Кровавый «урок» истории

 

Делать выводы из геноцида - долг каждого

 

Сегодня, 28 лет спустя, во многих странах мира прогрессивное человечество поминает жертв Ходжалинского геноцида – одного из самых трагических событий, произошедших на постсоветском пространстве после распада СССР.

 

Именно после него старательно создававшийся десятилетиями миф о братской семье народов и единой советской нации рухнул в одночасье, утонув в крови массового уничтожения людей на этнической почве, главными жертвами которого стали далекие от политики старики, женщины и дети.

 

По прошествии стольких лет даже у самых младших очевидцев тех событий появились свои семьи, но они, каждый раз воссоздавая в памяти незабываемый кошмар «игры со смертью», вспоминают кошмары прошлого, как и все дети войны, - одного из основных доноров смерти.

 

Человечество после Холокоста вроде вытравило понятие «геноцид», однако армяне доказали, что являются отрицательным исключением…

 

Без скидок на пол и возраст

 

Один пример - упорное отстаивание армянами права на увековечивание памяти основателя уродливой идеологии «цехакрона» и гитлеровского прихвостня Гарегина Нжде показывает, что для них «самость» важнее общечеловеческих ценностей. Своды армянской церкви в Баку, не говоря о монастырях самой страны-агрессора, еще с советских времен помнят пропаганду ненависти к всем тюркам, и это несмотря на наличие инструкций отдела пропаганды ЦК КПСС относительно необходимости проповедей в духе идеалов коммунизма. Причем делалось это открыто, без боязни обструкции в КГБ, что означало одно - советское руководство продолжало кавказскую политику царской России.

 

А потому неслучайно, что даже сейчас в российском сегменте СМИ и социальных сетей при наличии твердой доказательной базы, закрытых уголовных дел и вынесенных судебных решений не утихают споры ни по геноциду в Ходжалы, ни по трагедии в Сумгайыте четырьмя годами ранее.

 

И, представьте себе, армяне предпринимают попытки не только вывести из-под огня критики убийц и организаторов бесчеловечных акций, но и «доказать», что геноцид 26 февраля 1992 года, равно как и трагедия 28 февраля 1988 года, - дело рук азербайджанцев. Впрочем, оба вдохновителя ходжалинской резни по два срока отсидели в кресле президента Армении, «решая» нагорно-карабахский конфликт.

 

О Ходжалы написана уйма книг и статей, сняты фильмы, есть немало документов и живых свидетелей тех событий. Намеренно не привожу отечественные источники, но даже правозащитный центр «Мемориал», который трудно заподозрить в симпатиях к нашей нации, отметил варварскую сущность нападения. Эта организация, проведя свое расследование, пришла к выводу, что «в ходе штурма Ходжалы по отношению к мирным жителям были грубо нарушены Женевская конвенция, а также Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, на заре существования Организации Объединенных Наций». Есть также аналогичные свидетельства находящейся над схваткой международной правозащитной организации Human Rights Watch, которую уж точно не заподозришь в симпатии к одной из сторон.

 

Фашизм без прикрас

 

Тем не менее стена непонимания трагедии в христианском мире остается столь же толстой, глухой и непробиваемой - может, потому и поднимает голову махровый фашизм во Франции, Италии, Греции и даже ФРГ, где одним из министров стал представитель «Альтернативы для Германии». Они даже «пытаются понять и принять» армянскую сторону, обосновать наступление армянских формирований и примкнувших к ним военнослужащих 366-го полка объединенных сил СНГ, пускаются в рассуждения о том, что в Ходжалы действовали принципы военного времени - «на войне, как на войне» и «война все спишет». «Кроме того, время ведь тогда было смутное - первые годы после распада Союза, а в мутной воде всегда найдутся желающие половить рыбку», - неумело оправдывают они бесчеловечность матерых бандитов, убивавших людей исключительно по национальному признаку, чему нет никакого оправдания. Когда звучат подобные объяснения, получается, что трагедия Ходжалы была предопределена заранее, была чуть ли не неизбежной. Но так ли это? И в чем состоят главные уроки Ходжалы - ее невыученные уроки?

