Единственные и неповторимые

Пропагандируя корифеев мугамного искусства

 

 

В эти нелегкие дни жесткого карантина Международный центр мугама (МЦМ) претворяет в жизнь интересные онлайн-проекты и концерты с участием ученых-музыковедов, видных ханенде и творческой молодежи. Расширяя международные связи с институтами и организациями ряда зарубежных стран, МЦМ планирует в будущем проведение лекций, онлайн-проектов и организацию международных онлайн-конференций.

 

Совсем недавно в рамках проекта «Встреча с партнерами» состоялась онлайн-конференция с участием МЦМ и Ассамблеи народов Евразии, на которой были обсуждены вопросы пропаганды культурного наследия евразийских народов и расширения связей между деятелями культуры и искусства, а также подписано соглашение о сотрудничестве.

 

Участница конференции, заведующая отделом музыкального фольклора Института фольклора НАНА профессор Наиля Рагимбейли поделилась впечатлениями о конференции и мыслями о будущем:

 

- В международной онлайн-конференции, организованной Центром мугама и Ассамблеей народов Евразии, я приняла участие по рекомендации директора Международного центра мугама Мурада Гусейнова.

 

В прошлом году в Баку проводились Дни народов Евразии с участием представителей этой организации, и открытие ассамблеи состоялось как раз в Международном центре мугама. Было проведено немало мероприятий, концертов, «круглый стол», на котором обсуждались научные проблемы. Я выступала с докладом «О роли и значении ашыгского искусства в формировании этического и этнического мышления». То есть нынешняя онлайн-встреча состоялась по инициативе ассамблеи.

 

- Кто принимал участие в конференции с азербайджанской стороны, и какие вопросы приобретали наибольшую актуальность в обсуждениях ученых?

 

- С нашей стороны участвовали три человека - я, модератор конференции, директор МЦМ, народный артист Азербайджана Мурад Гусейнов и технический менеджер, сотрудник МЦМ Арзу Гуламов. Мы говорили о народном творчестве, что можно сделать в процессе нашего сотрудничества, рассказали, что было сделано за прошедший период, и что вообще нам дала эта пандемия. А пандемия реально открыла нам глаза на то, чтобы мы задались вопросом: а что у нас было и что есть? Переоценить, пересмотреть, переосмыслить наше духовное наследие, взглянуть на него по-новому, с высоты XIX века. Мы словно мыслями вернулись далеко назад, ведь за нашей спиной столько всего, такое многовековое богатство, не до конца оцененное.

 

- Вы действительно считаете, что пандемия заставила нас задуматься и дать реальную оценку нашему прошлому?

 

- Безусловно. Я рассказала о «круглых столах», которые мы проводили в прошлом году, естественно, поведала им и о нашем проекте «Unudulmayanlar» (Незабываемые), в котором я принимаю участие. Азербайджанские ученые-музыковеды внесли свои предложения, что бы мы хотели сделать в этом направлении. Со своей стороны я предложила, поскольку Ассамблея народов Евразии объединяет сто стран, проводить онлайн научные конференции, потому что есть достаточно много пробелов научного характера, актуальны проведение сравнительных теоретических и практических анализов, концерты.

 

- Интересно, почему среди многочисленных проектов МЦМ вы решили рассказать именно об «Unudulmayanlar», который сегодня реализуется в онлайн-формате?

 

- Знаете, проект «Unudulmayanlar» мы делали как бы для себя, ведь у нас есть определенная категория населения, которая не знает или недостаточно глубоко осведомлен о тех, кто нес на себе через многие века такую сложную традиционную музыку, как мугам. В лучшем случае знают некоторых певцов и ханенде, не более, но их творчество представляет серьезную важность. Пусть за 6-10 минут нам не удается все охватить, но мы все-таки коснулись некоторых серьезных тем. Наши онлайн-передачи имеют чрезвычайно много просмотров, очень многим нравится эта программа, поскольку люди получают интересную информацию, которую не могли даже себе представить, скажем, о Кечячи оглу Мухаммеде, Сеиде Шушинском, Хане Шушинском и других корифеях. В перспективе мы пересмотрим заново эти видеоролики, внесем анонсы и титры на русском языке, чтобы о нашем духовном наследии, мугаме и его исполнителях могли узнать и другие тюркские народы. То же самое касается и наследия других народов, с которыми мы хотели бы ознакомиться.

 

- В свете столь широкого международного сотрудничества и охвата глобального географического ареала деятельность и проекты МЦМ и азербайджанских музыковедов приобретают удвоенную актуальность и значимость, верно?

