Сегодня мы все - шушинцы

 

Листая страницы недавней истории

 

Освобождение колыбели национальной культуры, символа чести и достоинства Азербайджана - города Шуша из-под оккупации вероломных соседей подняло на небывалую высоту дух патриотизма и гражданственности нашего народа.

 

Сегодня каждый из нас - житель Шуши и Ходжалы, каждый азербайджанец является кяльбаджарцем, агдамцем, зангиланцем, независимо от того, где он родился и проживает в настоящее время. Сегодня шушинцами являются не только те, кто жил и был изгнан с этой священной земли во время армянской оккупации, но и те, чьи благодатные корни берут начало в этом находящемся в заоблачных высях красивейшем краю, взрастившем лучших представителей азербайджанской нации. Они прославили в веках свою родину, ее культуру, науку и искусство своим мужеством и благородством, являя собой духовный генофонд высочайшей пробы.

 

Сегодня листая страницы истории Карабаха, мы осознаем, какой неоценимый вклад в развитие культуры нашей страны внесли представители известных родов, превратившись в такое же достояние, как и национальная культура. Деятельность элиты охватывала практически все сферы жизни - от науки и техники, искусства и права до армии и правительства. В годы мировых войн они шли в первых рядах добровольцев, не жалея жизни ради победы, это были люди чести, небывалого мужества и благородства.

 

К сожалению, советский строй в течение 70 лет подвергал азербайджанскую элиту геноциду в полном смысле этого слова, клеймя ее как врагов народа, пантюркистов и панисламистов. Однако несмотря на страшные репрессии, большевики так и не смогли уничтожить мощную генетическую основу, которая проросла вновь в разных областях науки и искусства.

 

Шушинским именитым фамилиям посвящена не одна книга, не одно научное исследование, и каждый раз, знакомясь с ними, мы убеждаемся, что это - движущая сила любой нации, обеспечивающая ее энергией во всех сферах жизни, потому что так было во все времена и так будет впредь. Время, как истинный судья, расставляет все по своим местам в истории. Именно оно показывает и доказывает, насколько мы, все вместе и каждый в отдельности, подтверждаем и оправдываем свое происхождение, полученное воспитание и образование, насколько мы соответствуем положению, которое занимаем в жизни.

 

В эти знаменательные дни, когда наш народ отмечает героическую победу в отечественной войне над захватнической Арменией, посягнувшей на исторические земли Азербайджана, мы, все еще преисполненные глубокой боли за павших в боях мужественных сынов и поруганную честь Карабаха, хотим перелистать некоторые страницы, казалось бы, недавнего прошлого, и предложить вниманию наших читателей беседу с представителями одной семьи, корни которой уходят в древнюю Шушу и обогащаются сегодня незаурядным талантом, достоинством и достижениями ее потомков.

 

Доктор архитектуры, профессор Института архитектуры и искусства НАНА Райха Амензаде по материнской линии представляет шушинский род Ширинбековых, и сегодня, когда бесценная жемчужина Азербайджана сбросила с себя грязные оковы оккупации и вернулась в лоно исторической родины, освободившись от топчущих ее землю ненасытных чужеземцев, мы беседуем о Шуше, ее недавнем прошлом, освобожденном настоящем и светлом будущем.

 

- Прежде всего хотела бы отметить некоторые архитектурные особенности Шуши, заложенной в середине XVIII века, - рассказывает Райха ханым. - Она раскинулась на плато, заняв стратегически важную позицию, недоступную для вражеских нашествий. Шуша была построена единовременно, что говорит о высоком развитии градостроительного искусства того времени. Вместе с тем источники указывают на несколько этапов ее формирования и строительства девяти мехелле, объединенных под названием Aşağı, в начальный период застройки Шуши, в частности замка и оборонительных стен.

 

Второй этап, пришедшийся на время правления Ибрагим хана, отмечен строительством восьми мехелле со своими топонимами, объединенных общим названием Yuxarı. Последний, завершающий этап застройки Шуши связан с началом XIX века. Названия 17 мехелле, разных по площади и конфигурации, указывают на населенные пункты, откуда переселились жители. Другие названы согласно топографическим особенностям города, иные указывают на профессиональные занятия его жителей, также имеет место название рода и т.д.

 

Исключительное своеобразие квартальным мейданам придавали булаги (родники), которые строились в благотворительных целях, будучи функционально необходимыми. Так, в одном из самых ранних мехелле - Çuxur məhəllə - мейдан сформировался посредством мечети, водоема и булага. Во время армянской оккупации даже старинная брусчатка улиц была разворована армянами и заменена на асфальт, снесено множество культовых и мемориальных сооружений, уникальнейшие башенные мавзолеи XIV века, которые создавались корифеями архитектуры.

