Уголок Азербайджана в Омане

 

Произведения наших композиторов включены в программу Университета Султана Кабуса

 

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ

 

Если перефразировать слова великого Льва Толстого, то можно сказать, что у всех азербайджанцев, по той или иной причине покинувших родные берега и устремившихся в дальние страны, своя история, ставшая их судьбой. Каждая из них по-своему оригинальна и интересна, но все они непременно свидетельствуют о силе воли, желании и способности изменить свою жизнь и устремиться к новой, неизведанной реальности.

 

Женщина, о которой мы хотим сегодня рассказать нашим читателям, в один прекрасный день решила испытать судьбу, а заодно свои силы и знания, давшиеся нелегким трудом, и удача улыбнулась ей. Миновав череду бумажных формальностей, она улетела в далекий султанат Оман, кажущийся отсюда экзотически-сказочным. Однако давайте предоставим слово ей самой - преподаватель фортепиано Университета имени Султана Кабуса в столице султаната - городе Мускат, доктор философии по искусствоведению Вусаля Юсиф Амирбекова вкратце представит себя и расскажет, что произошло десять лет назад после ее участия в конкурсе.

 

- Я окончила Бакинскую музыкальную академию имени Узеира Гаджибейли, а затем и Лондонскую музыкальную академию (LRSM) по фортепианному исполнительству, являюсь лауреатом международных конкурсов, неоднократно участвовала в международных конференциях в Германии, Японии, Сингапуре, Таиланде, Турции, Великобритании, России. Выступала в разных странах с сольными концертами и презентациями, посвященными творчеству азербайджанских композиторов.

 

- Как вы начали работать в столь неприметной и закрытой, на наш взгляд, стране, коей представляется султанат Оман?

 

- Мое назначение в Оман произошло совершенно случайно. Университет Султана Кабуса был на то время самым большим на Аравийском полуострове, и в 2009 году там открылся факультет музыки, куда путем конкурсного отбора набирали преподавателей. В числе других азербайджанских музыкантов я включилась в этот конкурс и прошла интервью. В Капельхаусе при участии экзаменационной комиссии - представителей руководства Университета Султана Кабуса - я выдержала экзамены по фортепианному исполнительству и английскому языку. А через месяц получила ответ о том, что оказалась в числе победителей конкурса, а следом и контракт. Всего было выбрано несколько пианистов и две канонистки.

Так я вместе со своей семьей оказалась в этой арабской стране. В настоящее время я единственный преподаватель фортепиано, поскольку у других контракты закончились и они уехали. Из азербайджанцев здесь также работает преподаватель уда, замечательный музыкант Аскер Али Аскер и канонистка Шабнам ханым Шихалиева.

 

- В нашей беседе вы подчеркнули, что на многих конкурсах и международных конференциях вы стали первой азербайджанкой, принявшей участие в них. Насколько мне известно, наши музыканты и теоретики музыки проявляют большую активность в вопросе участия в международных конференциях и концертной деятельности. В каких конкретно мероприятиях и в какой стране вы стали первой?

 

- Например, в Кембриджском университете я представила творчество Гара Гараева, затем в Московской консерватории имени Чайковского была единственной азербайджанкой, ставшей лауреатом конкурса на лучшее исполнение произведений А.Соколова. Также на конференции в Сингапуре и Токио.

 

- Насколько актуальна в этой мусульманской стране классическая музыка и проявляет ли молодежь Омана интерес к европейскому музыкальному образованию?

 

- В целом должна отметить, что всплеск интереса к европейскому музыкальному образованию в Омане начался в эпоху Возрождения, которую связывают с покойным султаном Кабусом Бин Саидом, двоюродным братом нынешнего султана. Он получил престижное образование в Германии и Великобритании, впитав в себя всю глубину и красоту европейской культуры - литературы, музыки, истории, прогрессивных технологий, естественных наук, основал министерство информации и множество других структур.

Сам султан Кабус очень любил музыку Моцарта, открыв в столице крупный Royal Opera House Muscat, и в 2009 году по его личному распоряжению в университете, носящем его имя, был открыт факультет музыки. Студентам выплачивали стипендии, для них приобретали музыкальные инструменты, приглашали преподавателей, то есть создавались все условия, чтобы привлечь студентов к музыке. Этот процесс напоминает мне события, которые происходили в Азербайджане в начале прошлого века и связаны с великим Узеир беком и его усилиями по внедрению профессионального европейского музыкального образования.

