Два великих мэра

 

Послесловие к передаче Фуада Ахундова

 

Новый образ жизни в виртуальном формате становится все более популярным и эффективным. Благо, современные технологии XXI века располагают всеми необходимыми средствами для того, чтобы сделать общение максимально живым, содержательным и желанным.

 

Есть медийные личности, интерес к которым не ослабевает во все времена в силу востребованности и, я бы сказала, государственной значимости, высочайшего общественного интереса и доверия ко всему, чем они занимаются, и прежде всего к активной жизненной позиции, которую они занимают. Причем не только для специалистов, к которым имеет отношение какой-либо аспект выдаваемой ими интеллектуальной или творческой продукции, но и для широкого круга общественности всех возрастов и молодежи.

 

Баку, не выходя из дома

 

Речь идет об известном историке и исследователе, человеке глубоко не равнодушном и чутком, азербайджанце, одержимом любовью к своей стране и городу, его истории и великим людям, творившим ее. Человеке, призванном шаг за шагом идти вглубь истории и находить в ее закоулках захватывающие сюжеты, судьбоносные повороты и сенсационные факты. Человеке, который по скупым и сухим архивным данным способен не только логически и хронологически выстроить любую историческую реальность, но и вдохнуть в нее теплое дыхание любви, научной достоверности и огромного желания разделить свои открытия с соотечественниками.

 

Да, конечно же, речь идет о неутомимом бакинце, непревзойденном ораторе и мастере художественного чтения, в устах которого поэтические строки обретают особенно глубокий и вселенский смысл, незаметный для рядового читателя. Его можно назвать человеком-театром, человеком-событием, живой энциклопедией или человеком-праздником, и во всех этих ипостасях неповторимый и непревзойденный Фуад Ахундов блистательно воплощает свой неисчерпаемый и фонтанирующий потенциал.

 

В рамках интереснейшего проекта Бакинского управления культуры «Баку, не выходя из дома» с Фуадом Ахундовым была представлена серия лекций на самые животрепещущие и интересные темы, будь то жизненные перипетии и поэтические пересечения в Баку судеб Сергея Есенина и Владимира Маяковского, или роль и влияние АДР на женские судьбы выдающихся азербайджанских женщин, или лекция, посвященная двум неординарным личностям, оставившим яркий след в становлении и развитии Баку, в качестве незабываемых градоначальников прошлого века, о которой мы хотим рассказать сегодня.

 

Обратившись к аудитории, которую Фуад муаллим мило называет единомышленниками, в своей первой лекции на инстаграм-странице «Bakı Mədəniyyət Kanalı» исследователь отметил, что не совсем обычный формат беседы имеет более чем веские причины глобального характера, - продолжающейся пандемии коронавируса, которая разогнала людей по домам. Однако этот факт не только не умаляет значения онлайн-общения, но раскрывает ко всему прочему некоторые горизонты, на которых лекцию может смотреть практически неограниченная географическими рамками аудитория.

 

В истории Баку есть периоды, во время которых происходили радикальные изменения, связанные с именами двух выдающихся мэров, сыгравших колоссальную роль в обретении нашим городом того облика, которым мы сегодня гордимся.

 

Алиш Джамилевич Лемберанский - 21-й по счету руководитель Баку, но практически первый и самый яркий глава городской власти. Однако первым был человек, имя которого как-то выпало из нашей исторической памяти, хотя в исследовательских кругах оно пользуется заслуженным авторитетом.