 

Шуша - родина моей мамы, я была в этом городе всего несколько раз, и очень давно. Оккупацию Шуши и всего Карабаха мы воспринимали очень тяжело. Все предки мамы покоятся в земле Шуши, а мой дедушка - молла Юсиф, будучи известным в тех краях человеком, знатоком Корана и классической литературы, создал литературно-музыкальный меджлис, открыл детскую музыкальную школу, пропагандируя мугам.

 

Мою любовь к Шуше не выразить словами, до того она глубока и сильна, она в крови и составляет понятие родовой чести и достоинства. Еще до нынешней войны я долгое время активно вела информационную войну в социальных сетях, отстаивая свою родину и принадлежность ей исконных карабахских земель. Под каждым своим постом я писала: «Вон из Карабаха! Мы непременно вернемся!».

 

- Шуша для каждого азербайджанца окутана неким ореолом святости, это не простая земля, она энергетически очень сильна, ведь недаром именно отсюда вышло столько выдающихся людей…

 

- Я не сентиментальный человек, но когда произносят имя Шуши, у меня к горлу подкатывает ком… Армянские агрессоры снесли подавляющую часть наследия, исчезла карабахская архитектурная школа - одна из важнейших на территории Азербайджана. Враги уничтожили следы нашей культуры, разграбили музеи и коллекции, продали или присвоили экспонаты, увозили даже старинные кирпичи и майолику. Албанские церкви переделывали под свои, григорианские, водружая на них свои кресты. А ведь когда выпадает одно звено, нарушается вся цепь…

 

…Чувствуя, что Райхе ханым трудно говорить об этом, ее младшая дочь, сотрудник одной из нефтяных компаний Фарида Амензаде продолжает разговор:

 

- Факт оккупации мы восприняли очень болезненно. Когда я услышала о падении Шуши, зарыдала и никак не могла успокоиться, словно самый близкий человек попал в беду. Все наши воспоминания о Шуше связаны с бабушкой, которая нас растила, - мама занималась наукой, и мы были на попечении нене, которая всегда рассказывала нам, как армяне убивали, сжигали и выгоняли из Шуши азербайджанцев в 1905 году, как им удалось бежать из города, спасаясь от преследований дашнаков...

 

Армяне на весь мир кричат о геноциде, которого на самом деле и не было, - по сути, геноцид был совершен ими в отношении азербайджанцев, которых вырезали целыми семьями. Представители азербайджанской аристократии и интеллигенции Шуши середины прошлого века были очень образованными людьми, прекрасно знали классическую литературу и поэзию, историю, им были свойственны необыкновенное чувство чести, храбрость и благородство. Это интереснейшие собеседники, и я помню, как братья бабушки, приходя к нам в гости, устраивали настоящие литературные меджлисы, часами цитируя стихи классиков и с любовью рассказывая о Шуше.

 

Шуша для нас очень родная, это нечто святое, возвышенное и неприкосновенное, с чем связано самое дорогое в жизни. Весть об освобождении Шуши, конечно же, вызвала у меня огромную радость, я открыла окна и, размахивая флагом, кричала: «Шуша свободна! Шуша - наша!».

 

Старшая дочь Райхи ханым - Зиба Ахундова-Амензаде также поделилась трогательными детскими воспоминаниями о Шуше, своими мыслями о Карабахской войне, о том, как она восприняла оккупацию родного города и долгожданную победу:

 

- Никогда не забуду глаза бабушки, когда взяли Шушу…взгляд ее угас, она долго сидела неподвижно, а потом тихо произнесла одну фразу: «Axır ki ermənilər götürdülər Şuşanı»…

 

Поколение наших бабушек и дедушек помнило о распрях за эту землю, они всегда жили в ожидании, что это может повториться. Ведь в начале прошлого века, в 1917-1918 годах, они покинули Шушу именно по этой причине - там был учинен настоящий геноцид и армяне вырезали азербайджанцев. Мою бабушку и других детей родители прятали в колодце, чтобы армяне не отрезали им головы. Именно потому армяне добивались того, чтобы коренные шушинцы, которые поколениями жили там, постепенно перебрались в Баку и другие регионы страны. Их убивали, резали, преследовали, и вся шушинская знать и интеллигенция покидала Шушу. Этот факт дал возможность армянам заселить сугубо азербайджанский город и впоследствии претендовать на весь Карабахский регион - это было их целью.

