Ковер - навсегда!

 

Неотъемлемая часть жизни азербайджанцев с древнейших времен

 

Интервью газете «Каспiй» руководителя галерее NUR Art House, председателя ОО «Азербайджанские ковроделы», профессора Азербайджанского государственного университета культуры и искусства, заслуженного деятеля культуры Ройи Тагиевой.

 

- Вы создали галерею после того, как завершили свою работу в Музее ковра, не так ли?

 

- Совершенно верно, однако эту галерею создала не я, а мой покойный супруг Нураддин, именем которого и названа эта галерея. Он знал мою страсть и любовь к коврам и понимал, что уйдя на пенсию, я не смогу сидеть сложа руки. Галерею он создал тогда, когда я еще работала в музее, но поскольку на открытии галереи его не стало, мы решили назвать ее его именем. Но и сами ковры, с которыми я связала всю свою сознательную жизнь, источают свет…

 

- Как вы думаете, ковры какой страны ценятся в мире выше всего, и какие качества определяют его стоимость?

 

- Знаете, ковры испокон веков всегда были одними из важных атрибутов быта не только в Азербайджане и на Востоке, но и в Европе. Королевские дворы и царские дворцы были устланы и украшены коврами, художники обращались к ним и писали. До сегодняшнего дня ковры не теряют своей актуальности. Основной критерий ценности ковра - это его функциональность, ведь он создает мягкость, уют, тепло, у ковров своя, только им присущая аура, которая необходима человеку и сегодня.

 

- Как котируются азербайджанские ковры за рубежом?

 

- Наши ковры, естественно, высоко ценятся, и так было исторически, подтверждение этому мы видим на картинах художников эпохи Возрождения. Другое дело, что азербайджанские ковры в разные времена именовались по-разному - иранскими, персидскими, кавказскими, ширванскими и т.д. Сегодня, благодаря стараниям нашего государства, они называются азербайджанскими. Исторически персидские ковры стали знамениты с XV-XVI вв., производство их началось в Тебризе, и только к концу XVI века в других городах Ирана начали ткать ковры по подобию тебризских. Это объясняется тем, что ковры делались по композициям миниатюр тебризских (тюркских) художников-миниатюристов. Были очень интересные ковры XII века, и о них много писалось, но они не сохранились, мы знаем о них только из источников, а рисунки сохранились уже с XIV века. После того, как был создан Музей азербайджанского ковра, наш ковер приобрел свое четкое лицо. Искусство и культура ковроделия обязаны созданию музея, потому что здесь уже четко вырисовывалось все то, что было положено в основу азербайджанского коврового искусства, школы, стили, техническое своеобразие ковров - ворсовые, безворсовые и т.д. Уже с 1983 года мы начали проводить международные симпозиумы по искусству азербайджанского ковра, и в результате этого в 2010 году азербайджанский ковер вошел в репрезентативный Список UNESCO. Мы добились этого и идентифицировали азербайджанский ковер. Мы очень благодарны нашему общенациональному лидеру Гейдару Алиеву. В 1972 году Гейдар Алиев принимал участие на открытии первой экспозиции в Джума мечети в Ичери шехер, после чего он издал исторический указ о том, чтобы Музею ковра предоставили неограниченные финансовые возможности, и чтобы при вывозе из Азербайджана каких-либо ковров они были вначале представлены музею.

 

- Воистину этот указ иначе, как историческим и революционным, не назвать!

 

- Конечно! Этот исторический документ, подписанный великим лидером, способствовал тому, что нам за короткий период удалось собрать такую уникальную коллекцию. В советскую пору была такая организация «Азгалантерея», она собирала старинные ковры, которые Москва вывозила из Азербайджана с целью продажи и экспорта. Однако после указа Гейдара Алиева ни один ковер не был вывезен из нашей страны без санкции музейной экспертизы.

 

- Скажите, пожалуйста, имеют ли ценность ковры, изготавливаемые сегодня по старинным эскизам и образцам ковров прошлых веков?

 

- Безусловно, потому что ковры - это традиция и искусство, и первоначальное значение состоит в функциональности и применении ковров в быту, и потом уже его красота, орнаменты, символика, цвет и т.д. Главное мы и сегодня не обходимся без ковра, поэтому естественно, что ковер - это навсегда!

 

- Изменились ли сегодня технологии изготовления ковра, скажем, в приготовлении натуральных ниток, их покраски, ткацких технологических секретов и т.д.?

 

- Нет, мы, конечно же, стараемся сохранить древние традиции, своеобразие технологии изготовления, колорит цветов. В Азербайджане действует большая государственная программа по возрождению азербайджанского ковра.

 

- Что выставляется в вашей галерее, и какова основная цель ее создания?

 

- Экспозиция нашей галереи представляет искусство Азербайджана, и собиралась она долгие годы. В нашей галерее собрана очень интересная коллекция, в которой есть два ковра XVII-XVIII вв., вернее, их фрагменты, которые были привезены в Азербайджан из-за рубежа. Но основная цель нашей галереи состоит не в сохранении и пропаганде истории коврового искусства, ее возрождении и передаче новым поколениям традиций ковроткачества. Галерея является учебной базой Университета культуры и искусства, где я преподаю, т.е. занятия студентов проходят здесь. Интерес молодежи к ковровому искусству чрезвычайно велик, и среди них немало интересных художников и ткачей, т.е. искусство развивается.

