Путь, щедро усыпанный цветами…

 

Некогда маленькая девочка из Баку покорила Большой театр песней «Джуджалярим»

 

Кто-то из классиков сказал: путь, усыпанный цветами, не приводит к славе. Возможноо бывают и исключения,одно из которых–творческий путь заслуженной артистки Азербайджана, известного флориста Сугры Багирзаде. Недавно во Дворце Ширваншахов прошла ее персональная выставка, приуроченная к 75-летию художника.

 

Еще в далеком детстве, в 1959 году, в рамках Декады азербайджанской культуры в Москве она с большим успехом исполнила на сцене Большого театра песню «Джуджалярим» известного азербайджанского композитора Гамбара Гусейнли. Это стало истинным триумфом маленькой девочки из Баку, покорившей зрительный зал главного театра страны своим уникальным голосом и неподражаемым артистизмом. Следом из Москвы поступил заказ на запись «Джуджалярим» в ее исполнении на пластинку «Лучшие детские голоса мира» Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия», в которую, кстати, была включена и неаполитанская песня в исполнении Робертино Лоретти.

 

Позже талантливая солистка детского ансамбля попадает в загадочный мир кино ее первые шаги в этом направлении также оказываются довольно успешными. И вот маленькая Сугра, обласканная зрительским вниманием, уже на пике славы, огорчает лишь одно: подаренные цветы так быстро теряют красоту и свежесть. Девочка очень старалась продлить им жизнь –возможно, это и стало началом ее увлечения флористикой, о которой она пока ничего не знала. С годами детское увлечение переросло в профессию, и в цветочных панно юной художницы все чаще стали прослеживаться конкретные сюжетные линииегодня аудитории поклонников своего творчества Сугра Багирзаде больше знакома как талантливый художник-флорист, нежели киноактриса.Именно так она была представлена на своей персональной выставке во Дворце Ширваншахов в честь ее 75-летия, где ее вновь встречали цветами.

 

В этот памятный день мы попросили юбиляршу оглянуться на пройденный путь и рассказать о роли цветов в ее яркой творческой биографии.

 

–Помните ли вы первый букет, подаренный вам зрителями?

 

– Первый букет я не помню, к сожалению, помню только, что цветов было очень много после каждого моего выступления. Я всегда любила цветы и еще будучи подростком создавала из них необычные композиции. Конечно, на тот момент это было просто хобби, но с годами стала заниматься этим уже на профессиональном уровне.

 

– Кстати, в юности вы достаточно удачно дебютировали на экране и могли надеяться на успешную карьеру в кино. Но все же современному зрителю вы больше известны как флористем вы сами себя считаете – актрисой или художником?

 

– Я всегда была и остаюсь прежде всего инженером-технологом высокомолекулярных соединений – эту специальность получила по окончании химико-технологического факультета Азербайджанского государственного университета нефти и промышленности, который в те годы именовался АзИНЕФТЕХИМ, после чего пошла инженером на киностудию «Азербайджанфильм» им. Джжаббарлы в лабораторию техобработки пленки. Хотя должна сказать, что кино в моей жизни появилось значительно раньше: впервые я снялась в фильме будучи ученицей 8-го класса средней школы.

 

Это был короткометражный художественный фильм «По улицам и дорогам» режиссера Зейнаб Кязимовой. После этого в 1962 году режиссер Агарза Гулиев пригласил меня в фильм «Улдуз» на роль Етар. Потом были «Лев ушел из дома» и «Ловушка» Расима Исмайлова, «Яблоко как яблоко» Арифа Бабаева, «Расстрел отменяется» Алекпера Мурадова и другие кинолентыеоднократно участвовала в дубляже фильмов. Но большую часть времени, конечно, занималась цветами.

 

– С какими чувствами вы впервые представили свои работы в жанре флористики на суд зрителей и сильно ли «повзрослело» ваше отношение к презентации своих работ за эти годы?

 

– Мне кажется, что авторы всех творческих проектов, представляя на суд зрителей свои работы, испытывают одинаковые чувства, и это нисколько не зависит от их «взросления» в профессиональном плане. Это тот самый волнующий момент, когда наблюдаешь за зрительским восприятием своего детища, в которое ты вложил всю душу. Свои картины я впервые представила в Союзе кинематографистов Азербайджана, членом которого являюсьа презентацию были приглашены наши режиссеры, актеры, операторы, художники – вся кинематографическая общественность столицы. Безусловно, я очень волновалась, ведь это был как бы мой «первый бал».

 

К счастью, все очень тепло приняли мои работы, и это вдохновило меня на другие проекты. С тех пор прошло много лет, но сегодня я испытываю те же чувства на открытии каждой своей выставки, особенно в своем родном городе, среди друзей, родных, которые способны тонко прочувствовать каждый нюанс в моих разноплановых работах.

 

– Что вы можете рассказать о знакомстве зарубежного зрителя с вашим творчеством, которое, как известно, не раз высоко оценивали за пределами страны?

 

– Я принимала участие в выставках в Санкт-Петербурге, Риге, Париже и Ницце, в Англии, Японии, Китае, Малайзии, Новой Зеландии…

 

– География довольно обширная.

 

– Да, а началось все в 2003 году в Санкт-Петербурге, где я познакомилась с зарубежными мастерами этого жанра, членами Всемирного совета флористов. Посмотрев мои альбомы, они оценили их по достоинству и позже сами сообщили об этом Всемирному совету. А уже в августе 2004-го я получила приглашение принять участие в проходящем в РигеXXI саммите Всемирного совета флористов с участием мастеров этого жанра из девяти стран – Японии, Голландии, Индонезии, США, Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, Гонконга и Азербайджана. До начала саммита организаторы и участники мероприятия ознакомились с моей персональной выставкой, которая вызвала большой интерес специалистов, и я получила сертификат за новое профессиональное направление во флористической индустрии.

 

В том же месяце в Санкт-Петербурге проходила Международная выставка аранжировщиков цветов, посвященная 300-летию Петергофа, куда я представила свои работы под названием «Подношение другу Петергофу» и оказалась в числе четырех награжденных участников. Кстати, удостоена также медали Леонардо да Винчи, учрежденной Европейской Академией естественных наук, орденов «Пользы, чести и славы», «Долг и Честь» Совета по общественным наградам Организации Объединенных Наций за заслуги в сфере культуры, международной медали «Золотая звезда», звания «Человек года в области культуры в тюркском мире» и медали «Терегги» за заслуги в сфере культуры тюркского мира.

 

– Это прекрасно, что длительный простой в развитии азербайджанского кино был заполнен для вас яркими культурными событиями. А по съемкам не скучали?

 

– Скучала, конечно, ведь это был очень сложный период для каждого актера. И единственным спасением для меня были цветы, за что я им бесконечно благодарна. Именно они дарили и по сей дарят мне свободу и возможность самовыражения, без которых жизнь художника просто немыслима. Для меня флористика – это момент откровения, стремление наладить со зрителем диалог, в котором я раскрываю всю гамму своих мыслей, чувств, мироощущений. В своих работах я всегда стараюсь призвать к размышлению, и если это удается, значит, мое творчество востребовано. Именно это я считаю самой высокой оценкой своего труда.

 

Лала Багирзаде

 

Каспий.-2022.- 4 июня.- С.16.