Сегодня в Омане к музыкальному образованию проявляется большой интерес, но дело в том, что музыкальных школ здесь как таковых нет, в средних школах изучается предмет «Пение», в театре оперы - Opera House - набирают профессиональных музыкантов. Особо одаренные уезжают за границу для получения дополнительного музыкального образования и совершенствования мастерства.

 

- Какие особенности сферы образования в целом, и музыкального в частности, присущи этой стране?

 

- Азербайджанская консерватория была создана в 1920 году, когда Узеир Гаджибейли, будучи руководителем музыкального отдела Совнаркома, смог открыть Азери-тюркский музыкальный техникум, и на его базе в 1921-м создать Государственную консерваторию. То есть произошло это ровно сто лет назад.

Профессиональной музыкальной сфере Омана еще предстоит пройти большой и долгий путь своего развития, чтобы достичь высот азербайджанской консерватории и музыкального образования в целом. Дело усугубляется еще и тем, что в Омане отсутствуют музыкальные школы, финансируемые из государственного бюджета, а вместо этого функционируют платные курсы, обеспечивающиеся английскими сертификатами ABRSM, Trinity music school. С приобретенными в средней школе музыкальными знаниями студенты поступают в университет и уже здесь начинают учиться более основательно. Тем не менее, другие области - скажем, медицина или юриспруденция - в этой стране развиты довольно хорошо.

 

- Выходят ли ваши студенты на международную музыкальную арену и насколько они успешны?

 

- У меня есть хорошие студенты-пианисты, но на международную арену мы их пока не выпускаем, потому что страна, как вы верно отметили, несколько закрытая, немалую роль играет и менталитет оманцев. Однако в этом году для международного конкурса в Турции, который должен был состояться в мае, я подготовила одну студентку, но из-за глобальной пандемии он был отменен.

Несмотря на это мои студенты часто успешно выступают на концертах, с большим интересом исполняют и азербайджанскую музыку, и европейскую. Ситуация с ментальностью оманцев постепенно меняется, страна эта далеко не отсталая, как кажется на первый взгляд, английская культура пустила здесь глубокие корни, медицина очень сильная.

 

- По одной представленной мне концертной программе ваших выступлений я вижу, что немалое место в них занимают сочинения азербайджанских композиторов. Продолжаете ли вы свою концертную деятельность на гастролях, или выступаете в самом Омане?

 

- Еще до своего приезда в Оман в 2011 году я вела широкую концертную деятельность. Например, в 2007-м состоялась моя поездка в Германию. Кстати, немецкий город Людвигшафен является побратимом нашего Сумгайыта, в котором я родилась и выросла. Там я дала серию концертов из произведений азербайджанских и европейских композиторов. География моих выступлений довольно широка. В самом Баку и различных музыкальных учебных заведениях также проходили мои сольные концерты.

 

Что касается нынешней концертной деятельности, то она продолжается. В период пандемии состоялось несколько онлайн-концертов - как сольных, так и совместно с другими музыкантами - в формате сайта «Европа-Азербайджан», а также на интернет-странице Государственного комитета по работе с диаспорой Азербайджана. В эти же месяцы реализовался мой онлайн-проект Libertango с участием заслуженной артистки Наргиз Алиевой и других азербайджанских музыкантов в рамках кампании Evde qal. При организационной поддержке руководителя общества «Друзья Азербайджана» в Нигерии Биллуры Байрамовой-Бернард я выступила на онлайн-концерте с известной нигерийской певицей Ранти. В настоящее время составляю новые программы и надеюсь, что с окончанием пандемии и открытием границ мы, музыканты, вновь порадуем наших слушателей.

 

- Насколько многочисленна и активна в султанате азербайджанская диаспора?

 

- В Омане проживают азербайджанцы, но их не так много - некоторые трудятся в нефтяном секторе, другие преподают в университете. Мы часто выступаем вместе с канонисткой Шебнем ханым Шихалиевой. Однако должна сказать, что конкретно диаспорской организации у нас нет ввиду малочисленности в Омане наших соотечественников. Знаете, я всегда говорю: если в какой-либо стране есть хоть один азербайджанец, там есть и Азербайджан!