 

Единственное, чего не отрицает ни одна из сторон, так это фактов массовой гибели в Ходжалы мирных азербайджанских жителей. Отрицать очевидное - не имеет смысла. Повторюсь, не буду ссылаться на кинокадры Чингиза Мустафаева. Но вот фрагмент из свидетельства российского телерепортера Юрия Романова в книге «Я снимаю войну» (кстати, он первым из иностранных журналистов побывал на месте трагедии): «Я выглядываю в круглое окошко вертолета и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На желтой траве предгорья, где в тени еще дотаивают серые лепешки снега, остатки зимних сугробов, лежат мертвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка. Глаз вырывает из месива тел две фигурки - бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны еще и руки. Обе застрелены в голову. Ошеломленный, я даже не сразу вспоминаю о камере».

 

Это очень подробное скрупулезное описание случившегося, изобилующее шокирующими деталями, не оставляет никаких сомнений: есть все основания поставить трагедию Ходжалы в один ряд с трагедией Сребреницы и другими преступлениями, совершенными примерно в то же время на Балканах, где в начале 90-х годов рушился еще один миф. Миф о «счастливой семье народов» бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославия Иосифа Броз Тито. А еще - то, что произошло в Ходжалы, напоминает массовые казни в Руанде, Камбодже и других местах, где после Второй мировой войны совершались геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Именно эти преступления и привели к созданию нескольких Международных трибуналов и Международного уголовного суда.

 

О том, что после Нюрнбергского процесса над группой нацистских военных преступников в мире скопилось слишком много так и не нашедшего наказания зла, творцы которого разгуливают на свободе и зачастую остаются сильными мира сего, говорят давно. По данным ООН, за послевоенные годы на Земле произошло 250 вооруженных конфликтов, в которых погибло 86 млн человек. Свыше 170 млн были ранены, ущемлены в своих правах и свободах, лишились имущества, стали беженцами.

 

Если за убийство одного человека сегодня можно надолго угодить за решетку, то какой-нибудь высокопоставленный любитель «поиграть в войнушку», устроить акцию возмездия против женщин и детей конкретной национальности или что-то в этом роде нередко уходил от ответственности и даже возглавлял государства, как в случае с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном.

 

Факты не лгут

 

Начиная с октября 1991 года город Ходжалы с семитысячным населением был полностью окружен вооруженными силами Армении. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года после массированного артиллерийского обстрела начался штурм города одновременно с нескольких направлений. Город был взят вооруженными формированиями Армении при поддержке расквартированного в Ханкенди мотострелкового 366-го полка бывшей советской армии. Примечательно, что большая часть его командного состава были армяне, а сам полк сразу же после трагедии указом Бориса Ельцина был расформирован, что справедливо наводит на определенные размышления. Кстати, сразу после этого вся принадлежавшая полку военная техника досталась армянским вооруженным формированиям. Во время атаки на Ходжалы были использованы запрещенные патроны калибра 5,45 и химическое оружие. Все это свидетельствует о явных нарушениях протоколов Женевской конвенции и неспровоцированной жестокости в отношении мирного населения. Ходжалинская резня привела в ужас российских, грузинских, литовских, английских, французских, немецких и американских журналистов, которые оказались свидетелями этой жуткой трагедии.

 

И еще, Ходжалы не просто город, стертый с лица Земли, но и древнее поселение, отражающее исторические и культурные традиции азербайджанского народа. Эта особая эпоха вошла в историю, как ходжалы-гядабейская культура. Кромлехи, долмены, курганы, циклопические сооружения и другие памятники, а также различные предметы быта представляют собой образцы редкой культуры, отслеживают динамику развития общественной цивилизации. После захвата Ходжалы армянами с использованием бульдозеров и другой техники были полностью уничтожены все памятники культуры, разрушено Ходжалинское кладбище, считающееся одним из самых древних мест захоронения. Это ли не вандализм и насилие, направленное против мировой культуры?

