Легенда оперной сцены

 

Лютфияр Иманов - редкий сплав благородной харизмы и артистизма

 

Перу замечательного музыковеда, безвременно ушедшей из жизни заслуженного деятеля искусств, доктора искусствоведения, профессора Шахлы Гасановой принадлежит монография о творчестве видного азербайджанского певца, народного артиста СССР Лютфияра Муслим оглу Иманова (1928-2008). Его вокальное творчество впервые благодаря этой монографии стало предметом научного исследования и раскрыло новые интересные страницы жизни оперного исполнителя. Монография написана на основе материалов и документов, которые впервые увидели свет.

 

Благодаря возможности, предоставленной сыном великого мастера сцены Рауфом Имановым, личный архив певца был передан в распоряжение ученого-музыковеда, что способствовало наиболее полноценному и глубокому изучению его жизненного пути и творческой деятельности.

 

Исследование разделено на несколько глав, характеризующих различные этапы биографии Лютфияра Иманова, его становления как личности и оперного исполнителя. Это - «Размышления», «Вдали от Родины», «Образы, созданные певцом и актером», «Яркий представитель «шестидесятников», «На вершине бессмертия» и «Фотопамять». Монография богато иллюстрирована фотографиями певца в оперных образах, на гастролях, среди членов семьи, друзей и коллег.

 

Народный артист СССР, обладатель красивого тенора, Лютфияр Иманов своим незабываемым искусством вписал одну из ярких страниц в историю музыкальной культуры страны в целом и вокальное искусство в частности. Очень часто люди, посвятившие свою жизнь служению искусству, неохотно раскрывают свой внутренний мир, они предпочитают показывать его языком искусства. Однако в данном случае не обошлось без исключений: Лютфияр Иманов еще при жизни отличался открытостью и легко шел на контакт с людьми. Это был интересный собеседник, который искренно делился не только секретами своего вокального мастерства, но и самыми сокровенными жизненными наблюдениями и опытом. Личное общение автора с певцом, долгие беседы об искусстве и оперной музыке, изучение многих его интервью позволили шаг за шагом проследить его жизненный и творческий путь.

 

Размышления о воспоминаниях

 

Шахла ханым вспоминает, как будучи совсем маленькой, находясь с родителями на дне рождения своего дяди - видного ученого-химика, академика Джумшуда Зульфугарлы, она впервые увидела Лютфияра Иманова, с которым он дружил. Он спел несколько народных песен - его чистый, бархатный и звонкий голос, свободно льющийся из груди, словно лесной родник, не вмещался в двухкомнатную квартиру академика...

 

Много позже, будучи преподавателем Азербайджанской консерватории, Шахла ханым занималась также пропагандой в регионах музыкального искусства, а точнее - вела занятия в Университете музыкальной культуры города Агджабеди. Однажды в соответствии с темой лекции о народном творчестве она пригласила Лютфияра Иманова принять участие в мероприятии и спеть несколько песен. А когда узнали, что его будет сопровождать легендарный пианист и великолепный концертмейстер Чингиз Садыхов, все пребывали в предвкушении особого наслаждения. Однако то, что до глубины души впечатлило Шахлу ханым и всех в зале, было совершенно неожиданным…

 

За несколько часов до концерта участники занятий собрались за круглым столом и начали обсуждать номера программы. Среди слушателей лекций были и студенты-народники. Неожиданно Лютфияр муаллим, повернувшись к одному из таристов, начал вполголоса напевать «Сегях». Тарист тут же поймал его тональность и схватился за тар, начав играть мугам. Впервые в жизни присутствующие увидели, как мастер классического вокала и оперный певец, великолепный исполнитель народных песен, с таким мастерством, теплотой и задушевностью исполнял трогательный мугам «Сегях», причем пел он вполголоса в нижнем регистре. Но в мугаме его голос обрел совершенно иные краски и тембр, звучание было до того красивым, что потрясло всех. Сразу после мугама тарист заиграл «Терекеме», и здесь уже поднялся высокий, статный и красивый Чингиз муаллим, и танцевал он тоже неожиданно изящно и благородно…

 

В тот день талант, профессионализм, внешне незаметная, но очень сильная любовь к народному творчеству этих двух выдающихся музыкантов воистину стали открытием для всех.

 

Третья встреча Шахлы Гасановой с Лютфияром Имановым произошла в 1998 году, когда по поручению журнала «Гобустан» она беседовала с деятелями искусства об актуальных проблемах музыкальной культуры. Одним из таких материалов стало интервью с Л.Имановым, во время которого раскрылись новые грани богатой духовности и интеллекта певца. «По мере того как он отвечал на мои вопросы, - вспоминала профессор Ш.Гасанова, - я убеждалась в его преданности своим здоровым жизненным и профессиональным принципам, широкой эрудиции и многогранном опыте, правильном видении требований современного искусства и будущих направлений развития национальной культуры, а также объективной оценке этого музыканта».

