Нефтяной стране - нефтяное искусство живописи

 

Сабир Чопуроглу. Художник, рисующий «черным золотом»

 

Художник Сабир Чопуроглу в особом представлении не нуждается. Его имя и картины достаточно хорошо известны в Канаде и Японии, Германии и США, Португалии и Турции… Творчеству азербайджанского художника посвящено множество фильмов, снятых французскими, турецкими, немецкими, голландскими, норвежскими, американскими и прочими кинематографистами. Российское телевидение посвятило его творчеству один из выпусков передач «Орел и решка» и «По секрету всему свету». А известные искусствоведы исследуют его творчество и пишут множество аналитических статей.

 

Когда после учебы он жил и творил в Тбилиси, известные грузинские художники того времени с большим уважением называли его азербайджанским Пикассо. Он выступал на более десяти международных симпозиумах в разных государствах мира, достойно представляя Азербайджан.

 

Впервые его необычные картины я увидела в Leyla Khazari Art-Gallery, приняв их за акварельные рисунки, написанные в одной цветовой гамме. Однако хозяйка галереи, очаровательная Лейла ханым сообщила, что картины написаны самой настоящей бакинской нефтью. С того времени желание встретиться с уникальным художником, прикоснувшимся руками к «черному золоту», которым так богаты недра земли его предков, не оставляла меня. Наконец, такая возможность представилась, и вот мы сидим с художником Сабиром Чопуроглу в уютной Leyla Khazari Art-Gallery напротив стадиона водных игр и беседуем о его потрясающих картинах.

 

- Скажите, до изобретения нефти в качестве краски вы работали как все остальные художники, используя масляные краски, акварель, гуашь и т.д.?

 

- Да, и уже более двадцати лет, помимо традиционных красок, я работаю с нефтью.

 

- Вы открыли для себя нефть случайно или целенаправленно искали новые способы и краски для своей живописи?

 

- Это произошло случайно. Я родился в Грузии и с самого детства воспитывался у своей бабушки. Она все время жаловалась на боли в ногах и использовала в качестве лечения нафталанскую нефть.

 

Помню, как однажды я нечаянно разлил флакон с лечебной нефтью. Бабушки не было дома, я вымазал ладони в маслянистой жидкости шоколадного цвета и на стенах комнаты оставил отпечатки своих ладоней. Конечно, мне здорово досталось от бабушки, но это были мои первые опыты художника.

 

Мы жили в деревне, и в доме у нас была печь с трубой наружу. Так я умудрился засунуть руку в эту трубу, вымазать руки в черной саже, и точно так же оставить отпечатки своих рук на внешних стенах нашего дома. Озорной был, непоседа. Я был смуглый и кудрявый, и бабушка в шутку говорила, что меня принесли цыгане.

 

Между прочим, вырастившая меня бабушка прожила 125 лет. Деревенская жизнь была интересной, но я бредил живописью и точно знал, что стану художником. Еще в школе несколько раз проводили выставки моих рисунков.

 

В училище А.Азимзаде я опоздал с документами, пришлось пойти в художественно-промышленное училище на отделение скульптуры в бывшем поселке Разина, но после его окончания я поступил в Художественную академию в Тбилиси. В то время я общался, учился и работал у многих видных скульпторов бывшего Союза, - З.Церетели, М.Бердзенишвили и других. Одновременно участвовал в групповых выставках, выставляя работы, написанные маслом. Мои живописные и скульптурные работы приобретались многими музеями и частными лицами.

 

Очень много своих работ Сабир муаллим по душевной доброте просто дарит своим гостям, а есть немало и таких, кто, злоупотребляя его мягкостью, «покупают» не один десяток его картин, обещая заплатить, но обещания, увы, так и остаются на словах. Как правило, такие обещалкины - довольно состоятельные люди, знающие цену своим деньгам, но предпочитающие не знать цену труда художника. Достаточно посмотреть на его натруженные, покрытые красными пятнами руки, на которых «черное золото» оставило свои несмываемые следы, чтобы понять, какой ценой он вносит свой вклад в сокровищницу национального искусства живописи, и прославление главного природного богатства своей страны. Есть у художника работы, выполненные в смешанной технике масляных красок и (тоже масляной) нефти, они тоже очень оригинальны и интересны. Приезжающие в Азербайджан зарубежные туристы часто обращаются в галерею с просьбой приобрести работы С.Чопуроглу.

 

- Как пришла идея рисовать нефтью?

