близнецы, им по восемь лет, учатся они в третьем классе, причем один из них - академичный и основательный в учебе, другой - более творческий. Я очень строга в отношении учебы и в вопросах воспитания. Знания, которые я приобрела на родительских курсах, действительно помогают мне.

 

У меня есть сертификаты по таким программам, как Strengthening families, strengthening communities, Positive Parenting, Non violent resistance, Circle of Security. На основе этих программ, а также знаний, полученных на курсах в школе, я создала свой авторский семинар Positive Progressive Parenting Project («Позитивно-прогрессивный родительский проект»). Во время каникул в Баку провожу семинары в центрах Yarat, Baku Book Center, Yaradan, Sabuncu Gencler Evi, Baki Amerika Merkezi при Университете языков, на площадке Wow Woman, в Baku Oxford School, в Nar ciceyim Merkezi. Также веду нетворкинговые мероприятия - в Бакинском гольф-клубе, в различных кафе, совмещая семинары и завтрак. Так гораздо легче привлечь родителей к обучению. Обстановка на мероприятиях царит дружеская, непринужденная и располагает к обмену мнениями и общению.

 

- Вы сказали, что довольно строги к своим детям, - в чем это выражается?

 

- Самое главное, что может сделать мать для своих детей, - это приучить их к самостоятельности. Я стараюсь воспитать у них сознательность, объяснить, что материальные вещи - не самое главное в жизни. Все, что достается нам как бы без усилий - сияние солнца, хорошее настроение, любовь близких - мы получаем бесплатно, и главные удовольствия в жизни не материального свойства.

 

Учу их готовить, с пяти лет они могут по утрам делать блинчики, убрать со стола, помыть посуду или загрузить стиральную машину. Многие удивляются, даже мой супруг во многом не согласен с таким методом воспитания. Говорит, что это обязанности мамы, а не детей. А я учу их, что в семье нет обязанностей мужчины и женщины, есть общее дело. Жизнь за рубежом показала, что прочнее и успешнее тот союз, где мужчина и женщина смотрят в одну сторону, при этом они делятся друг с другом своими мыслями, строят планы и добиваются успеха, деля жизнь поровну.

 

- В этом году после известных событий на границе наша диаспора проявила невиданную активность и сплоченность. А как координируется работа азербайджанской диаспоры в Великобритании?

 

- В Великобритании функционирует несколько организаций, объединяющих азербайджанцев. Я со своей стороны стараюсь поддержать всех и каждого, кто приглашает на мероприятия, будь то студенческое общество или женский клуб. Как в Праге, так и в Лондоне стараюсь приблизить посольство к нашим соотечественникам и наоборот, ведь на чужбине это их второй дом. Азербайджанская диаспора мобилизует все свои силы, потенциал и ресурсы, чтобы проявить сплоченность и активность и донести до британцев правду об Азербайджане.

 

- Благодарю вас за интересную беседу и желаю дальнейших успехов в укреплении национального духа азербайджанцев, проживающих в Великобритании.

 

Афет МАМЕДОВА

Каспiй. - 2020.- 22 августа.- С.8-9.