 

В 1985 году мы с бабушкой поехали в Шушу, даже не зная, где мы заночуем, хотя у нас там были какие-то родственники. Мы остановились на неделю в доме отдыха, который находился в плачевном состоянии. Моя детская память запечатлела ощущение, что город в то время не жил…

 

- Но ведь до карабахского конфликта было еще далеко?

 

- Подготовка к нему была очень основательной и началась задолго до самих событий. Прекрасная Шуша и базар, чуть впереди от мечети Говхарага, были пустыми, людей практически не было. Когда бабушка повела меня показывать свое родовое имение, и я помню, как тяжело ей было идти туда. Мы остановились метрах в двадцати от дома ее отца - Гасан бека Ширинбекова. В это время из дома вышла женщина - сейчас, спустя годы, я понимаю, что тогда там уже жили армяне, потому что азербайджанцы, особенно шушинцы, никогда так злобно не посмотрели бы на человека и не спросили бы грубо: « lazımdır?».

 

Мы повернулись и пошли прочь, а по дороге бабушка сказала мне, что это была армянка. Мне хотелось сказать той женщине, что это отчий дом моей бабушки, но в шестнадцать лет у меня не было такой смелости, тем более рядом со старшим по возрасту...

 

В 1985 году в Шуше проживало очень мало азербайджанцев, подготовка к их выселению велась армянами планомерно, и началась она задолго до самого конфликта, чтобы потом им было легче освобождать город.

 

Однако должна сказать, что история азербайджанских именитых родов - тоже тайна за семью печатями, потому что представители бекских фамилий еще после установления советской власти подвергались гонению. Началось преследование интеллигенции, людей лишали родины и земель их отцов, сажали в тюрьмы, из-за чего многие вынуждены были менять свои фамилии, уезжать в Иран, Турцию. Они предпочитали предать забвению свой род и все, что было с ним связано, потому что страх был очень силен, - не удивительно, что многие их нынешние потомки не знают даже настоящих фамилий своих предков в третьем-четвертом поколении. Эта трагедия связана с родной землей, которую у них отнимали на протяжении долгого времени. Корни обрубались на протяжении двухсот лет...

 

- Зиба ханым, что вы чувствовали все эти годы и как восприняли весть о завершении войны и победе Азербайджана?

 

- Знаете, все эти ощущения неотъемлемы от нашего существа, они выстраданы многими поколениями шушинцев, и моя бабушка ушла из жизни с именем Шуши на устах, так и не дождавшись ее освобождения. Все эти годы, видя слезы матери, я не могу спокойно говорить о Шуше. Все, что исторически принадлежит нам, армяне постарались уничтожить и сровнять с землей. Однако справедливость восторжествовала, и мы воссоединились со своей землей, вернули то, что исторически принадлежит нам. Это наше, исконное, и мы сильны во главе с нашим Президентом и Верховным главнокомандующим Ильхамом Алиевым, который смог привести народ к победе и отобрать у оккупантов то, что им никогда не принадлежало.

 

Ощущение неразрывной связи с землей, где жили и покоятся наши предки, неистребимо, оно идет из самых глубин веков, это зов крови и голос предков… Это именно то, что берет за душу, когда думаешь, что сегодня бабушка была бы счастлива, моя мама счастлива и я тоже счастлива, как и все мои родные. Первой реакцией было позвонить всем шушинцам и поздравить с победой.

 

Знаете, тридцать лет для человека - срок немалый, почти полжизни, нас буквально вырезали из существования на этой земле. Мало того, нас унизили, и армяне вынашивали это в своих планах и мечтах о «великой Армении» веками - тихо вырезать и изгонять. Я более чем уверена, что к 50-60-м годам прошлого века коренных шушинцев в городе почти не осталось, Шуша заселялась азербайджанцами из других регионов, для которых она не была землей предков. Поэтому в конце 80-х армяне так легко отняли у нас эту землю…

 

- Очень трудно говорить об этом и не менее сложно радоваться победе, когда столько боли в сердце…

 

- Согласна! Тем не менее, надо восстанавливать эту святую землю, надо облагораживать ее, чтобы уничтожить вражеский дух варваров, чтобы их глаза никогда не осмелились посмотреть в сторону Азербайджана. Наш Президент Ильхам Алиев сделал почти невозможное - отвоевал Карабах у подлых и лживых врагов, за которыми стояли ведущие державы мира. И сегодня мы должны так воспитывать молодое поколение, чтобы оно помнило все это, не питая ненависти, и стало настолько сильнее и богаче, чтобы враги не смогли вновь посягнуть на нашу Родину!

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020. - 14-20 ноября. - С.10-11.