 

- Знаете, однажды мне приснилось, как я гуляю по берегу моря, и на поверхности волн тончайшей блестящей масляной пленкой сверкает нефть… море с перламутровой нефтяной гладью осталось в памяти. Творческие поиски новых средств и креативных идей происходят постоянно, и в один из таких дней, когда нефтяной блеск каспийских волн четко встал перед глазами, меня вдруг осенило, - неужели ничего нельзя сделать с этой нефтью, которая у нас под ногами? А, может… попробовать вместо красок? Так и началось.

 

- Просто до гениальности! Как были восприняты первые ваши опыты с «черным золотом» на полотнах?

 

- Сначала я никому ничего не говорил и не показывал, нефть очень долго сохла, растекалась, и тогда я путем смешивания с парой других ингредиентов нашел особый состав, который не осыпался после высыхания и сохранял естественный цвет нефти. Когда мои эксперименты завершились, в 2008 году я получил авторский патент на изобретение данного состава нефтяной краски.

 

Впервые свои работы, написанные нефтью, я выставил на бакинский Арбат, который процветал в то время в плане торговли картинами художников и просто любителей. Я выставил работу поздно вечером, когда освободилось место на улице. Ко мне подошли супруги из Германии, работавшие в нефтяной компании, и захотели приобрести две мои картины, удивившись тому, что они написаны нефтью. Было уже очень поздно, они заплатили треть суммы и пообещали принести назавтра остальную стоимость, попросив не продавать картину. Так и случилось, они увезли в Германию мои работы и это был мой первый опыт личной продажи картины, написанной нефтью.

 

- Немало художников не только копируют вас, якобы, рисуя нефтью, но и не гнушаются выдавать свои работы за ваши, подделывая вашу подпись, чтобы подороже продать…

 

- Причем рисуют не нефтью, а битумом, смешанным с лаком (смеется).

 

- Вы пишите картины на бумаге или на холсте? Какой материал удобен для такой краски?

 

- Начинал я на бумаге глянцевого ватмана, т.к. матовый ватман глотает нефть, но я работаю без кисти, - пальцами и ногтями, затем высушиваю работу на солнце.

 

- Где вы берете нефть?

 

- В нефтяных болотах Баилова, она находится на поверхности земли, в небольших нефтяных лужах.

 

- Покупать картины - привилегия состоятельных людей. Это хорошее вложение, оригинальные авторские работы не зря считаются предметами роскоши. Кого больше среди желающих приобрести ваши картины, - азербайджанцев или иностранцев?

 

- По-разному бывает. Очень многие состоятельные люди желают приобрести мои работы. Это, большей частью, чиновники, которые увозят и гордо дарят мои картины иностранным руководителям государств и компаний, высокопоставленным гостям, приезжающим в нашу страну, всячески расхваливая автора. Далекие от искусства люди не знают, что художник живет за счет продажи своих картин, вкладывая весь свой творческий потенциал, тратя свое время, физический и интеллектуальный труд, творческую энергию, напрягая свое воображение и мышление в создание идеи, композиции и написание каждой картины. А для этого он должен находиться в постоянном творческом процессе.

 

У иностранцев другой подход, они лучше разбираются в искусстве и с уважением относятся к художнику. Я сотрудничаю с Leyla Khazari Art-Gallery, и очень благодарен Лейле ханым за содействие в продаже и популяризации моих работ, а также в деле защиты моих авторских прав.

 

- Ваши работы пользуются спросом в силу их уникальности, природной первозданности и историчности самого метода их создания, потому что нефть - это сокровище азербайджанской земли! А проводилась ли выставка ваших исключительно нефтяных работ?

 

- Несколько лет назад прошла персональная выставка моих работ, посвященных Ходжалинской трагедии, а вообще я участвовал во многих групповых зарубежных и республиканских выставках, на которых мои работы приобретались как официальными структурами, так и частными коллекционерами. В разное время мои картины покупали Министерство культуры, SOCAR, Музей А.Нобеля, Музей ковра, курортный комплекс «Нафталан», нефтяные компании. Я не раз устраивал мастер-классы для иностранцев и презентации нефтяной живописи для иностранных гостей. Я член Общества «Азербайджан-Казахстан», в этой стране также хранится немало моих картин, проводились выставки.

 

- Кажется, вы не преподаете и не имеете учеников, это так?

 

- Верно. Раньше у меня было два-три ученика, но научившись моему методу и освоив его, они стали подделывать мои работы, однако мой самый верный ученик и последователь, - это мой сын, я возлагаю на него большие надежды.

 

- Сабир муаллим, обычно в мастерской художников часто собираются интересные люди, высокопоставленные особы…

 

- Вы правы, ко мне часто заходят гости, как местные, так и зарубежные. Обычно люди заходят, чтобы конкретно увидеть мои нефтяные картины, или приобрести их. Раньше я жил на Советской в аварийном доме, сегодня снимаю квартиру. У меня два сына, они решили пойти по отцовским стопам.