 

- Конечно! Представьте, сто стран Евразии - это сто народов, сто видов народного творчества, то есть если есть народ, есть и его творчество, уходящее корнями в глубь веков, а иначе не может быть. Естественно, мы имеем в виду музыкальное и устное народное творчество. Поэтому в результате взаимных контактов мы покажем и ознакомим другие народы со своим наследием и сами повысим свои знания о них, обогатимся их наследием. Таким образом, проводя подобные онлайн-конференции и симпозиумы, тем более виртуальные, которые не требуют никаких затрат, объединяя несколько стран, или, скажем, совместно с государствами Средней Азии и их учеными, это было бы весьма интересно для всех нас. Над этим надо детально поработать, чтобы организовать эти встречи на высоком научно-профессиональном уровне. Также был затронут вопрос проведения онлайн-концертов, чтобы многие могли подключиться к ним.

 

Арзу Гуламовым было внесено предложение примкнуть к авторитетному телеканалу «Большая Азия», который транслируется на все страны Евразии. Представители ассамблеи взяли и это наше предложение на заметку. То же самое касается и концертов, проводимых в рамках проекта «Еvdə qal», реализуемых во время карантинного режима. То есть целью такого сотрудничества является пропаганда азербайджанского народного музыкального искусства и науки. Мы обменялись идеями и мнениями по самому широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес. Будем надеяться, что все намеченные планы нам удастся претворить в реальность.

 

- Во время карантина вы присоединились к реализации проекта «Unudulmayanlar». Поскольку до пандемии вечера этого проекта проходили с участием доктора философии по филологии, координатора проекта Гюльгусейна Казымлы, хотелось бы узнать, что нового привнесло ваше участие в этот замечательный проект, который теперь реализуется виртуально?

 

- В период пандемии этот проект стал продолжением мугамных вечеров до пандемического периода, о которых вы говорите. Цель проекта - осветить жизнь и творческую деятельность ханенде и исполнителей, чьи белокаменные бюсты украшают фойе центра мугама. Г.Казымлы провел множество вечеров, посвященных выдающимся корифеям мугамного искусства, однако с наступлением карантинного режима было принято решение изменить формат проекта.

 

Институт фольклора НАНА всегда активно участвует в проектах Центра мугама, проводит на его сцене вечера ашыгской музыки, научные семинары и концерты. Между нами был заключен меморандум о взаимном сотрудничестве, хотя и до его подписания мы активно творчески взаимодействовали на основе взаимного доверия и доброжелательного тандема. Поэтому директор МЦМ Мурад Гусейнов пригласил меня принять участие в проекте «Unudulmayanlar» в качестве координатора.

 

При существующих реалиях пандемии и онлайн-формата выпусков проекта наши выступления ограничивались 5-7 минутами. С моей стороны были определены 11 ханенде прошлого, творчество которых я должна была осветить. Джаръягдыоглу, Сеид Шушинский, Хан Шушинский, Кечячи оглу Мухаммед, Гусейнгулу Сарабский, Зульфи Адыгезалов, Алиовсат Садыхов, Гаджибаба Гусейнов, Джамиль Амиров и другие. Проект, к счастью, продолжается, но уже в несколько ином формате, то есть на протяжении двух минут вкратце, без лектора или ведущего будут идти титры сведений об оставшихся ханенде, сопровождаемые слайдами фотографий и исполнением ими мугамов. Техническое обеспечение нового формата со стороны Арзу Гуламова было воистину безупречным, он великолепно и высокопрофессионально отработал каждое видео. Проект, можно сказать, реализовался в трех форматах: первый - живой с концертами состоялся в допандемический период. Затем в самом начале карантинного режима в онлайн-формате и последний - в несколько ином формате без участия ведущих.

 

- Скажите, информация, предоставляемая вами, совершенно новая или это экстракт того, что уже было исследовано и известно музыковедам, но периодически повторяется для разных категорий зрителей?

 

- Скажу так: это не моя исследовательская работа, и было бы неправдой сказать, что я открыла что-то новое. По большому счету сам проект и демонстрируемые видео предназначены не только для музыкантов и специалистов-теоретиков. Для любого человека, представителя любой сферы, который посмотрит эти выпуски, они будут новыми и интересными. Мне поступило множество отзывов и откликов от людей, абсолютно далеких от искусства, которые благодарили за полезную и интересную информацию.