 

Европейский город

 

Станислав Иванович Деспот-Зенович - поляк с литовскими корнями, предки которого имели сербские примеси (деспот - сербская дворянская приставка). Человек, руководивший Баку

 

15 лет, и этот рекорд был побит разве что недавним мэром Г.Абуталыбовым. В 1860 году, когда он был назначен на эту должность, Баку представлял собой не совсем приглядное зрелище. До того времени город был уездным, т.е. райцентром, и только в 1870 году Баку стал губернским городом. С 1872 года начинается нефтяной бум, и с 1879-го по 1894 год городскую администрацию возглавляет С.И.Деспот-Зенович, принявший город с населением 20 тыс. человек, а оставивший его с населением более чем 100 тыс. человек. Именно при нем в городе происходит столь яркий демографический взрыв за счет колоссального притока извне, когда треть азербайджанской общины составляли выходцы из Ирана, а русские и азербайджанцы вместе взятые составляли 70% населения. Этнический состав Баку в 1913 году был довольно пестрым - это русские и евреи, немцы и армяне, грузины и татары, поляки и лезгины. Этим этно-культурным конгломератом руководил человек, имя которого с благодарностью произносилось на протяжении многих десятилетий.

 

В чем же заслуга Деспот-Зеновича? Дело в том, что при нем Баку выходит за рамки Крепостных стен и превращается в город с четко проложенной линией улиц, город с барселонской и римской планировкой, город с парижским стилем застройки, - это был тот самый Баку нефтяного бума, который впоследствии назовут маленьким кавказским Парижем. Именно этот внешний город времен Али и Нино складывался во время администрации Деспот-Зеновича, становясь европейским городом, но его созданию предшествовала довольно серьезная работа по сносу внешней крепостной стены, потому что до 1883 года крепостных стен было две. Поднимается даже вопрос о полном сносе бакинской крепостной стены, но в этот момент городская Дума принимает решение, согласно которому сносится только внешняя крепостная стена, которая была не настолько древней (начало XIX в.) и довольно ветхой. Основная же крепостная стена была построена во времена шаха Манучехра в 1238 году. Камнями внешней стены реставрируется внутренняя крепостная стена, и градоначальник довольно трепетно относился к сохранению историко-культурного наследия Баку.

 

Несмотря на то, что Деспот-Зенович был представителем российской администрации, он весьма тактично относился к проблемам, чаяниям и чувствам местного мусульманского населения, и в силу этого у него возникали трения с некоторыми представителями царской администрации. Однако именно в его бытность бакинским городским главой появляются структуры, которые впоследствии позволят говорить о Баку как о городе, начиная от пожарной команды, и заканчивая санитарным обозом, телефонной службой, штатом дворников и т.д. Именно при нем закладываются основы многих учебных заведений Баку - Бакинского механико-строительного технического училища, здесь сегодня располагается нефтяная академия. Он троекратно переизбирался на свою должность, и лишь в связи с тяжелым заболеванием был вынужден оставить работу в 1894 году.

 

Станислав Деспот-Зенович скончался в Гурзуфе в 1900 году в возрасте 65 лет. 15 лет его пребывания на должности городского главы Баку позволили этому городу стать европейским городом и в плане архитектуры, и в плане градостроительной структуры, городских служб и грандиозных культурно-образовательных изменений, которые произойдут за короткий период, связанный с именем человека, который до конца своей жизни оставался бессребренником. Именно он пытался пробудить у богатых заправил того времени гражданские чувства, но находил отклик только у людей, подобных Г.З.Тагиеву, братьям Асадуллаевым, Бенкендорфу и другим.

 

Ренессанс Баку

 

Пройдет почти 60 лет, и в истории городской администрации появится еще одна очень яркая, незаурядная и колоритная личность - человек, которого называли первым мэром в СССР! Хотя должность мэра в СССР не существовала. Человек, благодаря которому ставший при Деспот-Зеновиче европейским городом Баку превратится в стильный, модерновый город. Город джаза и удивительных монументов.

 

Речь о невероятной личности - Алише Джамилевиче Лемберанском. В этом году исполняется 60-летие многих начинаний А.Лемберанского, некоторые из которых не имели аналогов, во всяком случае в СССР или регионе. Он родился 10 мая 1914 года в селении Лемберан Шушинского уезда Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. Отец был представителем бакинской медицинской элиты, выпускником Киевского университета, членом азербайджанского парламента от фракции «Иттихад».

