Петь не голосом, а сердцем 

 

 Живой эфир азербайджанцев из Стамбула

 

ПРОЕКТ

 

В эти не совсем веселые карантинные дни, листая новости виртуальной культурной жизни страны, я наткнулась на онлайн-концерт двух молодых ребят, которых однажды имела счастье слушать, - вокалиста Исмаила Зейналова и пианиста Мушвига Гулиева в проекте Бакинского управления культуры города Баку #bizbirlikdegucluyuk #evdeqal #senetinledestekle.

 

Впервые мне довелось их увидеть осенью прошлого года на презентации юбилейного сборника, который был осуществлен народной артисткой Азербайджана композитором Айгюн Самедзаде к 100-летию Азербайджанской Демократической Республики (АДР). До глубины души поразила потрясающая и до слез проникновенная игра пианиста Мушвига Гулиева, который с нескрываемым трепетом исполнял не только лучшие песни азербайджанских композиторов, но и с особым вкусом классические произведения. Он напомнил мне игру легендарного аккомпаниатора Чингиза Садыхова с его изящной виртуозностью и аристократическим достоинством, в которой светилась бессловесная любовь к родной музыке. В то время событие, приуроченное к знаменательной дате 100-летия АДР, несколько затмило выступление этих ребят, но от этого оно не потеряло своей прелести.

 

На этот раз в высшей степени удачный творческий тандем в карантинные дни приветствовал соотечественников из братской Турции импровизированным живым концертом, в репертуар которого вошли лучшие образцы песенного жанра азербайджанских композиторов прошлого века.

 

Хотелось бы отметить незабываемое пение Исмаила Зейналова, в котором не было и тени желания походить какими-то нотками или схожими интонациями на премьерных исполнителей этих песен, запомнившихся своей классической интерпретацией, лучше которой, казалось, не может быть ничего. Ан нет! Исмаил нашел такие краски и нюансы, непохожие интонации и обороты, которых не было ни у кого, потому что это были его собственные находки и ощущения, собственное понимание слов и видение музыки. Он вдохнул в них свою жизнь и дыхание молодости.

 

В довольно-таки обширном и нелегком для молодого вокалиста концертном репертуаре проявился серьезный художественный и тонкий музыкальный вкус ребят, потому что все исполненные песни входят в золотую сокровищницу национального песенного творчества, каждая из которых - это доведенное до совершенства великолепное произведение музыкального искусства. Вместе с тем, каждая песня - это попытка Исмаила рассказать о себе, открыть свое сердце и доставить слушателям эстетическое и эмоциональное наслаждение, спеть… свою песню. Это тем более ценно, что в его пении мы не видим стремления выделиться, заслужить симпатии слушателей, повторить кого-то, пусть даже собственного отца (Исмаил - сын народного артиста Азера Зейналова), показать себя и свои вокальные возможности. Пение естественное, непринужденное, лиричное и задушевное, словно он поет для себя или для, может быть, своей возлюбленной…

 

Не обошел Исмаил вниманием и коронную песню Азера Зейналова - шедевр, который никто не смог перепеть лучше его первого исполнителя - «Şükriyyə» Эмина Сабитоглу на слова Ахмеда Джавада, и, наверное, вряд ли кто сможет. Человеческий голос и звуки рояля звучали в гармоничном унисоне, каждый из них взаимно дополнял и оттенял другого, и это было прекрасно!

 

Нельзя не отметить, что немалая доля вдохновения исходит от блистательного, эмоционально насыщенного и виртуозного аккомпанемента талантливейшего, несмотря на молодость, пианиста Мушвига Гулиева, блестящее исполнительское будущее которого проглядывается уже сейчас. Подобно истинным талантам и самодостаточным личностям, ребята не стремятся то и дело мелькать на экранах телеканалов и сайтов, все видео их выступлений, доступных в сети, сделаны спонтанно на любительском уровне.

 

Слушая домашний концерт из Стамбула в рамках проекта Главного управления культуры Баку, создавалось ощущение, что за эти сорок минут слушатели старшего поколения прочувствовали часть жизни, прожитой в прошлом веке, потому что все песни, созданные почти полвека назад, сквозь призму нынешнего неспокойного времени несли на себе ностальгический оттенок.

 

Нам удалось связаться с Исмаилом Зейналовым, находящимся в Стамбуле, и побеседовать о его творчестве и будущих планах. Интересно, что Исмаил Зейналов в 2015 году окончил факультет кинорежиссуры Азербайджанского государственного университета культуры и искусств (АГУКИ) курс режиссера-документалиста, профессора Ялчина Эфендиева, после чего завершил учебу в магистратуре Стамбульского университета Bilgi по классу кино и телевидения. Будучи студентом бакалавриата, он участвовал в съемках документальных фильмов в рамках курсовых работ. С особой теплотой вспоминая Ялчин муаллима, курс которого он выбирал совершенно осознанно, потому что его педагог был одним из последних студентов знаменитого российского режиссера Льва Кулешова во ВГИКе, Исмаил объяснял свой выбор Ялчин муаллима тем, что интеллектуальный уровень Л.Кулешова в качестве преподавателя и режиссера открывал гораздо больше перспектив, нежели количество снятых им фильмов.