 

- Но это не имеет принципиального значения, поскольку вы раскрываете историю национальной культуры, которую должен знать каждый азербайджанец…

 

- Я всего лишь собрала имеющуюся об этих корифеях информацию и вкратце донесла до наших зрителей, как, впрочем, и Гульгусейн муаллим. Ведь о наших ханенде и музыкантах прошлого проделана огромная исследовательская работа, есть книги, монографии, статьи, защищены диссертации, и это очень трудный процесс. За пять-шесть минут представить максимально полноценную информацию о человеке, оставившем яркий след в искусстве, и создать впечатление о его месте и роли в сознании и сердцах зрителей - дело нелегкое. Одно дело, когда вы рассказываете об этом в живой передаче в течение, скажем, полутора часов, сопровождая свои слова видеофрагментами, аудиозаписями и фотографиями. А здесь в распоряжении имеются всего лишь 5-7 минут, уложиться за которые действительно чрезвычайно сложно. Потому что эти ханенде - реально существовавшие и оставившие огромное наследие, имя и серьезную школу мугамного исполнительства, - гении!

 

На конференции я подчеркнула, хоть проект и называется «Unudulmayanlar», но я бы сказала, что все они неповторимые и незаменимые! Каждый человек незаменим сам по себе. Если говорить об этих личностях, они настоящие корифеи, потому что каждый из них сыграл свою основополагающую роль в развитии мугамного искусства в целом. За каждым из них закреплено нечто новое, неизведанное.

 

С.Есенин называл Джаббара Гаръягдыоглу пророком восточной музыки, и это не просто так... Таким людям посвящали стихи, исследовали их творчество, с именем каждого из них связано оригинальное и только им присущее исполнение конкретного фрагмента мугама - разве это не есть школа? Конечно, это школа, разве можно повторить эти личности и сделанное ими? Разумеется, они неповторимые и единственные в своем роде, потому что каждый из них оставил свою яркую подпись на страницах нашего духовного наследия. Да, их творчество продолжается последователями, но это уже не они. Кто может сегодня сказать, что у нас есть Джаръягдыоглу? Никто, но есть те, кто продолжает его манеру исполнения, продолжает искусство Гаджибабы Гусейнова и других корифеев. В процессе этой работы я сама узнала много нового и полезного, хотя мы, музыковеды, знаем многое из этой сферы, но есть такие детали, которые стали для нас открытием. К этому проекту я подошла всего лишь как ученый-исследователь и поэтому хотела бы выразить благодарность руководству МЦМ за приглашение принять участие в нем.

 

- Какие перспективы вы видите в направлении реализации этого международного проекта, какие новшества можно внести в него, исходя из факта международного сотрудничества Центра мугама и евразийской ассамблеи?

 

- Этот проект непременно должен быть продолжен, однако, говоря о планах на будущее, мы имеем в виду то, что эти лекции и выступления мы должны преподносить и на русском и др. языках, чтобы собрать вокруг себя более широкую аудиторию. Мы должны глубже преподнести ей, что представляет собой мугамное искусство, кому мы обязаны тем, что сохранили это богатство, благодаря кому это искусство смогло пройти многовековой путь формирования и развития до сегодняшнего дня XXI века. Хочется надеяться, что в скором времени наш проект продолжится в более широком и живом формате. Ведь о Гаджибабе Гусейнове или Алиовсате Абдуллаеве невозможно рассказать за 5-7 минут. Это было бы несправедливо по отношению к ним, о таких титанах нужно говорить часами, озвучивать, смотреть, читать…

 

- Пандемический период на многое раскрыл человечеству глаза, научил ценить и беречь то, чем оно владеет, что должно передать будущим поколениям, и в этом плане, думаю, международное сотрудничество онлайн послужит делу сохранения не только тюркской, но и всей евразийской культуры, даст мощный импульс глобальному развитию, не так ли?

 

- Вы правы, пандемия дала нам очень многое, и прежде всего возможность вернуться к своим истокам, переосмыслить и переоценить наше духовное наследие и национальное достояние. Очень важно идти не только вперед, но и оглядываться на пройденный путь. Нам надо двигаться не с сегодняшнего дня к завтрашнему, а со вчерашнего к завтрашнему, потому что если бы не было вчера, не было бы сегодня, а без сегодня не было бы завтра. С чем мы пришли бы в завтра, не будь у нас вчера, не будь этого взгляда назад, анализа и размышления о прошедшем пути, достижениях и промахах? Чтобы правильно оценить день сегодняшний, передать эти ценности в завтра, мы должна досконально знать, что было вчера… Именно эта цель преследуется руководством МЦМ.

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй. - 2020. - 9 июля. - С.12.