Во имя территориальной целостности Азербайджана

 

Гейдар Алиев решительно противостоял попыткам отторжения горной части Карабаха от Азербайджан

 

Вся политическая биография общенационального лидера Гейдара Алиева пронизана отстаиванием национальных интересов Азербайджана. Так было и в советский период его деятельности, когда он решительно противостоял попыткам Армении присоединить к себе Нагорно-Карабахскую автономную область*.

*НКАО – искусственно созданная в советский период автономия в горной части Карабахского региона АзССР. Ныне эта территория входит в Карабахский экономический район Азербайджанской Республики.

На страже национальной безопасности

Начиная с 1950-х годов Гейдар Алиев занимал руководящие посты в отделе контрразведки КГБ Азербайджанской ССР. В 1960 году он был назначен начальником контрразведывательного отдела КГБ и по долгу службы был в курсе всех событий, вызванных территориальными претензиями Армении к Азербайджану.

В письме подполковника Г.А.Алиева, направленном 20 июня 1962 года в Москву на имя начальника 2-го отдела 2-го Главного управления КГБ СССР полковника В.М.Хамазюка, подчеркивалось: «На территории Азербайджанской ССР учтено около 60 бывших дашнаков и других армянских буржуазных националистов, в основном проживающих в городах Баку, Кировабад (Гянджа – Авт.), Степанакерт (Ханкенди) и Нахчыван». В том же письме Г.Алиев указывал, что «в мае 1962 года в отдел КГБ при СМ Азербайджанской ССР по НКАО поступили данные о том, что некоторые националистически настроенные лица из числа армян, проживающих в Степанакерте и Ереване, используя хозяйственные неполадки в области, распространяют провокационные слухи о присоединении Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР к Армении. Активные распространители этих слухов выявлены и взяты в агентурную проверку».

В январе 1965 года Гейдар Алиев был назначен заместителем председателя КГБ АзССР. В тот момент разворачивался очередной виток антиазербайджанской и антитурецкой кампании в Армянской ССР, приуроченной к 50-летию пресловутого «геноцида армян в Османской империи».

В 1967 году Гейдар Алиев был назначен председателем КГБ Азербайджанской ССР.

Я направлял туда азербайджанцев

После прихода к руководству республикой в июле 1969 года Гейдар Алиев решает укрепить руководство НКАО проверенными кадрами. 12 октября 1973 года состоялся пленум Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана, согласно решению которого Гурген Мелкумян был освобожден от обязанностей первого секретаря и члена бюро Нагорно-Карабахского обкома, а на его место был избран Борис Кеворков, до того работавший первым секретарем Кировского райкома партии в Баку. Он стал первым руководителем автономии, не имевшим карабахское происхождение (он был из Шамахи), занимал пост первого секретаря обкома НКАО дольше всех своих предшественников – 15 лет и был освобожден от должности лишь после начала конфликта в феврале 1988 года.

Гейдар Алиев провел также ряд других кадровых перестановок в руководстве НКАО. Позже он подчеркивал: «Первым заместителем председателя областного совета я назначил азербайджанца. Я направлял туда работать азербайджанцев».

Армянские националисты традиционно поднимали вопрос о пересмотре границ с Азербайджаном в период важных политических перемен или накануне знаменательных событий. Так произошло в 1972 году, когда вся страна готовилась к празднованию 50-летия образования СССР, и в 1973 году, когда в Азербайджанской ССР отмечалась 50-я годовщина образования НКАО.

Один из руководителей Международного отдела ЦК КПСС К.Брутенц писал: «В 1972 году руководство Армении, улучив момент, когда М.Суслов (секретарь ЦК КПСС – Авт.) был в отпуске и секретариат вел А.Кириленко, официально выступило с инициативой о воссоединении Карабаха с Арменией (хотя Карабах всегда был частью Азербайджана – Авт.). Постановлением секретариата руководителям Армении и Азербайджана было поручено совместно изучить поставленный вопрос и предложить его решение... руководители Азербайджана съездили к отдыхавшему в Минеральных Водах Суслову, и тот по возвращении в Москву добился от Брежнева (генеральный секретарь ЦК КПСС – Авт.) указания Еревану «отозвать свою записку», что и было сделано».

Пресекая вмешательство извне

В интервью российскому журналисту Андрею Караулову Гейдар Алиев подчеркивал: «К сожалению, после того как в этой области обострилась ситуация, появилось мнение, что причиной конфликта стало отставание Нагорного Карабаха в социально-экономической сфере и даже якобы неправильное отношение к проблемам НКАО, к его населению со стороны бывшего руководства республики». Однако, отметил Гейдар Алиев, «по показателям социально-экономического развития НКАО превосходила среднереспубликанские показатели Азербайджана и Армении. Экономика области наиболее полное развитие получила именно в 70-80-е годы...».

Во время своего выступления на заседании Милли Меджлиса 23 февраля 2001 года Гейдар Алиев, уже в качестве Президента Азербайджанской Республики, вновь затронул эту тему: «Когда я руководил республикой, – это открыто следует признать, мы создавали Нагорному Карабаху более благоприятные экономические условия, отдавали предпочтение развитию его экономики. Так как постоянно вставал вопрос о том, что якобы в Азербайджане зажимают Нагорный Карабах и армяне там не могут развиваться. Чтобы сохранить целостность Азербайджана, его территории, мы в то время, повторяю, уделяли больше внимания Нагорному Карабаху. Я и сегодня признаю, что делал это, чтобы не дать возможности Нагорному Карабаху, армянам поднимать этот вопрос».

