Хотят ли русские войны?

 

Зия Шихлинский о Январской трагедии в Баку

 

ВОСПОМИНАНИЯ

 

Исполняется 30 лет со дня январских событий в Баку 1990 года, когда было убито 130 человек и более 700 получили ранения. Этот день вошел в историю как одна из самых трагических страниц Азербайджана - Черный, или Кровавый январь стал Днем всенародной скорби. Об этом написано немало картин, музыки, сняты фильмы…

 

Наш собеседник - режиссер-документалист, автор фильма «Хотят ли русские войны?», заслуженный деятель искусств Зия Шихлинский - автор фильмов на самые разные темы, среди которых кинолента, посвященная генералу Али Ага Шихлинскому «Считался богом артиллерии» (1996), повествующая о жизни немцев, проживавших на территории Азербайджана, картина «Ностальгия по пришельцам» (1997), посвященная народному писателю Исмаилу Шихлы, документальный фильм «Пути расходятся» (1998) и др.

 

«Мастер горячих точек», как называет Зию Шихлинского журналистская братия, поделился воспоминаниями о том, как он работал над фильмом «Хотят ли русские войны?», который стоит особняком в списке работ кинорежиссера.

 

Напомним, что этот фильм снят в 1990 году. Картина повествует о трагических событиях в Будапеште в 1956 г., в Новочеркасске - 1962 г., в Праге - 1968 г., в Афганистане - 1979-1989 гг., Алматы - 1986 г., Тбилиси - 1989 г. и, наконец, в Баку - 1990 г. Режиссер выступает с позиции гражданина, пытаясь донести до мировой общественности правду об Азербайджане. Ведь только после премьеры в Москве фильма «Хотят ли русские войны?», прошедшей, по злой иронии, в день годовщины смерти академика Андрея Сахарова - 16 декабря 1990 года в Московском центральном доме кино, в число остальных кровавых следов советской военной машины стали включать январские события в Баку.

 

- Ваш фильм «Хотят ли русские войны?» посвящен январским событиям 1990 года в Баку. События Черного января разворачивались в эпоху перестройки, на фоне карабахского конфликта. Безуспешные усилия Центра разрешить карабахский кризис наряду с неспособностью республиканского руководства защитить национальные интересы Азербайджана привели в декабре к народному взрыву под предводительством НФА. Расскажите, как вы решились на съемки этого фильма. Ведь это происходило по горячим следам, когда не было дано адекватного объяснения событиям, существовал Советский Союз и говорить о таких событиях не было принято. Более того, это было чревато серьезными последствиями...

 

- Я приступил к работе над фильмом сразу после Январских событий. Чтобы фильм был воспринят за пределами Азербайджана, так как аналогичные события уже происходили, я понял, что надо обращаться к истокам. А истоки - это Берлин, Будапешт, Новочеркасск, Прага, Афганистан, Алматы и Тбилиси.

 

Фильм построен на музыке стран, где происходили события. Раза три звучал припев хора Александрова на песню «Хотят ли русские войны?».

 

Кстати, в то же время С.Говорухин снимал фильм под названием «Так жить нельзя», от которого он впоследствии отказался. Однако в отличие от него, в конце фразы я поставил не восклицательный, а вопросительный знак. Зрителю самому решать, каким будет ответ.

 

В моем фильме нет авторской позиции, есть только вопрос. Фильм демонстрировался за рубежом - в Прибалтике, Тбилиси, Алматы, Праге, посольстве Чехии в России в связи с 25-летием «пражской весны» и в других странах. Картина была направлена не против русского народа, а против тогдашнего руководства СССР и Москвы.

 

- Наверняка вы столкнулись с трудностями при сборе материала, расскажите подробнее об этом. Что, по-вашему, послужило причиной этих событий?

 

- Вся эта история имеет интересное начало. 23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете АзССР. До того такой же закон приняли в Прибалтике, Грузии и Армении. Но то, что было позволено им, не было позволено нам. А 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О грубых нарушениях закона о Государственной границе СССР на территории Нахчыванской АССР», решительно осудив произошедшее.

 

Через некоторое время в Баку приехал первый заместитель КГБ, генерал армии Филипп Бобков, который прославился усмирительными операциями в Праге. Он начал готовить операцию по вводу войск в Баку. С той же миссией 13 декабря в Баку приехал председатель Верховной палаты, генерал Евгений Примаков.

 

Считаю, что за Январские события несет ответственность бывшее руководство Азербайджанской ССР - А.Везиров, А.Муталибов, Э.Кафарова, В.Поляничко. Имей они достоинство, после этих событий подали бы в отставку, как это имело место в Тбилиси. Везиров никакого наказания не понес, его даже не отозвали от депутатства. Э.Кафарова никогда этот вопрос не поднимала.

 

30 декабря в ЦК Компартии к Везирову был приглашен бывший замминистра внутренних дел Тельман Алиев. Во встрече принимали участие также Евгений Примаков и редактор газеты «Коммунист», родственник Везирова - Джамиль Алибеков. Т.Алиеву предложили захватить здание «Народного фронта» и арестовать всех активистов, на что он сказал: «Все сделаю при одном условии - представьте состав преступления». Однако этого не было, митинги проходили мирно, без какого-либо нарушения общественного порядка.

 

Беззакония творились на самом высоком уровне. Так, в начале 90-го бюджет Нагорного Карабаха перечислили Армении. Разумеется, при попустительстве Москвы. Наше правительство промолчало. Потом начались погромы. Но не 13-14-го, а с 12 января, когда еще не было митингов. Видя, что творится в городе, Юсиф Самедоглу позвонил Везирову и потребовал принять срочные меры. Тот ответил: «Пускай народ порезвится».

