На одной волне

Концерт, посвященный памяти погибших жителей Гянджи и Барды

 

События в Карабахе, героическое контрнаступление доблестной Азербайджанской армии и освобождение от армянской оккупации наших городов и сел, в которых водружался Государственный флаг Азербайджана, очень воодушевляли наших соотечественников, проживающих в других странах, наполняя их светлыми надеждами и долгожданной радостью победы. Однако подлые ракетные обстрелы мирных городов Гянджа и Барда со стороны отступающего противника, сопровождавшиеся многочисленными человеческими жертвами среди гражданского населения, омрачили эту радость, добавив к ней горечь невосполнимых потерь.

 

Азербайджанские музыканты, работающие в братской Турции, последние месяцы находились на одной волне со своей родиной. С большим творческим подъемом они приветствовали справедливую борьбу Азербайджана за свои исторические земли, успешное контрнаступление наших доблестных войск и, конечно же, не остались безучастными к вражескому обстрелу баллистическими ракетами мирных кварталов Гянджи и Барды, во время которых погибли невинные жители, в том числе немало детей.

 

Доктор философии по искусствоведению, доцент кафедры специального фортепиано Бакинской музыкальной академии имени Узаджибейли и Государственной консерватории Антальи, пианист Самир Мирзоев в интервью газете «Каспiй» отметил, что бомбардировку мирных городов, находящихся вдали от арены военных действий, азербайджанцы восприняли с болью и возмущением.

 

- Ведь находиться далеко и знать, что на твою родину сбрасывают бомбы и погибают невинные люди, ужасно, - с горечью говорит музыкант. - Еще большее возмущение вызывала трусливая реакция СМИ многих стран и предательское молчание политиков.

Мы очень переживали, хотелось сделать что-то, чтобы привлечь внимание общественности к этим вопиющим фактам. Так и зародилась идея провести концерт памяти жертв обстрела мирных азербайджанских городов - Konzert-tristesse. Мы всегда чувствуем поддержку братской Турции и часто организуем мероприятия разного рода, однако нынешний концерт как-то остался незамеченным для медиа братской страны в свете охватившей весь мир пандемии. Это и понятно, коронавирус развел людей по углам, общение свелось к самому минимуму, не говоря уже о запрете на массовые культурные мероприятия.

 

- Конечно, с учетом ограничительных мер, связанных с пандемией, ваше стремление провести живой концерт таил в себе известную долю риска. Как вам удалось привлечь музыкантов для участия и построить репертуар?

 

- Вы правы. Но несмотря на все это мы начали готовить репертуар и работать над ним. Вместе со мной выступал мой коллега, молодой турецкий скрипач Джан Озхан, которого я знаю со студенческих лет. Это очень талантливый и перспективный музыкант, с которым несколько лет назад мы концертировали на Кипре. Я знал, что в его репертуаре есть произведения, которые могут быть включены в концерт подобного формата. Джан сразу же принял мое предложение выступить вместе, хотя немного паниковал по поводу коронавируса, тем не менее к концерту он готовился со всей серьезностью.

Звучала камерная музыка для фортепиано и скрипки, это были классические произведения, сочинения турецких композиторов и, разумеется, азербайджанских авторов, причем «Адажио» Хайама Мирзазаде предложил турецкий музыкант, что не могло не вызвать нашего восхищения. В программу были включены Три романса Шумана (опус 94), которые я давно хотел исполнить, Соната g-moll Генделя.

 

- В период запрета массовых культурных мероприятий как вам удалось арендовать зал и пригласить зрителей?

 

- Готовясь к концерту, мы не знали, дадут ли нам зал, ведь массовые мероприятия запрещены, хотя в редких случаях они допускаются, если использовать некоторые правила. Мы обращались во многие инстанции, но везде получали неизменный и вполне ожидаемый отказ. Свою идею я высказал и в Анталье, и в других турецких городах, где работают наши музыканты, но все отказывались, ссылаясь на пандемию. Помогла наша соотечественница, директор Государственной консерватории Университета Cukurova в городе Адана Ульвия Асланова-Гюлер, она поддержала нас, взяв на себя всю ответственность за проведение концерта. В консерватории Университета Cukurova за два месяца до этого открылся новый концертный салон, на сцене которого мы и провели свой концерт. Из-за пандемии в зале присутствовало лимитированное число зрителей, тем более что за день до мероприятия карантинный режим ужесточили, ввели комендантский час и другие ограничительные меры. Мы даже думали, что наши планы сорвутся, если запретят междугородное сообщение, ведь нам пришлось выехать в другой город. К счастью, этого не случилось, но пришлось еще сократить число слушателей в зале. Мы использовали некоторые юридические лазейки, и концерт, который имел для меня особое значение, все-таки состоялся. Со вступительным словом выступила Ульвия ханым, за что я ей очень признателен.