 

Алиш Лемберанский, окончивший Азербайджанский индустриальный институт, уже в 27 лет руководил Нефтеперегонным заводом. В начале Великой Отечественной войны, имея бронь как руководитель крупного нефтяного предприятия, он добровольцем уходит на фронт. Еще не оправившегося от ранения Алиша Лемберанского отправляют директором того самого нефтеперегонного завода, где он освоит выпуск авиационного керосина. Баку поставлял на фронт свыше 80% общего топлива Советской армии, 96% авиационного топлива по технологии, разработанной Ю.Мамедалиевым и внедренной А.Лемберанским! За налаженный выпуск авиационного керосина А.Лемберанский, имевший боевые награды, награждается Сталинской премией, которая в то время была сродни Нобелевской.

 

Как рассказывал сын А.Лемберанского, все еще передвигаясь на костылях, он день и ночь обходил все установки и производственные мощности завода. Рабочие вмонтировали ему в костыль фонарик, с помощью которого он мог, передвигаясь, освещать себе путь, и лишь после этого ехал в госпиталь на перевязку. Производство было налажено оперативно и без промедления, А.Лемберанский проявлял себя как человек, склонный к строительству, созиданию, он являл собой новый тип руководителя в жесткую сталинскую эпоху доносов, стукачества и репрессий. Обаятельный, остроумный, интеллигентный, он мог проявлять твердость характера там, где это было нужно, и решительность там, где требовалось. В послевоенную пору на одном из заседаний Баксовета, где А.Лемберанский присутствовал, как представитель одного из крупных производств, он берет слово и начинает говорить об ужасающих условиях проживания рабочих промысловых окраин Баку, в частности Черного города.

 

…Шел 1959 год. В Азербайджане сменилось руководство, и у руля власти республики встал Вели Ахундов. Речь Лемберанского, который не просто говорил о проблеме, а предлагал пути ее решения и делал оригинальные выводы, за любым упреком делал предложения и находил нетрадиционный выход, попадает, так сказать, в струю. В это время нужны были люди нового мышления. Одно выступление А.Лемберанского, и… на следующий день он садится в кресло главы Исполнительной власти Баку. Это был 1959 год, на этой должности он пробыл всего лишь пять лет, до 1964 года, но этот период впоследствии получает название «эры Лемберанского»!

 

Баку оживает, Лемберанский раздвигает город, в бакинских скверах исчезают чугунные ограды, с первых этажей домов снимаются решетки, город расковывается и начинает свободно дышать. Один за другим осуществляются яркие проекты, в центре города появляются пешеходные улицы. Это сейчас мы привыкли к ним, а тогда, до 60-х годов, по ним ходили трамваи, а еще до этого - конка. Появляются пешеходные магистрали, одну из которых он мостит крупномерными бетонными плитами, взятыми с аэродрома, что было сделано специально к визиту Н.Хрущева в Баку в 1960 году к 40-летию установления Советской власти в Азербайджане. Справа и слева от кинотеатра «Азербайджан» закладывается оригинальная аллея, по которой должен был пройти Хрущев. У бакинцев последующего поколения этот проект получил название «Миллион за улыбку».

 

Мы не можем судить о людях с позиции сегодняшнего времени, нужно учитывать контекст того периода, в котором им приходилось работать, а именно: нужно было приятно впечатлить советского лидера - импульсивного и непредсказуемого Н.Хрущева, и вымощенная плитами улица производит на него огромное впечатление! Этот визит имел огромнейшее значение для Баку, потому что в то время было заморожено строительство метро, которое было начало в 1949 году после создания Института «Бакметропроект». Баку имел реальный шанс стать третьим городом в Союзе после Москвы и Ленинграда, который имел бы свое метро. Но мы стали пятыми, потому что после смерти Сталина Н.Хрущев распорядился, чтобы метро строилось в Киеве, а не в Баку, тем самым заморозив строительство в Баку, все средства которого перебрасывались на Киев. Только в 1960 году, когда завершилось строительство метро в Киеве, и приятное впечатление, произведенное городом на Хрущева, в частности той самой прогулочной частью «Миллион за улыбку», приводит к тому, что необычайно обаятельному Вели Ахундову удается уговорить Хрущева возобновить строительство бакинского метрополитена. В 1967 году оно будет завершено.