 

И теперь, вспоминая встречи, состоявшиеся через большие промежутки времени, личные впечатления от бесед с этим необыкновенно талантливым человеком, систематизируя материалы и документы из его личного архива, Шахла ханым постаралась обобщить все это и воссоздать портрет прекрасного человека и уникального исполнителя.

 

Первые страницы пути

 

30-е годы прошлого века… В городе Сабирабад, в доме известного на всю округу повара Муслима, обладавшего хорошим голосом, как всегда, звучала музыка. В семье все любили народную музыку, особенно Лютфияр, и первое в районе радио и граммофон появились именно в их доме. Маленький Лютфияр засыпал под звуки «Сенсиз», голос Бюль-Бюля и музыку Узеир бека. В детстве он рисовал себе усы, из куска дерева мастерил саз и лошадь, представляя, что он Кероглу. Ко всему прочему мальчик писал стихи и отлично рисовал, его рисунки занимали первые места на школьных конкурсах, и все прочили ему будущее художника. Но когда он чуть повзрослел, его одолела другая страсть - театр. Он записался в районный драмкружок, и однажды, когда в гости приехали артисты из столицы, искали мальчика на роль сына главного героя - им и стал Лютфияр. Так состоялось его первое появление на сцене. Знал ли тогда юный Лютфияр, что он взойдет на сцены ведущих театров мира и завоюет любовь и бурные аплодисменты миллионов зрителей планеты!

 

В 40-е годы на гастролях в Сабирабаде побывали известные артисты Алескер Алекперов и Исмаил Дагестанлы, которым довелось увидеть спектакли с участием юного Лютфияра. Они тут же принялись уговаривать его приехать в Баку, однако материальное положение семьи не позволило мальчику покинуть родной дом. Тем не менее он приступил к работе в созданном в Сабирабаде Музыкально-драматическом театре, проявив здесь свой незаурядный актерский талант и красивый сильный голос.

 

Работа с корифеями сцены

 

Несмотря на то, что в 40-е годы в стране (бывшем СССР) шла война, в Азербайджане одновременно открылось восемь (!) театров, в том числе в Сабирабаде. Параллельно с работой в театре молодой артист поступает в педагогический институт, однако нужда вынудила его вернуться домой и работать учеником сапожника. Здесь он научился многим ремеслам, даже шить и кроить одежду. Потом Лютфияр работал художественным руководителем районного Дома культуры, и здесь ему пригодился полученный в театре творческий опыт. В том, что он впоследствии избрал стезю музыканта и певца, огромная роль принадлежала нескольким деятелям искусства, и в первую очередь неповторимому актеру Алескеру Алекперову, а также Исмаилу Дагестанлы.

 

Во время гастролей в их районе Азербайджанского государственного драматического театра один из актеров, занятый в спектакле «Отелло», заболел, и было решено поручить эту роль молодому Лютфияру. Будущий певец не спал всю ночь и к утру выучил не только свою роль, но и всю пьесу наизусть - пригодились навыки суфлера, приобретенные в театре. После этого успеха и Дагестанлы, и Алекперов настаивали на том, чтобы Лютфияр срочно приехал в Баку, поскольку сцена - именно то место, где он должен находиться.

 

Еще одним человеком, оказавшим серьезное влияние на музыкальную деятельность Л.Иманова, стал знаменитый композитор, последователь и продолжатель традиций великого Узеира Гаджибейли - Сулейман Алескеров. Благодаря его чуткому наставничеству многие таланты нашли свое место в музыкальном искусстве страны. На республиканском смотре художественной самодеятельности яркое выступление Л.Иманова не осталось незамеченным для членов строгого жюри. Прозорливый и доброжелательный С.Алескеров, работавший в то время директором Музыкального училища имени А.Зейналлы, по настоятельной рекомендации всех членов жюри принимает Лютфияра в училище без экзаменов.

 

Лютфияр Иманов всегда с огромной благодарностью и теплотой вспоминал Сулеймана Алескерова, как и других выдающихся личностей, способствовавших его музыкальному развитию. Это и педагог вокала Александр Милованов, и театральный режиссер, привлекший его к работе в Театр музыкальной комедии, Шамси Бадалбейли, и оперный дирижер Ниязи, который рекомендовал Лютфияра в качестве солиста в Театр оперы и балета. Именно тогда Л.Иманову после Бюль-Бюля была поручена главная роль в опере Узаджибейли «Кероглу». Поддержку и советы своих благодетелей и опекунов Лютфияр муаллим пронес через всю жизнь, но, конечно же, все достижения и успехи были бы невозможны без его трудолюбия и необыкновенного таланта.

