История незрячего кондитера

 

Тяжкое испытание послала судьба Гюнай Мамедовой. Она потеряла зрение, но не впала в отчаяние, а нашла в себе силы наполнить свою жизнь светом и раскрасить будни яркими красками. О своем удивительном жизненном пути Гюнай рассказала в беседе с корреспондентом газеты «Каспий».

 

У тебя все получится!

 

– Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

 

– В 1996 году я поступила на юридический факультет университета, и уже тогда у меня начали болеть глаза. Не сразу придала этому значение, подумала: ничего страшного, пройдет. С рождением дочери зрение резко ухудшилось, а со временем все стало совсем плохо. Сначала ослепла на один глаз, а потом в моей жизни наступила кромешная тьма. Я навсегда запомнила эту страшную дату: 10 января 2015 года.

 

– Каков был диагноз врачей?

 

– Дистрофия сетчатки глаза, из-за чего произошла атрофия зрительного нерва, а это в свою очередь привело к слепоте. Я долго надеялась на благоприятный исход, объездила немало клиник – на родине и за рубежом, но, увы, безрезультатно. Остановить болезнь было невозможно, она быстро прогрессировала. Сейчас, слышала, появились какие-то новые методы: вживляют чип, благодаря чему человек может что-то видеть. Но это очень дорого, многим не по карману, в том числе и мне.

 

 

 

– Как вы справились с таким жестоким ударом судьбы? Вы ведь не только приняли происшедшее, но и сумели двигаться дальше…

 

– Тяжело вспоминать об этом: была сильнейшая депрессия, мне не хотелось ни с кем общаться, я не отвечала на телефонные звонки – только плакала и… молилась. Когда узнала, что слепота неминуема, попыталась подготовиться к ней заранее. Тогда у меня уже ослеп левый глаз, правый еще видел. Я закрывала его и начинала вслепую заниматься домашними делами – готовила обед, убирала квартиру. Потом открывала здоровый глаз, чтобы оценить результат. Мне казалось, так будет легче привыкнуть, но все равно было очень трудно – в первую очередь психологически. Помогла взять себя в руки мысль о дочери, о том, что я ей нужна. Мать никто не заменит, уж я-то точно знаю – свою я потеряла в 2014-м, за год до слепоты... А еще – месяца через три после потери зрения я увидела необычный сон. Паралимпийский чемпион по дзюдо Ильхам Закиев, который, как и я, незрячий, сказал мне: «Не бойся трудностей, все у тебя получится»...

 

– Сон оказался вещим?

 

– Да, я поняла, что жизнь продолжается и надо идти дальше, несмотря ни на что. Развиваться, ставить цели и достигать их. По моей юридической профессии меня нигде на работу не берут. Мне нужен помощник, и это, к сожалению, отпугивает работодателей. Я стала пробовать себя в других сферах и в 2016 году поступила в медицинский колледж, на факультет «Спортивный и реабилитационный массаж», который окончила с красным дипломом. Тогда я впервые услышала об инклюзивном театре Esa, а уже год спустя активно участвовала в его постановках.

 

 

 

Юрист, актриса, модель…

 

– Расскажите о своей актерской деятельности.

 

– Никогда даже подумать не могла, что стану актрисой. А сейчас у меня несколько ролей в нашем театре и мне есть чем гордиться: в прошлом году наш спектакль Qonşu, где у меня главная роль, занял первое место на Фестивале короткометражных спектаклей 4.4. Члены жюри высоко оценили мою работу и долго не могли поверить, что у меня полная слепота.

 

– Вы ведь еще и модель...

 

– Да, демонстрирую адаптивную одежду для людей с инвалидностью – удобную и комфортную, которая полностью отвечает их потребностям.

 

 

– Разносторонность ваших интересов поражает. Юрист, актриса, модель, а еще – кулинар?

 

– В 2019 году судьба свела меня с социальным предпринимателем Сарой Раджабли, которая поддерживает людей с инвалидностью. Она и предложила мне приготовить сладости на продажу. Предложение застигло меня врасплох: это ведь должно быть не только вкусно, но и красиво! Я долго сомневалась, но в конце концов решила попробовать. Страхи оказались беспочвенными, все получилось.

 

А потом случилась пандемия – корпоративных мероприятий, которые в основном заказывали мои сладости, не проводилось. И тогда Сара Раджабли предложила мне испечь веганские десерты на продажу.

 

– Вам близка философия веганства?

 

– Честно говоря, я тогда об этом ничего не знала, и в моем окружении не было ни одного вегана. Но идея показалась увлекательной, и я начала изучать веганскую кухню. Это было и трудно, и интересно.

 

 

 

Пирожные вкусные и красивые

 

– Какие веганские сладости вы готовите?

 

– У меня есть рецепты, которые я придумала сама, – работа над ними заняла не один день. Постоянно что-то улучшала, дополняла. А веганские продукты, скажу я вам, очень дорогие. Так я придумала уникальный рецепт конфет, которые часто заказывают даже за границу. А еще я пеку веганскую пахлаву и шекербуру, пироги, торты. Помимо выпечки готовлю веганские блюда. Кстати, во время пандемии я получила диплом о прохождении шестимесячных курсов по кулинарии, организованных для социально незащищенных женщин Агентством по обеспечению качества в образовании при Министерстве науки и образования.

 

На экзамене мне пришлось печь эклеры, и все были поражены: незрячая смогла испечь не только вкусные, но и красивые пирожные! А я готовила их впервые, так как всегда считала сложными в приготовлении...

 

– Не было желания попробовать себя в блогерстве – снимать видео своей готовки и выкладывать его в интернете?

 

– Конечно, хотелось бы, чтобы люди увидели, что незрячий человек может готовить не хуже зрячих, мотивировать тех, у кого жизненные сложности, не сдаваться несмотря ни на что.

 

– Проводятся ли у нас кулинарные конкурсы для людей с инвалидностью?

 

– К сожалению, нет. Но существует международное некоммерческое движение Abilympics, в рамках которого в разных странах проходят конкурсы профессионального мастерства среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

– Есть ли в стране кулинарные книги по Брайлю или в аудиоформате?

 

– Есть библиотека для незрячих и слабовидящих, но книг по кулинарии там нет. Было бы здорово, если бы этот пробел был восполнен.

 

– Что вы могли бы сказать тем, кто столкнулся с ситуацией, подобной вашей?

 

– Я бы хотела обратиться в первую очередь к родителям детей с инвалидностью. В стране хорошие реабилитационные центры, педагоги, которые выявляют способности. Не закрывайте своих детей дома, дайте им возможность развиваться, получить профессию, жить полной жизнью.

 

– И последний вопрос: кем вы себя видите в дальнейшем?

 

– У меня много желаний... Например, мечтаю вести свою передачу на телевидении или в один прекрасный день стать народной артисткой...

 Елена Малахова

 Каспий.- 2023.- 14 июля.- С.10.