Путь к исцелению

 

Музыкальные сочинения, дарующие здоровье

 

СОБЕСЕДНИК

 

Часто, слушая музыку, мы не задумываемся о ее влиянии на нашу психику и поведение, хотя невольно попадаем под ее сильное воздействие. Из области физики нам известно, что звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных состояниях вещества. Различные по частоте звуки по-разному влияют на человека, и учеными установлено, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует ее, сравнивая с ритмами организма.

 

Великий математик Пифагор предлагал использовать музыку против гнева, ярости и пассивности души. Платон считал, что музыка восстанавливает гармонию всех процессов в организме и во всей Вселенной. Авиценна весьма эффективно применял музыку в лечении душевнобольных людей. Например, на Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятия порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. Современные ученые объясняют это тем, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которые способны моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней.

 

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов о том, что музыка - источник мощнейших энергий. Древнейшие учения содержат в себе опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на человека, на его духовную сущность, интеллект и физическое тело. Уже тогда было известно, что при помощи музыки можно вызвать радость, снять боль и даже излечить от серьезных болезней.

 

Композитор, пианистка и целитель, руководитель Центра музыкотерапии в Измире (Турция), доктор философии по искусствоведению Зулейха Абдуллаева более двадцати лет проживает в братской стране. Недавно она прибыла на родину в связи с премьерой документального фильма «Диалоги с Зулейхой», которая состоялась в Пространстве современного искусства YARAT. Зулейха ханым также провела в Баку несколько сеансов музыкотерапии.

 

После окончания Бакинской музыкальной академии имени Узаджибейли, З.Абдуллаева начала заниматься влиянием музыки на организм человека, продолжив свои исследования в Турции. Она углубила и расширила свои познания и способности в этом направлении, посетив мастер-классы, курсы и семинары «Reyki mastership», «School of intergtated Holistic Healing» (3-я степень), «St. Peterburgh Professional Associations International Medicine Alternative Workshop» и т.д. Терапия З.Абдуллаевой построена на диалоге со зрителями и пациентами, на энергетической связи и вибрациях людей, преломленных в музыкальных импровизациях, которые рождаются тут же на глазах. В звуках этой музыки люди видят себя, находят успокоение, выход из тупиков и обретают душевное согласие и здоровье.

 

Корреспондент газеты «Каспiй» попросила Зулейху Абдуллаеву ответить на интересующие читателей вопросы:

 

- Прежде всего, хотела бы поблагодарить вас за вечер в YARAT и благотворную ауру, созданную вами и вашей музыкой, мы обрели огромное внутреннее блаженство и умиротворение! Однако почему в Азербайджане не знают вас и почему вы так редко приезжаете домой?

 

- Я несколько этому удивилась, потому что проводила сеансы музыкотерапии во многих странах Европы, и там реакция людей более непосредственная и открытая. У нас люди не привыкли показывать свои эмоции, они больше держат их в себе, хотя и отличаются эмоциональностью.

Что касается вашего вопроса, меня это очень беспокоит, потому что, можно сказать, меня знает чуть ли не весь мир, а дома - никто, хотя в любой стране, где я бываю, на афишах и в начале сеансов я с гордостью говорю, что родом из Азербайджана. Несмотря на то, что более 22 лет живу в Турции, я не приняла турецкого гражданства, сохранив родное, азербайджанское, хотя официально являюсь признанным турецким министерством здравоохранения музыкотерапевтом. Меня приглашают в больницы и клиники, где я провожу семинары, тренинги и работаю с пациентами. Я часто приезжаю в Баку, практикую сеансы в узком кругу людей, и, конечно же, хотелось бы в более широком диапазоне помочь своим соотечественникам, и для этого нужна инициатива государственных структур. В Центре YARAT я, разумеется, безвозмездно, часто провожу сеансы - и со взрослыми, и с особенными и проблемными детьми, которые посещают этот центр. Меня часто приглашают в другие страны и разные города Турции, я участвую на международных научных конференциях и симпозиумах. Международный форум ISME два года назад должен был состояться в Турции, но по причине террористической опасности в этой стране было решено провести его в более безопасном и стабильном Азербайджане - представьте, как наша страна знаменита своей стабильностью и безопасностью! Однако у себя на Родине это было моим первым официальным научным выступлением, которое имело огромный успех. Я родилась в семье учителей и для меня Учитель - это существо священное, но, к сожалению, мой научный руководитель, к которой я испытываю большую любовь и благодарность, много лет назад не признавала научную эффективность моей диссертации о древней музыке азербайджанских дервишей. И что удивительно, на конференции, когда я говорила с ней уже с позиции признанного и известного ученого, она вновь подвергла сомнению мои исследования по музыкотерапии.

 

- Что заставило вас исследовать столь необычную тему музыки бакинских дервишей?

