Цитадели нашей истории

ШУША

 

Дворцы – это монументальные произведения, призванные выразить значительный статус их владельцев. Отличающиеся своей архитектурой, они на века были рассчитаны олицетворять блеск властителей и вызывать зависть врагов. На этот раз мы расскажем о дворцах Шуши.

 

Внешние и внутренние стены

 

Дворцовая архитектура Шуши стоит в одном ряду со всеазербайджанской архитектурой XVIII-XIX веков. Здесь нет привычных для европейского глаза барочных атрибутов и выглядят эти дворцы на современный взгляд всего лишь как большие виллы. Но все же, для своего времени это были величественные здания, воздвигнутые на естественных возвышенностях и являвшиеся архитектурно-планировочными доминантами города. Для примера можно привести сохранившиеся до наших дней Дворец Ширваншахов в Баку и Дворец Шекинских ханов.

Обнесенные дополнительной каменной стеной с бойницами, эти дворцы были своего рода восточными замками, призванными защитить царствующих особ и их семьи от внешнего врага. «Ич гала» или цитадель была еще и последней точкой обороны города: если враг прорывался в город, люди и войска стекались в цитадель, чтобы защитить себя, своего властелина и принять последний бой.

История строительства ханского дворца Шуши неразрывно связана с историей строительства самой крепости. География шушинского плато позволяла окружить оборонительными стенами лишь северную и восточную его часть. Для безопасности крепости этого было достаточно. Соответственно в первую очередь осваивалась северо-восточная часть плато. Здесь и были построены частично сохранившиеся до наших дней стены города со знаменитыми Гянджинскими воротами. Чуть выше на возвышенности были построены дворец Панахали хана и второй периметр стен.

 

Ханский дворец и село

 

Из-за стратегических выгодных качеств шушинского плато цитадель Панахали хана и оборонительные стены крепости возводились практически одновременно. В 1752 году возведение крепости и дворца было завершено и сюда переместились ханская семья и приближенные, а также служилый люд. 

В двухэтажном здании дворца располагались многочисленные комнаты, в том числе большой Т-образный парадный зал на втором этаже. Он играл роль как композиционного центра здания, так и роль тронного зала при приеме гостей. Подъёмные окна были сделаны в виде традиционного для Азербайджана орнамента шебеке. Отсюда открывался прекрасный вид на долину и дорогу вплоть до Аскерана. В краткие сроки к подножью плато были перенесены пашни и пастбища, которые вместе с крестьянами превратились в ханское село – Ханкенди.

Позднее к дворцу Панахали хана были пристроены дворец Ибрагим-Халил хана и его внучки Хуршудбану Натаван.

Побывавший в XIX веке в этих краях известный русский художник Василий Верещагин был поражен открывшейся перед ним красотой и описал увиденное в нескольких произведениях.

В советское время во дворце и прилегающих постройках был создан детский оздоровительный центр. Сюда приезжали лечиться от туберкулеза дети со всего Союза.

После оккупации Шуши армянскими вооруженными формированиями дворец Панахали хана, равно как и окружающие постройки были разворованы и разрушены. Сегодня дворец представляет из себя унылое зрелище: крыша и стены частично обвалились, перекрытие между этажами разрушено, там и тут прямо из стен растут кусты. Однако вид из окна на Ханкенди и долину, как и две сотни лет спустя, завораживает свой красотой и величественностью.

 

Пробелы историографии

 

В историографии Шуши и Карабахского ханства существуют значительные пробелы. Это связано с утерей некоторых архивов, малой изученностью края в царские времена и вредительством недоброжелателей. Основные исторические сведения о Карабахе XVIII-XIX веков сохранились лишь в произведениях Мирза Джамала и Мирзы Юсуфа Карабаги, а также в чиновничьих отчетах, хранящихся в государственных архивах России.

Известно, что помимо основной цитадели в Шуше существовали и меньшие дворцы и замки. Время и войны не сохранили ни дворец Ибрагимхалил хана, ни дворец Мухаммедхасан-аги Джаваншира, ни дворец Бахман Мирзы Каджара.

Чудом сохранившимся, хотя бы и в полуразрушеном виде, является дворец Гара Беюк ханым. Это явно женское имя не встречается ни в одном из источников. Лишь по одному из свидетельств, оставленных царским чиновником, побывавшим тут в середине XIX века, «замок на вершине горы принадлежал старшей жене Ибрагимхалил хана».

Построенный на отдельный возвышенности, дворец внешне напоминает замок. Правильный четырехугольный периметр со встроенными бастионами создавал преимущества при обороне. Официально датой постройки замка является 1768 год.

Самое удивительное, что при археологических изысканиях были обнаружена каменная табличка, на которой имеется дата возведения сооружения – 1121 год хиджры (1709/10 гг). То есть замок существовал без малого за полвека до строительства самого города. На то указывают и особенности кладки сооружения. Вероятно, что замок был реконструирован и присоединен к цитадели уже во время Панахали хана.

По словам старшего специалиста Института истории НАНА Сабухи Гусейнова, ученые планируют в ближайшее время приступить к археологическим изысканиям на территории Шушинского заповедника, а также предстоит работа в российских архивах.

Намик Гасанов

Каспий - 2022.- 3 сентября.- С.13.