 

Оперный театр

 

Начало работы в Театре оперы и балета по приглашению Ниязи совпало со знаменательным периодом в жизни республики в преддверии Второй декады азербайджанской культуры в Москве. Подготовка к этому событию шла полным ходом, и главное место в череде мероприятий занимала опера «Кероглу», которую москвичи впервые увидели во время первой декады с гениальным Бюль-Бюлем в главной роли. Со дня создания этой оперы единственным исполнителем роли Кероглу на протяжении 20 лет был именно он, но теперь с целью выдвижения молодых кадров исполнение партии было поручено Лютфияру Иманову, который осознавал великую ответственность и доверие и работал над оперой день и ночь.

 

Нашлись, однако, люди, которые не могли принять успех молодого вокалиста и начали распространять слухи, что Л.Иманов - сумасшедший. Певца вызвали в ЦК Компартии республики, побеседовали с ним и убедились в полной абсурдности этих слухов.

 

Общественный показ оперы прошел с большим успехом, и одним из первых его поздравил сам Бюль-Бюль, пожелавший ему еще больших достижений на сцене. В то время даже появилась картина, на которой Бюль-Бюль в костюме Кероглу передает свой щит и меч Лютфияру. Не случайно дипломной работой молодого оперного певца стало исследование творчества великого Бюль-Бюля.

 

После торжественного открытия декады видный композитор и музыковед Афрасияб Бадалбейли в одной из статей писал: «Примечательно, что во всех спектаклях наряду со знаменитыми мастерами сцены, такими как Бюль-Бюль, Агабаба Буниятзаде, Рашид Бейбутов и другие, выступил новый создатель образа Кероглу, молодой талантливый исполнитель Лютфияр Иманов. Обладающий красивым бархатным голосом, певец с частью и высоким мастерством воссоздал этот легендарный образ».

 

На первом спектакле в Москве партию Кероглу пел Бюль-Бюль, а на втором - Лютфияр Иманов. Успешное выступление молодого вокалиста было высоко оценено правительством, и в 1959 году ему присвоено почетное звание заслуженного артиста республики.

 

Из Москвы Л.Иманов вернулся окрыленный первым успехом, но он понимал, что впереди еще более нелегкие и ответственные дни, потому что роль Кероглу была пока единственной в оперном репертуаре начинающего вокалиста. Он исполнял отдельные партии, но в репертуаре оперного театра значились десятки разных опер, и за короткое время певец должен был выучить их все.

 

С детства привыкший к напряженному труду, Лютфияр Иманов с большими надеждами приступает к делу. Роль Вагифа в опере Р.Мустафаева «Вагиф», Балаш в опере Ф.Амирова «Севиль», Фауст в опере Ш.Гуно «Фауст», Манрико в опере Джерди «Трубадур», Хозе в опере Ж.Бизе «Кармен» и многие другие партии вошли в его репертуар. Помимо Баку артист ярко проявил свой вокальный и актерский потенциал на сценах зарубежных театров в операх «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе, «Аида» Джерди и многих других.

 

За короткий отрезок времени во многих городах бывшего Союза Лютфияр Иманов превратился в одного из самых любимых оперных исполнителей. С гастрольными концертами он побывал во Франции и Чехословакии, Югославии и Венгрии, республиках Средней Азии, в Турции, Германии, Иране, Италии, и везде его сопровождал ошеломительный успех.

 

Он был талантлив во всем

 

Наряду с активной вокальной деятельностью в оперном театре, частыми гастрольными выступлениями и концертами, Лютфияр Иманов преподавал в Азербайджанской государственной консерватории (ныне Бакинская музыкальная академия им.Узаджибейли) и Азербайджанском государственном университете культуры и искусства. Он был еще и хорошим художником и пианистом, но очень редко говорил об этом. В его доме хранились картины, написанные его рукой, и только придя в гости, можно было увидеть их. Более того, все свои костюмы для выступлений Лютфияр Иманов создавал и шил сам.