 

Лед вроде тронулся

 

Национальные законодательные органы более 15 государств, а также Организация исламского сотрудничества приняли ряд резолюций и деклараций, в которых решительно осуждается резня гражданского населения, а трагедия в Ходжалы признается геноцидом и преступлениям против человечности.

 

Минутой молчания люди чтят память жертв Ходжалинской трагедии - одной из самых кровавых не только в истории Азербайджана, но и мира за последние 30 лет. В рамках международной кампании «Справедливость к Ходжалы!», организованной по инициативе Фонда Гейдара Алиева, предпринимаются серьезные шаги в плане информирования мира о ходжалинской расправе. Упомянутая кампания - это не только правда, доносимая международному сообществу о фактическом геноциде, но еще и призыв к тому, чтобы в мире больше никогда не происходило таких трагедий.

 

Нам еще далеко до всеобщего мирового признания трагедии в Ходжалы геноцидом, тем не менее политическое руководство Азербайджана, парламентарии, авторитетные ученые и исследователи, генеральная прокуратура, что называется, с фактами на руках неопровержимо доказывают преступную изнанку войны против мирного населения.

 

Да, армяне «предоставили мирный коридор», но расставили на выходе автоматчиков и снайперов, которые хладнокровно расстреливали жителей только за то, что они азербайджанцы.

 

Тут можно позволить «лирическое» отступление. После Нюрнбергского процесса не было прецедента справедливого расследования случаев геноцида, хотя таковые были и на Северном Кипре, когда «черные полковники» убивали именно турок, после чего Анкара направила туда войска. Заокеанские вояки убивали запрещенным оружием массового уничтожения, как они сами говорили, «узкоглазых» во Вьетнаме и Камбодже. А потому человечество уже отчаялось ответить на вопрос, сколько времени потребуется на создание реально действующего международного механизма борьбы с преступлениями против человечности. Даже самые искушенные политики, дипломаты и юристы лишь неопределенно пожимали плечами. Однако как только это затронуло интересы самих американцев, в 1993 году был создан Международный трибунал по бывшей Югославии, а спустя год - аналогичный трибунал по Руанде, причем судили не зачинщиков и провокаторов, а представителей племени хуту, истреблявших тутси. Наивным людям тогда показалось, что лед тронулся, и идея «юстиции без границ» перестает быть абстракцией. Однако для того, чтобы эпоха безнаказанности в современном мире уступила место новой эпохе, в которой восторжествуют закон и справедливость, в мире не должно остаться наличия двойных стандартов, тогда не будет и забытых трагедий. Трагедий, которые юстиция без границ будет молчаливо обходить стороной в силу некой политической конъюнктуры, в силу существования могущественных международных лобби, неповоротливости механизма принятия решений и массы других причин.

 

Те, кто в последние полвека развязывал войны и конфликты, совершал акты геноцида и этнические чистки, те, кто в массовом порядке нарушал права человека, должны понести заслуженное, причем показательное наказание. В этом и есть главный невыученный урок Ходжалы и других трагедий современного мира, которые самое время вспомнить сегодня.

 

Кровь, слезы, пепел и горе Ходжалы стучат в сердца сегодняшних жителей Азербайджана. Бакинский мемориал жертвам Ходжалы - обезумевшая от горя бронзовая мать, держащая на руках погибшего ребенка, - это безмолвный реквием по жизни людей и каждого в отдельности человека, который мог бы еще жить, созидать, растить детей и радоваться окружающему миру. От осознания того, сколько в Ходжалы погибло детей, ломается душа. Обожженная и скованная, она хочет распрямиться и поверить в то, что справедливость действительно восторжествует и колокол скорби по жертвам Ходжалы будет звучать по всему миру. А название этого города станет в ряд с такими ужасающими трагедиями ХХ века, как Герника, Хатынь, Хиросима, Нагасаки, Сонгми.

 

Фидан САЛМАНЛЫ

Каспiй.-2020.- 26 февраля.- С.1;5.