 

- Для меня не было принципиальным, документальное кино он снимал или художественное, - говорит И.Зейналов, - его методика подготовки и развития студентов оправдывала себя, именно поэтому я остановил свой выбор на ученике Л.Кулешова - Ялчин муаллиме, который преподавал нам также уроки жизни и образец глубоких отношений между учителем и учениками. К сожалению, недавно мы потеряли его, я очень сожалел о его уходе и тяжело переживал ту пустоту, которая образовалась после него в моей жизни. Это был большой Мастер, у которого мы многому научились.

 

Моя дипломная работа одновременно была и госзаказом, т.е. снималась серия документальных фильмов о национальных героях Азербайджана на студии Yaddaş, один из которых, фильм о Салатын Аскеровой снял я. Работая над этой лентой, я обратился к нашему поэту Рамизу Ровшану, и над сценарием я работал уже вместе с ним. Фильм был показан телеканалами, и я был очень рад, что он стал не только моей дипломной работой, но и нес на себе статус государственного заказа. Сегодня эта работа хранится в Госфильмофонде Министерства культуры. Должен отметить, что студия Yaddaş снимает чисто документальные фильмы, но мой фильм по своему жанру получился художественно-документальным, что было новшеством. Этим фильмом я и стал выпускником АГУКИ с дипломом отличия, и сразу же после окончания направил свои документы, проекты и этот фильм в Турцию.

 

- Почему вы решили продолжить свое кинематографическое образование именно в Турции, какие особенности отличают образование в этой сфере?

 

- Я избрал Турцию, потому что мне хотелось получить более широкое образование и развитие в этом направлении. Ялчин муаллим очень поддержал меня в то время и одобрил мой выбор. Однако в магистратуру я поступил без экзаменов. Обычно там проводят собеседования с бакалаврами, но я был принят в магистратуру без предварительных условий - за счет представленных работ, которые вызвали одобрение руководства университета. Я оказался самым юным магистром этого университета, потому что за границей в магистратуру поступают не сразу после бакалавриата, как у нас, а через несколько лет, поработав в выбранной профессии, набравшись опыта и добившись некоторых успехов. Моим сокурсникам было 30, 40 и даже 52 года, тогда как мне на то время был всего 21. Университет Bilgi был создан в качестве своего рода филиала американского вуза, в котором серьезное значение придавалось свободе студента и его выбору специальностей, педагогов, предметов и т.д. Поскольку магистры университета были людьми довольно взрослыми, осуществлявшими свою творческую деятельность, занятия проводились после семи часов вечера. За два года учебы я получил серьезные знания по разным предметам и кинематографическим специализациям и профессиональным тонкостям. Вместе с тем студентам предоставлялась определенная свобода выбора направлений, специализаций и каких-то вспомогательных аспектов. Например, у нас на третьем курсе АГУКИ был введен урок монтажа, тогда как его следовало бы преподать еще на первом курсе, где мы учились владению шпагой. Считаю, что это не совсем правильно, ненужные предметы растягивались на долгие месяцы и годы, постепенно отнимая всю страсть и желание студентов учиться. Представьте, на первом курсе многие студенты ощущали себя народными артистами, на втором - заслуженными, на третьем - еще ниже, а на четвертом многие испытывали разочарование и ощущение потерянного времени. Поэтому я думаю, что нужно придерживаться золотой середины, хотя сам я большую часть времени проводил в сети, черпая там нужные знания и сведения.

Два года назад, в 2018 году, я окончил магистратуру. Пользуясь возможностью, хотел бы выразить свою благодарность министру культуры Азербайджана Абульфасу Гараеву за государственное финансирование моей учебы в Турции.

 

- Чем вы занимаетесь в настоящее время в Турции после окончания учебы?

 

- После окончания магистратуры вместе со своим братом мы вернулись в Баку. Он выступил как сценарист и режиссер-постановщик фильма, а я в качестве оператора-постановщика и мы сняли фильм «Темнота» («Qaranlıq»). В то время в Баку снимался фильм «Мехелле-3» и я был приглашен в качестве режиссера-постановщика этой картины, которая имела большой зрительский успех.

Что касается моего нынешнего пребывания в Стамбуле, должен признаться, что во время учебы в магистратуре здесь у меня образовался очень хороший круг друзей - сокурсников и коллег, я до сих пор поддерживаю тесные и теплые отношения с нашими педагогами, и мне хотелось бы расширить здесь свой профессиональный опыт и развитие.

 

- Есть ли у вас совместные с турецкими кинематографистами проекты?