 

Один из грандиознейших проектов, который Лемберанский планировал к приезду Хрущева в Баку, но, к сожалению, не был завершен, был знаменитый бакинский фуникулер. Это был действительно уникальный, второй после тбилисского, в СССР фуникулер протяженностью 455 метров. Его строительство проходило в очень сложной геологической обстановке и рельефе местности, подверженной оползням. Поэтому треть пути выстраивалась на бетонных основаниях, а треть проходила в тоннеле. Проект нужно было сдать к апрелю 1960 года, и он, не покладая рук, это сделал ценой титанических усилий! Колея была проложена в 23 градуса угла уклона, но фуникулер не открыли, потому что вагоностроители задержали поставку двух вагонов, поскольку это были необычные вагоны, сделанные под угол в 23 градуса. Фуникулер был открыт 2 июня того же 1960 года, и в этом году исполняется 60 лет одному из ярчайших творений Алиша Лемберанского! Непосредственно рядом с фуникулером, используя амфитеатральное расположение бакинской бухты, возводится открытый Зеленый театр в стиле древнегреческого театра на 2000 мест. Это тоже гениальное детище Лемберанского! Затем градоначальник начинает осваивать бакинскую набережную, которая приобретает при нем второе дыхание. Он обсаживает ее великолепными платанами, которые сегодня составляют основу зеленого массива бульвара, экзотическими кустами, ароматными цветами. То, что сейчас реализуется на бульваре в рамках Национального парка, при Алише Лемберанском начинало осуществляться на гораздо более скудном бюджете. Появляются совершенно новые креативные постройки, бакинская Венеция, павильон «Наука», на месте которого находится нынешний Международный центр мугама, вырастает сооружение, которое станет своеобразным символом Бакинского бульвара второй половины прошлого века, т.е. знаменитое кафе «Жемчужина», построенное по образцу знаменитого аквариума в Валенсии или кафе в Мехико.

 

Как рассказывают родные, Алиш Джамилевич всегда выезжал за рубеж с фотоаппаратом, и все, что было оригинальным и так или иначе можно было применить в Баку, он снимал. Приезжая домой, собирал свою команду и пытался найти возможности реализации новых идей и неординарных проектов. Яркие люди никогда не действуют в одиночку, у них всегда складывается своя команда, и у Алиша Лемберанского была команда скульпторов, конструкторов, архитекторов, одним из которых был человек, о котором сегодня незаслуженно забыли, - Вадим Сергеевич Шульгин - автор Монолита и Динамо, которого называли бакинским Феликсом Канделла - выдающимся архитектором ХХ столетия, крестный отец той же Заха Хадид.

 

Шарм восточного города во многом был сохранен благодаря еще одному наследию Лемберанского - буму монументов Баку, тех самых памятников, без которых мы не представляем себе наш город. Памятник Физули работы Токая Мамедова и Омара Эльдарова, грандиозный памятник Освобожденной мусульманки Фуада Абдурахманова, потрясающей красоты памятник Натаван на развилке двух улиц перед кинотеатром «Азербайджан», которому в этом году также исполняется 60 лет…

 