 

Жильцы, чтобы не допустить кровопролития, в подъездах снимали списки жильцов, где фигурировали армянские фамилии. Однако люди в кожаных пальто давали наводки, чьи дома громить... На совещание в КГБ некоторые наши сотрудники открыто выражали протест.

 

15 января Везиров устроил пресс-конференцию. Все себя вели так, словно ничего не случилось, тогда как в Кремль было направлено письмо, подписанное им и первым заместителем Э.Кафаровой - Н.Фаталиевым, с просьбой оказать военную помощь.

 

15 января глава правительства Н.Рыжков подписал приказ о вводе войск в Баку. Везиров, зная об этом, ничего не сказал на совещании. В связи со сложной обстановкой в Баку срочно прилетели секретарь ЦК КПСС Андрей Гиренко, Евгений Примаков, министр обороны СССР маршал Советского Союза Дмитрий Язов, главнокомандующий сухопутных войск генерал армии Валентин Варенников и ряд других высокопоставленных чиновников. Советник по национальным вопросам в Верховном Совете СССР Михайлов выступил по телевидению, заявив, что ввода войск не предвидится.

 

19 декабря народ собрался перед зданием ЦК Компартии Азербайджана. Люди требовали отставки руководства республики. Однако один из сотрудников аппарата сообщил, что в 20.00 будет выступление Горбачева по центральному телевидению. Но в это время на телецентре при неясных обстоятельствах был взорван энергоблок, из-за чего в республике прекратилось телевещание. Согласно версии, изложенной позднее в газете «Красная звезда», взрыв был совершен «местными экстремистами». Однако по утверждению лидеров НФА, энергоблок взорвали солдаты внутренних войск, чтобы помешать руководству НФА выступить с обращением к народу по поводу ввода войск. Непосредственным результатом прекращения телевещания стало то, что жители Баку не знали о введении режима чрезвычайного положения и вводе в город войск. Большинство бакинцев узнали о введении чрезвычайного положения только в 05.30 из объявления по радио и листовок, разбрасываемых с вертолетов.

 

Власть, зная все, ничего не предприняла. Более того, 25 марта Э.Кафарова - единственная из представителей союзных республик на заседании в Верховном Совете, когда избирали Горбачева, сказала: «Азербайджанская группа голосует за Горбачева».

 

Таковы были в общих чертах события, предшествовавшие трагическим событиям, которым я посвятил свой фильм.

 

- Фильм «Хотят ли русские войны?» был запрещен к демонстрации в Азербайджане. Помнится, закрытие просмотры устраивались в Доме кино Союза кинематографистов…

 

- Впервые в Азербайджане этот фильм показали по телевидению в сентябре 1991 года на телеканале в городе Нахчыван. А после распада СССР - на телеканалах республиканского телевидения. В Москве эта картина неоднократно демонстрировалась в Доме кино, в киноцентре, в кинотеатре «Москва» (Дом Ханжонкова).

 

Кремль мотивировал проведение военной акции необходимостью защиты армянского населения. Однако Human Rights Watch утверждает, что большинство фактов, в частности документы военной прокуратуры в Баку, свидетельствует, что военная акция планировалась еще до армянских погромов в Баку.

 

Михаил Горбачев утверждал, что боевики «Народного фронта Азербайджана» открыли огонь по солдатам. Однако независимая организация «Щит», которая состоит из группы адвокатов и офицеров запаса, при изучении случаев нарушения прав человека в армии и ее военные операции, не смогла обнаружить «вооруженных боевиков НФА», присутствием которых мотивировалось применение советскими войсками огнестрельного оружия, и пришла к заключению, что армия вела войну со своими гражданами и потребовала начать уголовное расследование против министра обороны СССР Дмитрия Язова.

 

Общество «Мемориал» и Хельсинкская группа сообщили в мае 1991 года, что нашли убедительные доказательства того, что введение чрезвычайного положения привело к необоснованному нарушению гражданских свобод и что советские войска использовали необоснованные силовые методы (в их числе - бронетехника, штыки и стрельба по машинам скорой помощи), что привело к многочисленным жертвам.

 

- В Азербайджане 20 января 1990 года является не только днем траура и памяти по сложившим головы борцам за свободу и независимость, но и началом конца советского правления в Азербайджане.

 

- Гейдар Алиев, долгие годы работавший первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, первым заместителем председателя Совета министров СССР, являвшийся членом Политбюро ЦК КПСС, навлек на себя гнев руководства СССР и был отправлен на пенсию. Несмотря на все лишения, в те тяжелые дни он был рядом со своим народом и продемонстрировал солидарность с ним.

 

Своим заявлением Гейдар Алиев дал оценку идущим в Азербайджане процессам. Великий лидер привлек внимание к тому, что руководство СССР по отношению к Азербайджану вело себя абсолютно недоброжелательно. Он также осудил правительство за то, что, назначив руководителем Азербайджана политически неграмотного человека с рабской натурой, оно способствовало возникновению глубокой пропасти между народом и властью. А это служило в первую очередь интересам центральной власти и в дальнейшем стало причиной всех возникших проблем, главным образом - трагедии 20 Января.

 

Эти события вошли в историю Азербайджана как Черный январь, а 20 января ежегодно отмечается как День всенародной скорби. В этот день азербайджанцы и гости нашего города посещают Аллею шехидов, возлагают цветы на их могилы.

 

Салиха АЛИЕВА,

доктор философии по филологии

 

Каспiй.-2020.- 18 января.- С.11.