 

- Художники по ковру обязательно должны уметь ткать их?

 

- Нет, ткать не обязательно, но технологии изготовления ковров они знать должны. В то время, когда мы представляли наш ковер в UNESCO, было создано «Общество азербайджанских ковроделов», которое и было инициатором представления в UNESCO азербайджанского ковра, потому что эта международная организация принимала заявки только от сообществ. Кстати, общество создал уважаемый министр культуры Азербайджана Абульфас Гараев, за что я ему очень благодарна. В галерее мы представляем ковровое искусство Азербайджана, проводим занятия с членами этого общества. Недавно, например, реализовали два больших проекта по Карабаху. Мы выявили, что нужно сохранить, что передать, поскольку нынешнее молодое поколение Карабаха, к сожалению, не видело исконно карабахских ковров, оно не выросло на традициях своей земли, и главным для нас было поддержать эти традиции и передать их молодому поколению. В нашей экспозиции есть карабахские ковры, помимо двух старинных, о которых я говорила выше. Также среди беженцев мы проводим работу по возрождению традиций ковроделия, приобщаем их к ковроткачеству и при поддержке государственных грантов решаем проблемы занятости тоже. Мы знакомим их с утерянными или забытыми технологиями…

 

- Вы вычисляете старинные технологии по старинным коврам?

 

- Конечно, но помимо технологий нужно постараться, чтобы они вошли в современные жизнь и быт. В рамках последнего проекта мы изготовили два ковра - два возрожденных безворсовых ковра забытой технологии. Это дастарханы и шанде. Интересно, что дастарханы традиционно были ритуальными скатертями, но мы стали делать из них подушки, что сделало их более востребованными в быту людей. Мы стараемся, чтобы ковер обязательно вошел в наш быт и не терял своей функциональности.

 

- Предусмотрены ли в вашей галерее продажи ковров и ковровых изделий? Все ли они изготовлены из натуральных материалов и красок?

 

- Да, конечно, продажи есть, и все изделия натуральные. Знаете, в натуральных материалах есть специфика поглощения из воздуха бактерий и пыли, а синтетические материалы, наоборот, их выделяют. Поэтому овечья шерсть - материал совершенно уникальный, у нее такое немаловажное преимущество. Именно овечья шерсть, исходя из природно-климатических особенностей Азербайджана, где всегда было развито животноводство и скотоводчество. В принципе, оно и способствовало развитию ковроделия.

 

- Дополняют ли друг друга две ваши структуры - галерея и Общество ковроделов Азербайджана, председателем которого вы являетесь?

 

- Конечно, все что делается в обществе, воплощается в галерее, т.е. занятия, выставки, встречи общества проходят в галерее. Она бесплатная и общедоступная. Члены общества - это художники, ковроделы, причем не только по ковру, есть у нас секции по вышивке и другим видам декоративно-прикладного искусства. Поэтому наша главная задача состоит не столько в истории, сколько в возрождении и передаче древних традиций подрастающему поколению. Сейчас мы готовимся к проведению выставки, где будут представлены ковры в виде дипломных работ студентов-художников из Академии художеств и Университета культуры и искусств.

 

- Я видела работы студентов, они поражают воображение фонтаном воображения, вкуса и фантазии молодых. Воистину они неисчерпаемы…

 

- Верно, и в этом проявляется генетический код азербайджанцев. Мы отбираем наиболее талантливые интересные работы, приобщаем к работе в галерее, пропагандируем их.

 

- Мне кажется кощунством стелить ковер на пол, по мне, им надо любоваться, вешая на стену, как картину, я больше воспринимаю ковры как произведение искусства, нежели предмет быта. А есть ли у вас собственные наработки по ковру?

 

- Я подготовила два ковра на основе фрагментов двух старинных ковров, о которых я говорила, т.е. эти ковры уже вытканы и в скором времени будут представлены общественности. Еще с эпохи бронзы и керамики природа ковра была исторически связана с представлениями человека о мире. По мере познания мира человек старался его изобразить в неких абстрактных формах. Основа была, конечно же, функциональной, и именно его функциональность способствовала развитию этой отрасли. Вот в чем суть, нужно приблизить ковер к современной жизни, чтобы он был востребован.

 

- Скажите, шелковые ковры ткутся по той же технологии, что и шерстяные? Какое чувство возникает у вас, когда вы видите незнакомый ковер?

 

- Шелковые ковры ткутся также из натуральных шелковых ниток, и они ценятся дороже шерстяных. Ковер - это нечто родное, знакомое, идущее из памяти предков, оно в крови… Без ковра невозможно жить, они дали мне все, и я безумно благодарна своему учителю Лятифу Керимову, который смог вызвать во мне эту любовь и интерес к коврам. Это был великий учитель! Его необъятная любовь к коврам передалась и нам, его ученикам. Мы с ним исколесили весь Азербайджан, и я считаю, что мне ужасно повезло, потому что я прошла большой урок, будучи рядом с ним. Именно он определил ковровую школу Азербайджана, дал четкую атрибуцию в технике, композиции, колорите и фактически возродил это древнее искусство!

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020.- 19 февраля.- С. 12.