Алиш Лемберанский одинаково хорошо срабатывался с людьми разной генерации, находя со всеми общий язык, причем это были люди одаренные, маститые, скульпторы и архитекторы. В то время он открыл целую плеяду молодых тогда скульпторов и архитекторов, это был человек, начисто лишенный сословных предрассудков, пренебрежительного отношения к молодежи. За пять лет его деятельности в Баку появляются памятники-символы - памятник Бахрам Гюр у фуникулера работы Горхмаза Суджаддинова и Альберта Саламова. В этот же период в Молоканском садике появляются Три грации, а на бульваре - оригинальный бассейн с лебедями, который был недавно восстановлен усилиями Фонда

 

Гейдара Алиева. В Баку появляются не монументы, восхваляющие тех или иных коммунистических лидеров, а памятники-символы, самый яркий из которых - памятник Освобожденной женщине Востока работы скульптора, которого называли азербайджанским Маяковским. Во времена Алиша Лемберанского ведутся работы вокруг Крепости, сносятся малоэтажные постройки вокруг Девичьей башни. Именно в тот период под одним из снесенных домов обнаруживается арочный храмовый комплекс, который называли рыночной площадью.

 

Лемберанский опережал свое время, он мыслил другими категориями, и, проработав градоначальником до 1964 года, переехал в Москву, где стал заместителем начальника управления микробиологической промышленности. Однако с приходом к власти общенационального лидера Гейдара Алиева в 1969 году начинается второе пришествие А.Лемберанского в Баку, но уже в должности заместителя председателя Совмина по строительству. Новое руководство Азербайджана в лице Гейдара Алиева нуждалось в грамотных и деятельных, способных принести пользу своей республике людях. О нем вспоминают, и он приезжает в Баку в 1970 году, и с этого момента начинается второй период его пребывания, который будет наиболее соответствующим его строительно-созидательной природе. Именно в этот период в Баку возводятся фантастические для того времени сооружения. Это Дворец Гюлистан, Дом официальных приемов, масштабные гостиничные комплексы Абшерон, Азербайджан, Москва. Ни один из них сегодня не сохранился, но это уже веление времени, и на их месте стоят символы уже современного Баку.

 

Венцом деятельности А.Лемберанского окажется нынешний Дворец Гейдара Алиева, построенный в 1970 году архитектором Шульгиным с командой очень ярких архитекторов.

 

А.Лемберанский уходит вместе с генерацией Гейдара Алиева в 80-е годы, но его лебединой песней станет реконструкция и возрождение старейшего из бакинских театров - бывшего Тагиевского театра, где в 1908 году была поставлена опера «Лейли и Меджнун», а в 1912-м на сцену вышла первая мусульманская оперная певица Шовкет Мамедова. Театр, заново построенный и возрожденный из пепла, можно назвать театром Лемберанского.

 

Алиша Джамилевича не стало в 1999 году в мае, он не дожил всего несколько дней до своего 85-летия. Период его деятельности можно назвать ренессансом Баку советского периода. Баку был городом Рафика Бабаева, Вагифа Мустафазаде, квартета «Гая»… Это был город Алиша Лемберанского!

 

***

 

С.Деспот-Зенович и А.Лемберанский оставили уникальное наследие, имеющее историческую подоплеку и основанное на корнях сложившихся национальных традиций. Два человека, управлявшие Баку в самые интересные периоды его исторического развития и градостроительного становления, были не просто талантливыми администраторами и хозяйственниками. Это были контактные и обаятельные люди, и, что уж очень не характерно для Баку сегодняшнего, - это были бессребренники - люди, которые жили идеей служения этому городу! Светлая им память!

 

В завершение передачи Фуад Ахундов прочитал стихотворение собственного сочинения, посвященное его любимому Баку, - «Исповедь из карантина», добавив, что любовь, чувства и юмор - самая большая вакцина против любого вируса и самое действенное средство даже затянувшегося карантина.

 

Давайте любить друг друга, любить этот город, а карантин в скором времени отпадет, и мы вновь увидим наш город во всей его красе, и думаю, станем его беречь, лелеять и ценить еще больше!..

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020.-20 мая.- С.12-13.