Будучи музыкантом, я стараюсь максимально широко пропагандировать культуру своей страны и идеологию азербайджанства, и если мне это удается, ощущаю себя счастливой. Я всегда нацелена на ознакомление публики, своих коллег и студентов с богатейшей азербайджанской культурой. Участие в международных проектах и мероприятиях предоставляет в этом плане отличную возможность, и где бы я ни была, везде стараюсь создать уголок Азербайджана, и в этом деле мне помогают члены моей семьи.

Например, в школе, где учатся мои сыновья, проводился International day, и мы организовали там уголок Азербайджана, вывесили наш флаг, озвучили национальную музыку, угостили ребят, их родителей и педагогов национальными блюдами и сладостями. В самом университете во время Family day мы также создали International corner of Azerbaijan, который представляли в национальных одеждах и под мелодии азербайджанских танцев. Такие инициативы воспринимаются здесь с большим воодушевлением.

Помимо того, что азербайджанцев в этой стране мало, в Омане также действует ряд ограничений: уличные шествия или общественные митинги протеста запрещены. Здесь проживают и армяне, но они тоже подчиняются этим правилам и законам. Несмотря на это, я всемерно пропагандирую культуру своей страны - сочинения азербайджанских композиторов, например, включены в учебный план и программу обучения Университета Султана Кабуса. Наши студенты с удовольствием исполняют их на всех мероприятиях и концертах, и думаю, все это в немалой степени может считаться диаспорской деятельностью.

 

- Какие проблемы музыки составляют предмет ваших научных изысканий?

 

- Исследовательская работа началась еще в Баку, во время подготовки научной диссертации под руководством проректора БМА по науке, профессора Гюльназ Абдуллазаде, и затрагивала она художественные особенности симфонических произведений азербайджанских композиторов. Можно сказать, я единственная пока азербайджанка, которая опубликовала в Университете Султана Кабуса на английском и арабском языках монографию «Художественное содержание творчества Узаджибейли, Г.Гараева, Ф.Амирова, Дж.Гаджиева».

Со временем, конечно же, диапазон моих научных изысканий расширился, и сегодня я занимаюсь выявлением и исследованием фактов воровства армянами национальной азербайджанской музыки, а конкретно - иреванских танцев, которые без зазрения совести представляются как армянские. К сожалению, такие факты присутствовали еще со времен Узеир бека, который тоже возмущался столь бесстыдным поведением армян и присвоением его же музыки при живом авторе. Эту работу я собираюсь представить на очередной международной научной конференции и заявить об этом во всеуслышание.

 

- То есть наряду с преподавательской и концертной деятельностью, не забывая об общественной работе по пропаганде культуры своей родины, вы в той же мере и с не меньшей активностью ведете и научные исследования?

 

- Да, разумеется! И я очень горда тем, что на некоторых конференциях мне довелось стать первым азербайджанским музыковедом, представившим творчество азербайджанских композиторов.

 

- В каких странах вы работали до Омана, а если это был Азербайджан - занимались преподаванием или это была исключительно научная деятельность?

 

- Мой профессиональный опыт работы составляет 26 лет, и до Омана я работала сначала в музыкальной школе города Хырдалан, а затем в музыкальном техникуме Сумгайыта в качестве преподавателя специального фортепиано. В БМА имени Узеира Гаджибейли работала концертмейстером, в Национальной консерватории - и преподавателем, и концертмейстером. То есть со студенческих лет занимаюсь преподаванием музыки, и тут сказалось благотворное влияние моей мамы - Валиды ханым Исмаиловой, которая более 40 лет преподавала тар в Сумгайытском музыкальном техникуме. Именно она с детства привила мне любовь к музыке, и я очень благодарна ей за это. Кстати, в середине прошлого века она была первой женщиной-таристкой в Губинском районе.

Пользуясь возможностью, хочу передать отсюда всем дорогим мне людям, друзьям и коллегам горячий привет и самые лучшие пожелания!

 

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020.- 3-9 октября.- С.13;14.