Его судьба – быть первым

 

Имя доктора искусствоведения Адиля Газиева – неотъемлемая часть НАНА

 

Март – месяц памяти замечательного азербайджанского художника Адиля Газиева, оставившего выразительный и самобытный след в истории национальной культуры.

 

Есть люди, почитаемые в среде специалистов, но несправедливо обойденные вниманием широкой публики. Таков Адиль Газиев, родившийся 24 марта 1906 года в Нахчыване и оставивший после себя богатейшее наследие и как талантливый художник, и как ученый. Именно с наукой чаще всего связывают имя этой незаурядной личности. Его авторству принадлежат статьи и монографии по многим темам в области изобразительного искусства.

 

Профессор и редактор

 

Ему было присуще глубокое научное отношение к художественному наследию азербайджанского народа, где для него не было проходных тем. Исследовательская деятельность Адиля Газиева самым широким спектром раскрыла историю древней книжной культуры и каллиграфии, миниатюры, декоративно-прикладного искусства. Его можно смело вывести в основоположники отечественной науки искусствознания ХХ века и яркого пропагандиста азербайджанской культуры, ведь многие его публикации были на русском языке.

 

На его трудах выросло не одно поколение специалистов, многих из которых он воспитал, будучи научным консультантом молодых искусствоведов и научным редактором издаваемых профильных книг. По сей день результаты его исследований не теряют своей актуальности, а специалисты дают им высокую оценку. Имя доктора искусствоведения, профессора Адиля Газиева – неотъемлемая часть Национальной академии наук Азербайджана, где он проработал с момента ее основания в 1945 году до последних своих дней (31 декабря 1972 г.) как старший научный сотрудник и заведующий отделом Института архитектуры и искусства.

 

Путь в искусство

 

Блестящее знание искусства закладывалось в далекой юности, когда судьба столкнула Адиля Газиева с Бахрузом Кенгерли, ставшим позднее его близким другом и сыгравшим большую роль в определении дальнейшего пути. «Бахруз Кенгерли написал много портретов и пейзажей, когда мы ездили к нему учиться (1919-1920 гг.), – писал А.Газиев. – Благодаря Бахрузу я также написал ряд удачных акварелей. В 1921 году Кенгерли включил некоторые из моих работ в третью выставку своих работ. Однажды, когда я пришел на выставку, Бахруз сказал мне, что некоторые из моих работ понравились».

 

Под влиянием учителя А.Газиев пробует себя в карикатурах и красках, изредка демонстрируя эти работы на совместных выставках. С высоты времени приходит понимание, что судьба Адиля Газиева – быть первым. В 1925 году он был одним из первых выпускников открывшегося тогда Художественного училища (позже – техникума) в Баку. Уже тогда работы талантливого юноши отличались высоким профессионализмом.

 

Ученик и учитель

 

В 1927-1931 годах учится на художественном факультете Московского текстильного института, образованного в 1919 году, у известных русских художников Сергея Герасимова и Александра Куприна. Тогда же становится членом Союза молодых художников Азербайджана. После окончания обучения вплоть до начала Великой Отечественной войны Адиль Газиев преподает на факультете истории искусств в своей alma mater. В числе азербайджанских студентов, выделившихся своими знаниями и умениями среди сверстников, при поручительстве преподавателей продолжает собственное обучение в аспирантуре института в 1936 году. Но война вносит свои коррективы, Газиев возвращается на родину и занимается преподавательской деятельностью в Азербайджанском художественном училище, где получил первое среднее образование в Баку. Позже он работал заведующим художественным отделением Бакинского госуниверситета.

 

Восхищение родной землей

 

Обучение в текстильном институте наложило свой отпечаток на творчество Адиля Газиева. Многие его графические работы имеют прямое отношение к эскизам тканей и занавесей. Другие охватывают практически все жанры изобразительного искусства. Портреты подтверждают, что живописи художника присуща реалистичность и умение передать свою убедительную цветовую гамму. Порой он утрировал форму, но неизменной оставалась безусловная любовь к нахчыванским пейзажам, которые он ценил как окно в красоту. «Могила Момине Хатун», «Могила Юсифа ибн-Кусейра», «Гора Нахаджир» и многие другие мотивы, написанные им в разные годы, словно гимн восхищения и поклонения родной земле.

 

Особое место в творческом наследии Адиля Газиева занимают черно-белые работы – их графическая гармония обладает уникальной эстетикой, определяющей художественный потенциал автора. В каждом рисунке художник использует контрасты света и тени. Ему удается с тонким ироничным ритмом и гармонией выразить особенности разных человеческих характеров и эмоциональные моменты природных мотивов.

 

Жизнь Азербайджана

 

Не избежал художник и влияния современников – Азима Азимзаде и Алекпера Рзакулиева, которое просматривается в его небольших работах. Перед зрителями предстают привлекательные и убедительные изображения парикмахерской, бани, чайханы. В 1932 году Адиль Газиев представил художественный альбом, собравший 194 иллюстрации, где можно найти и другие мотивы, отражающие национальную жизнь Азербайджана того времени.

 

Одна из обширных коллекций художественных работ Адиля Газиева хранится в Азербайджанском национальном музее искусств, среди них известная картина «Два кузнеца» (1928), оба портрета Бахруза Кенгерли, десятки графических работ. Его художественное и научное наследие обладает вневременным потенциалом в силу своей высокой ценности. Оно навсегда вписало имя Адиля Газиева в историю культурного и изобразительного искусства нашей страны.

 

Татьяна ИВАНАЕВА

 

Каспий.-2022.- 19 марта.- С.15.