21 марта 1975 года состоялся пленум областного партийного комитета НКАО, вызвавший шквал критики со стороны армянских националистов. Причиной тому стало выступление первого секретаря обкома Б.Кеворкова, заявившего: «Образованием Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР раз и навсегда был решен пресловутый «карабахский вопрос».

Позже Гейдар Алиев вспоминал о последствиях того выступления Б.Кеворкова: «…Националисты вновь подняли головы и начали всевозможные провокации против партийного комитета НКАО, и в первую очередь против Кеворкова. Пошли телеграммы в Москву, в другие регионы, ситуация накалялась. Через два месяца мы встретились в Москве с Демирчяном (первый секретарь ЦК КП Армении – Авт.) и проговорили с ним четыре часа. Я довел до его сведения, что все проблемы НКАО, если они есть, должно решать областное руководство и руководство Азербайджана. А вмешательство отдельных лиц в дела Карабаха может принести лишь вред нашим взаимоотношениям, и мы не можем этого позволить… Ситуация была вновь стабилизирована».

Историческая справка

В 1977 году в стране шла полным ходом подготовка к принятию третьей Конституции СССР. Позже, 10 ноября 1999 года, Гейдар Алиев, принимая в президентском дворце группу азербайджанских писателей, вспоминал о событиях той поры: «В 1977 году принималась новая Конституция СССР. Была назначена Конституционная комиссия, ее председателем был Брежнев, мы были членами комиссии. Я был представителем Азербайджана. Периодически комиссия проводила обсуждения. Их в то время проводил секретарь Центрального Комитета академик Пономарев... Однажды я приехал в Москву на заседание комиссии. Увидел, что поступило значительное количество заявлений о том, что «необходимо вывести Нагорный Карабах из состава Азербайджана и передать Армении». Вижу, Пономарев говорит, что этот вопрос надо вынести на обсуждение комиссии, – армяне и на него воздействовали. Вы понимаете, что означает сам факт вынести этот вопрос на обсуждение комиссии? Еще за день до заседания комиссии я сильно возражал против этого, но увидел, что нет… Я вновь пошел к ныне покойному Брежневу. Сказал ему: что это такое? Этого не должно быть! Он позвонил Пономареву и сказал: сними вопрос».

Как вспоминал академик Играр Алиев, в начале 1978 года Гейдар Алиев вызвал его к себе и сказал: «Армяне подняли перед руководством страны вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении. Надо подготовить основательную справку по этому вопросу». Академик напомнил, что сразу после войны подобная справка была подготовлена по поручению Мир Джафара Багирова (первый секретарь ЦК КП Азербайджана в 1933-1953 гг. – Авт.). «На следующий день Гейдар Алиев вновь принял меня, – вспоминал И.Алиев. – Он протянул мне справку, написанную нами 30 лет назад. В течение месяца я подготовил обширную справку об истории Нагорного Карабаха и представил ее в ЦК. Назавтра основные положения были обсуждены и одобрены на заседании Бюро Центрального Комитета. Позднее я узнал, что Гейдару Алиеву удалось вовремя пресечь очередную провокацию армян против азербайджанского народа».

«Дело» и угрозы

В конце 1982 года Гейдар Алиев был переведен на работу в Москву. В течение почти пяти лет он был первым заместителем председателя Совета Министров СССР и членом Политбюро ЦК КПСС.

Британский исследователь Томас де Ваал в своей книге «Черный сад» выражает убежденность, что отстранение Гейдара Алиева от высшего руководства Советского Союза в октябре 1987 года полностью развязало руки армянам. «Они задумали кампанию по дискредитации азербайджанского патриарха Гейдара Алиева, который, как им представлялось, мог стать главным противником идеи отделения Карабаха и заблокировать весь процесс».

Гейдар Алиев вспоминал, что в 1987 году он получил письмо от одного из армянских активистов – Игоря Мурадяна. Последний обвинял Гейдара Алиева в том, что он мешает присоединению Нагорного Карабаха к Армении. Письмо сопровождалось длинным списком фамилий азербайджанцев и турков, ставших жертвами армянского террора. Тем самым Гейдару Алиеву угрожали: если он не сойдет с пути армян, его ожидает подобная участь.

Тот же Мурадян в марте 1987 года направил письмо на имя кандидата в члены Политбюро, идеолога «перестройки» А.Яковлева, в котором сообщалось о направлении в Верховный суд СССР заявления об иске против Гейдара Алиева, представлении по этому «делу» материала на 600 страниц.

Безусловно, активизации армянских националистов не произошло бы без поддержки со стороны генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева и его армянского окружения в лице А.Аганбекяна, Г.Шахназарова и др. Г.Шахназаров в своих воспоминаниях отмечал, что Гейдар Алиев обвинял его и других армян, близких к Горбачеву, в отторжении Карабаха от Азербайджана.

Как пишет Томас де Ваал, армянским активистам удалось заручиться также и поддержкой Карена Демирчяна. «Нам удалось сделать самое главное – сместить Алиева... Это было очень важно», – отмечал бывший первый секретарь ЦК КП Армении в 1990 году.

Таким образом, Гейдару Алиеву долгие годы удавалось нейтрализовать армянские территориальные притязания. И лишь после его отстранения от позиций в высшем руководстве СССР Армения развязала агрессию против Азербайджана.

 

ИЛЬГАР НИФТАЛИЕВ,

исполнительный директор

Института истории имени

А.Бакиханова НАНА,

доктор исторических наук

 

Каспий.-2023. - 8 июля. - С.8-9.