 

- В настоящее время таких проектов нет. Однако одна турецкая компания снимает документальный фильм для арабского телеканала «Аль-Джазира» об истории музыки арабеска, в котором оператором-постановщиком являюсь я. Недавно в Анкаре и других городах мы осуществили несколько репортажей, связанных со специалистами этого жанра музыки, среди которых был и знаменитый певец Орхан Гянджебай. Мне очень приятно работать с профессиональными кинематографистами Турции, и я хотел бы продолжить работу в этом направлении.

 

- Мы очень рады вашим кинематографическим успехам, а как же ваша вокальная деятельность? Слушая ваши выступления в сети, и читая восторженные комментарии, трудно поверить, что музыка не входит в круг ваших творческих интересов?

 

- Я хотел бы отметить, что занятия музыкой носят, скорее, генетический характер, нежели вокально-любительский. Я родился и рос под звуки музыки, поэтому музыка стала как бы естественной средой моего жизненного обитания. Я бы даже сказал, что понимание музыки проявляется и в моей кинематографической работе, потому что в кино между кадрами и за кадрами фильма я иногда думаю музыкой. Во время монтажа знание музыки также очень помогает, ведь одна из важных составляющих фильма - это ритм и темп, и чтобы сохранить их на нужном уровне, нужно как минимум знать и чувствовать музыку. Между прочим, мой папа мечтал стать кинорежиссером, поэтому я думаю, что реализую и свою собственную мечту, и его тоже. Это внушает мне чувство глубокой радости и гордости.

 

- Скажите, Исмаил, вы получали уроки вокала?

 

- Я не занимался вокалом, хотя получил 7-классное музыкальное образование по фортепиано, но будучи сыном Азера Зейналова, я заимствовал и перенял некоторые правила вокала и моменты, необходимые для правильного пения, ведь с рождения я слышал, как папа готовился, занимался и развивал свой вокал. Т.е. эти уроки проходили на моих глазах. Однако папа всегда давал мне свои профессиональные советы, которые я впоследствии применял во время подготовки новых песен. Мы очень давно дружим с пианистом Мушвигом Гулиевым, и иногда музицируем, подготовив некоторые песни из репертуара наших корифеев Шовкет Алекперовой, Рашида Бейбутова, Гюльага Мамедова и других, - «Bir könül sındırmışam» Р.Миришли, «Geсikmiş məhəbbət» С.Керими, которые были хорошо встречены слушателями в социальных сетях, где мы их представили. Этот успех вдохновил нас на создание в домашних условиях живых акустических записей известных песен - «Aldatmayaq bir birimizi» Г.Ханмамедова и других. Я выбирал самые любимые произведения песенного жанра, и хотел этим показать свое отношение к ним как к классическим произведениям песенного жанра. После этого к нам подключилась участница многих вокальных конкурсов, эстрадная певица Томрис Наибли, с которой мы записали кавер-версию песни «Ulu Vətən», исполненную Севдой Алекперзаде. В качестве режиссера я даже снял клип на эту песню, где ассистентом был мой брат.

 

- А как вы подключились к акции Бакинского управления культуры #bizbirlikdegucluyuk#evdeqal#senetinledestekle?

 

- Когда мы с Мушвигом приехали в Турцию, познакомились с азербайджанской пианисткой Айтадж Рзагулиевой, которая почти тридцать лет работает в Университете Marmara. Сначала Мушвиг встретился с ней, и она послушала его, а затем и наш дуэт. Айтадж ханым пригласила нас в свой небольшой музыкально-художественный центр Hoş atolya дать серию так называемых домашних концертов. Кстати, на этих концертах, где собирались не только азербайджанцы, но и турецкие фанаты азербайджанской музыки, в большинстве своем люди с развитым музыкальным вкусом и музыканты, присутствовала дочь великого Гара Гараева Зулейха ханым Гараева-Багирова. Для нас эти выступления были не только большой честью и серьезной ответственностью, но и сопровождались огромным волнением… Наши концерты были тепло встречены публикой, и однажды во время репетиции организаторы предложили нам дать еще один концерт, потому что многие желающие за отсутствием мест остались за «бортом», но очень хотели бы нас послушать. Т.е. наши выступления породили очень хороший резонанс. Вот так во время карантинного режима нас узнали и полюбили, потому что эти концерты транслировались в живом эфире. Затем выступления услышали сотрудники Бакинского управления культуры, и в условиях особого режима социальной изоляции мы начали давать концерты из дома.

 

- Если ваше пение вызывает столь положительную реакцию публики, почему бы вам не заниматься параллельно с кинематографической деятельностью и вокальной тоже?

 

- Конечно, музыка всегда была со мной и во мне, но я не могу сказать, будет ли она приоритетной в моей жизни и работе, - время покажет. Я не люблю что-либо планировать наперед, и все самое прекрасное в моей жизни произошло неожиданно, без каких бы то ни было заранее продуманных планов. Поэтому что-либо загадывать не хочу и предпочел бы отдаться на волю Судьбы…

 

- Благодарю за интересную беседу и желаю вам новых творческих успехов в любой сфере вашей многогранной деятельности.

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй. - 2020.- 14 мая.- С.12-13.