 

Мы вместе делим комнатку в 18 кв. в качестве мастерской и очень надеемся, что государство поможет нам с жильем и выделит мастерскую для более плодотворной работы. Я получил предложение выставиться во Франции и Катаре, но изоляция в связи с пандемией коронавируса помешала этим планам.

 

- Темы ваших картин связаны исключительно с нефтью или это не обязательно?

 

- Нет, почему же? Темы абсолютно разные - это и Карабах, и наша история, и нефтяной бум начала прошлого века, это ковры, война, Борчалы, сельская жизнь, Абшерон, национальная культура…

 

- Делаете ли вы копии своих работ, которые пользуются успехом у ценителей живописи?

 

- Я не копирую свои работы. Другое дело, когда я делаю картину на ту же тематику, но с другой композицией, т.е. получаются разные работы на одну тему. Скажем, Старый Баку, крепостные ворота, караваны верблюдов, восточный базар. Тему можно раскрыть по-разному, здесь свобода и раздолье для творческой фантазии и воображения. Оригинальные, творческие работы достаются дорогой ценой, и они должны иметь достойную цену.

 

Не лирическое отступление

 

Ровно через год Сабир Чопуроглу будет отмечать 65-летний юбилей. Однако человек, который впервые в мире запатентовал уникальную технику художественной росписи нефтью, живописец, работы которого в качестве ценного и оригинального подарка преподносятся президентам, лидерам и руководителям других государств, послам и высоким гостям, и хранятся в частных коллекциях по всему миру, заслуживает особого внимания государства, в котором он живет, и которому служит.

 

Вызывает недоумение тот факт, что до сих пор столь самобытному художнику, разменявшему седьмой десяток, и достойно представляющему лицо своей нефтяной страны, и прославляющему ее своим искусством, Союз художников за несколько десятилетий творческой деятельности ни разу не выделил мастерскую. Более того, в Баку, на родине нефти ни разу не была организована персональная выставка художника, пишущего этой самой нефтью, увековечившей нефтяной статус Азербайджана и саму историю нефти, и даже использование «черного золота» в искусстве.

 

В мире нет такой страны, в которой не находились бы работы Сабира Чопуроглу, иностранные коллекционеры считают для себя честью иметь работы азербайджанского художника, написанные нефтью, а каким уважением и вниманием он пользуется у себя дома? Благо, Leyla Khazari Art-Gallery сотрудничает с художником и представляет его интересы, планируя в следующем году провести персональную выставку, и в этом, конечно же, ощущается немалая потребность в спонсорах и поддержке. В галерее планировались определенные проекты, связанные с творчеством С.Чопуроглу, но, к сожалению, пандемия не позволила их реализовать.

 

Хоть картины С.Чопуроглу и подделывают, но работы других авторов не идут ни в какое сравнение с его полотнами, - через некоторое время они бледнеют и приходят в негодное состояние. Нечистоплотные люди прикрываются и зарабатывают на его имени, а сам создатель и автор изобретения терпит неимоверные трудности. Бывало даже так, что на выставках организаторы старались держать его картины и его самого подальше, чтобы почетные гости не видели и не покупали его работы. А ведь, истинно самобытный талант должен быть оценен обществом, пропаганда творчества художника должна быть достойна его имени и данного ему свыше природного дара, тем более, если этот талант занят исключительно творчеством.

 

Будем надеяться, что персональная выставка художника, пишущего «черным золотом», ознаменует его 65-летний юбилей и еще выше поднимет имидж государства как нефтяной страны, где нефть находит свое отражение даже на полотнах художников!

 

…Я рассматриваю работы художника. Все они невероятно теплы, пронизаны солнечным светом и любовью к национальной истории и культуре, - картины воистину живые! Мы видим тысячи самых разных и невообразимых оттенков темно-шоколадной нефти, - этого вечного жизненного топлива и горючего материала, - она даже на бумаге или холсте согревает человеческие сердца. Есть работы, выполненные на бумаге оранжевого цвета, и этот фон еще больше подчеркивает огненный характер природного богатства. Художник всячески экспериментирует с цветом и светом, добиваясь самых неожиданных эффектов, оттенков и впечатлений. В нефтяной стране и земля, и море, и воздух, и даже облака пропитаны сверкающим на солнце черным золотом, и у людей, которые чуткими руками работают с нефтью, нефть впиталась в плоть и кровь, как символ вечности и богатства. Это - источающая свет восточная экзотика, которую не встретишь ни в какой другой стране мира!

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020.- 12-18 сентября.- С.12.