 

Однако жизнь преподносила ему испытания и другого порядка - во время трагических событий Черного января артист в полной мере продемонстрировал свою активную жизненную и гражданскую позицию истинного патриота. Дело в том, что на середину января 1990-го была запланирована поездка наших артистов в Великобританию, однако события 20 января ввергли всех в пучину скорби. Тем не менее, эта поездка дала возможность рассказать людям о случившемся, поэтому в начале февраля небольшая группа деятелей культуры, в число которых вошли поэт Джабир Новруз, пианист Чингиз Садыхов и Лютфияр Иманов, по линии общества «Вэтэн» отправилась в Лондон. Здесь по инициативе Центра азербайджанской культуры был организован Вечер Азербайджана, на который собрались не только наши соотечественники, проживавшие в этом городе, но и представители других стран и наций. Прозвучали народные песни и лучшие сочинения азербайджанских композиторов. Л.Иманов спел несколько песен собственного сочинения. Зрители задавали много вопросов о положении в Азербайджане, и артисты с болью в душе поведали им о трагической ночи 20 января, унесшей жизни более ста человек. Продолжился этот незабываемый вечер в доме азербайджанцев, где артисты познакомились с представителями интеллигенции из Южного Азербайджана.

 

В тот же год певец побывал в США, где на протяжении двух недель выступал перед американцами, а затем в течение месяца занимался преподавательской деятельностью в Турции, после чего выступил с широкой концертной программой в Культурном центре имени Ататюрка. Это была пятая поездка Л.Иманова в братскую страну.

 

Яркий представитель «шестидесятников»

 

Ни для кого не секрет, что каждый человек искусства выражает в нем свой внутренний мир, кругозор, принципы и исповедуемые ценности. Автор бесценной монографии профессор Шахла Гасанова с присущей ей тонкостью наблюдения и глубиной проникновения в суть происходящих событий рассказывает, что и в школе Бюль-Бюля, и в консерватории она училась вместе с сыном Лютфияр муаллима - Рауфом, который был очень способным и старательным студентом. Он часто и успешно аккомпанировал отцу во время выступлений, шлифуя свое пианистическое мастерство. Однажды на экзамене по известному предмету, соответствующему советской идеологии, ответ Рауфа не понравился педагогу. Студент подготовился к пересдаче экзамена, но и здесь его постигла неудача. Он второй раз получил «неуд», и на этот раз возникла угроза отчисления из консерватории. Никому и в голову не могло прийти, что сын народного артиста СССР может быть исключен из вуза по причине упрямства педагога, и одно слово профессора Лютфияра Иманова могло бы спасти ситуацию. Однако отец Рауфа этого не сделал, и парень был отчислен из вуза. Он пошел в армию и попросил военный комиссариат послать его в «горячую точку» - Афганистан, но получил отказ, и только отслужив свой срок, продолжил учебу в консерватории.

 

Конечно, это свидетельствует о четкой гражданской позиции Лютфияра Иманова, честности и незыблемости его родительских принципов, которым он оставался верен всю свою жизнь, в том же духе он воспитал и двух своих сыновей. Поэтому неудивительно, что Лютфияр Иманов пользовался высочайшим авторитетом и уважением.

 

Оглядываясь назад

 

Народный артист СССР и Азербайджана, кавалер орденов Трудового Красного знамени (СССР), ордена «Шохрат» и ордена «Истиглал» (независимый Азербайджан) и многих медалей, не раз избиравшийся депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР, бывший председателем Союза театральных деятелей, профессор Лютфияр Иманов посвятил сфере музыкальной культуры полвека своей жизни и сыграл исключительную роль в развитии национальной музыки. Его высочайшее исполнительское мастерство, родившееся из гармоничного единства классического оперного искусства и народной музыки, открыло в вокальном искусстве Азербайджана новый этап. Богатое творческое наследие - образец для молодых вокалистов и начинающих певцов. Можно с уверенностью сказать, что в нынешнем уровне развития национального вокального искусства и достижениях азербайджанских оперных исполнителей немалая заслуга замечательного человека и блестящего оперного исполнителя Лютфияра Иманова, память о котором всегда будет жить в сердцах всех, кто знал его и слышал этот необыкновенно чистый бархатный голос.

 

Певец не дожил трех месяцев до своего 80-летия. Не прошло и года, как скончалась его супруга Нина ханым, которая не мыслила своей жизни без него и не вынесла разлуки с любимым человеком...

 

Нет никаких сомнений в том, что будь народный артист СССР и Азербайджана Лютфияр Иманов, олицетворявший оперное искусство Азербайджана и обладавший прекрасным драматическим тенором, сегодня среди нас, он однозначно заслужил бы статус оперной звезды международного уровня, хотя и в прошлом веке всей своей яркой деятельностью, популярностью, вышедшей далеко за пределы республики, и профессионализмом, отвечающим всем современным мировым стандартам оперного искусства, он не только соответствовал этому статусу, но и являл собой редкий сплав светскости и интеллигентности, скромности и широкой эрудиции, благородной харизмы и артистизма.

Да возрадуется душа Лютфияра Иманова добрым воспоминаниям его верных зрителей, коллег и друзей!

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020.- 26 сентября - 2 октября.- С.11-12.