 

- В советское время диссертацию по теме азербайджанской дервишеской музыки и саму тему не хотели принимать и признавать, считая, что такой музыки отродясь не было и нет. Еще раньше моя дипломная работа была посвящена музыкальной культуре древнего бакинского селения Гала, где я часто бывала в детстве и видела древние склепы, усыпальницы и захоронения. Они словно разговаривали со мной, снились мне, будоражили воображение. В то время я часто выступала в передаче АzТV «Караван» и рассказывала о них. Я всеми силами отстаивала эту тему, но преподаватели называли это авантюрой, мол, никто в Гала не живет и там нет никакой культуры. Вооружившись огромной камерой, в сопровождении отца я отправлялась туда, снимала и расспрашивала старожилов, которые сообщили, что есть старый пастух, пасший овец знаменитой породы из Гала, игравший на свирели, и он знает песни дервишей. Старик находился при последнем издыхании и был очень немощным, но после моих настоятельных просьб он сыграл мне мелодию, которую наигрывал в молодости для своих овец, заметив, что кроме него, никто больше не знает этой музыки, и он последний. Но потом он посоветовал мне найти в селениях Кюрдаханы, Говсаны и Тюркан конкретных людей, которые смогут помочь мне. Так появилась ниточка, которая и привела меня к настоящим бакинским дервишам.

 

- Понятное дело, что атеистическая советская идеология считала дервишей отсталым пережитком прошлого и служителем религии, но, кажется, вы были непреклонны в своем решении, не так ли?

 

- Это было свято для меня! В качестве музыковеда я исследовала весь материал, который собрала, написала дипломную работу, и продолжала изучать и собирать музыку дервишей для кандидатской диссертации. Добиться утверждения этой темы было невероятно сложно, приходилось обивать пороги многих инстанций, разъяснять, убеждать, просить, доказывать. Очень было трудно… вместе с тем, я радовалась, что у моего народа есть такая древняя культура, которая не умерла, а живет до сих пор. В то время, в конце 80-х - начале 90-х, мне на глаза попался московский научный журнал о творчестве Джуми и танцах кружащихся дервишей «Сяма». Это тоже был мощный импульс для продолжения моих исследований. Было очень обидно, что в братской Турции гордятся этим искусством и открыто пропагандируют его на весь мир, а у нас при его наличии зарывают в землю и не признают. Я нашла эти образцы, но профессора в консерватории говорили: займись серьезным и более стоящим делом, зачем тебе это. Но я не отступала, нашла нужных людей в селениях, которые приняли меня очень хорошо и согласились раскрыть мне свои знания.

Был древний старик по имени Азизуллах из Кюрдаханы, он пел дервишеские песни и рассказывал, а я, счастливая, записывала с его слов, получилось целых две кассеты. Однако, когда в консерватории я хотела показать записи учителям (которые не поверили мне, потому что до меня туда ходил один педагог, и ему сказали, что таких людей нет и в помине, - понятное дело, что в советское время люди боялись говорить об этом и всячески скрывали), обнаружилось, что никакой записи нет...

Старики были переполнены древними сакральными знаниями, они буквально перевернули мою жизнь и наполнили ее глубочайшим смыслом. Я прикоснулась к вечным истинам, ко всему тому, чего я не знала. Дервиши приняли меня как родную дочь и были рады поделиться своими знаниями, но когда к ним приходили другие люди и допытывались, знают ли они дервишей и есть ли они вообще, они все отрицали, ведь в советское время они работали в государственных учреждениях. Но я помню, как в детстве недалеко от мечети Тазапир по улицам ходили и пели дервиши, жители подавали им еду и одежду, которой они в свою очередь делились с нуждающимися. Я много читала о них, мне нравилось в них все - и образ жизни, и этические правила общения, и мудрое мировоззрение. Наутро, когда я вернулась к тому дервишу и сказала, что запись не получилась, он спокойно ответил мне: а разве ты попросила у меня разрешения? Представляете, какое это воспитание для молодой девушки? Никогда не забуду! Нужно за все спрашивать разрешения. Воровство - это не только то, что берется без разрешения и кладется в карман. В понимании дервишей даже одним взглядом можно совершить кражу…

 

- Они поделились с вами своими знаниями и опытом, и для этого нужно было испросить их согласия. Например, для того, чтобы совершить паломничество к храму Его Светлости имама Резы, нужно сначала посетить его сестру, Ее Светлость Масуму, испросить ее разрешения и лишь потом направиться в Мешхед, а иначе в дороге вас ждут разного рода неудачи, и вы не сможете доехать до храма…

 

- Совершенно верно. Я, не задумываясь (не спросив на это их согласия), включала магнитофон и слушала их речи, которые они произносили с удивительной щедростью. Я поняла тогда, что на все должно быть согласие свыше, тем более на получение таких сакральных и древних знаний, и это согласие должно быть во всех делах, а когда его нет, дела не идут. Произносимые нами слова «Иншаллах», «Аллах гойса» - не простые, в них содержится глубокий смысл, почтение и поклонение Всевышнему. Мне стало очень стыдно, извинившись, я попросила согласия древнего старца на запись. Вот так я собрала огромнейший материал по бакинским селениям. Говорят, когда растет рисовый колосок, Всевышний знает, в чей желудок попадет каждое его зернышко. Я объездила полмира, но такого духовного и материального богатства, как у азербайджанского народа, я не видела нигде, и они беспредельны!

 

Продолжение следует

 

Афет ИСЛАМ

Каспiй.-2020.- 23 января.- С.12.