 

- А почему вы с самого начала не рассматривали онлайн-формат своего мероприятия, который могли бы посмотреть и послушать гораздо большее число зрителей?

 

- Ни с чем не сравнимый в плане настоящего, живого человеческого контакта концерт и помог нам выйти на онлайн-формат, поскольку за несколько дней до него платформа Cukurova Sanat Girişimi, поддерживающая разные проекты культурного плана в провинции Адана - будь то музыкальные, литературные или художественные, - предложила консерватории города Адана провести какой-либо проект вместе. Ульвия ханым посоветовала им подключиться к нашему проекту и сделать онлайн-трансляцию. Платформа Cukurova Sanat Girişimi поддержала нас и взяла на себя организацию онлайн-трансляции через YouTube и другие платформы, основанные на социальных сетях. Таким образом, несмотря на то, что публики в салоне было минимальное число, с соблюдением социальной дистанции, концерт смогли увидеть не только в самом городе, но и во всей Турции, даже в Азербайджане, России, Австрии, Украине...

Для самой платформы Cukurova Sanat Girişimi тот факт, что ее смотрят в других странах, стал неожиданным. Так что наш концерт прошел и в живом исполнении, и в онлайн-формате, и для меня это был первый концерт, который я провел виртуально. Это совсем другое ощущение, но если коронавирус будет свирепствовать и впредь, многие наши проекты перейдут на цифровой формат. Ничего не поделаешь, веление времени, будем надеяться, что все это скоро закончится. И все-таки мы рады, что удалось провести наше мероприятие и привлечь внимание общественности к жертвам ракетных атак Армении в Гяндже и Барде.

 

Рассказывая о дружеских и творческих связях между азербайджанскими музыкантами, работающими в Турции, руководитель консерватории Университета Cukurova гдана Ульвия Асланова-Гюлер отметила, что с консерваторией города Анталья, где работает Самир Мирзоев, у них давно сложились теплые и дружеские отношения.

 

- Там работает немало азербайджанских музыкантов, - говорит Ульвия ханым, - и мы часто встречаемся на конкурсах и концертах, таким образом поддерживая друг друга. Мы остро переживали все события, наблюдая происходящее, и сожалели, что не можем находиться в столь трудный час у себя на родине. Особенно болезненно восприняли бомбардировки в Гяндже и Барде, хотя, конечно же, яркая победа и отвоеванные исторические земли Азербайджана перенесли на второй план все остальное.

 

Наша победа - самое знаменательное и крупное событие за последние 30 лет. Я была еще ребенком, когда конфликт только зарождался. Пользуясь предоставленной возможностью, хочу от души поздравить сотрудников газеты «Каспiй» и весь азербайджанский народ с этой победой.

 

Директор консерватории подчеркнула, что идею проведения этого концерта они с Самиром обсуждали давно, с самого начала военных действий между Азербайджаном и Арменией:

 

- Дело в том, что у нас есть диаспорская группа «Азербайджанцы в турецком мире», и как-то раз кто-то из ее представителей поделился идеей, что было бы неплохо нашим деятелям искусства, проживающим в Турции, провести мероприятия, посвященные событиям в Азербайджане. Так мы с Самиром решили приурочить наш концерт к тому, что произошло в Гяндже и Барде, и памяти погибших. Репертуар, конечно же, составлялся с учетом соответствия цели - это были минорные произведения с печальными и скорбящими интонациями. Что касается аренды зала, то поскольку концертный салон находится в стенах консерватории, которой я руковожу, проблем у нас не возникло, хотя из-за пандемии мы предупредили, что количество мест будет ограниченным. Мы распространили афиши в социальных сетях и на сайте консерватории, пригласили азербайджанцев, работающих в симфоническом оркестре и нашей консерватории. Основная трансляция велась онлайн через канал YouTube, с нами сотрудничало общество Cukurova Sanat Girişimi, с которым мы уже взаимодействовали несколько раз. Параллельно с этим я вела онлайн-трансляцию через свой профиль в Facebook, после чего все записи разместили в социальных сетях. Информация об этом мероприятии вышла в университетской газете, а также в некоторых турецких СМИ.

 

Однако проблемы возникли буквально за сутки до концерта, когда в Турции ужесточили режим пандемии ввиду большого числа инфицированных. Мы опасались, что придется отменить концерт, но поскольку в законе, объявленном президентом, не было слова «концерт», мы на свой страх и риск решили довести до конца этот важный для нас проект и выполнить тем самым свой гражданский долг перед родиной. Благо и ректорат нашего университета с пониманием отнесся к этому и дал добро на проведение мероприятия памяти жертв бомбардировок. Турция солидарна с азербайджанским народом и так же искренне праздновала победу над армянскими агрессорами.

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй. - 2020.-12-18 декабря.- С.12.