Воссоединившись с вечностью

11 июля в возрасте 88 лет ушел из жизни народный художник Азербайджана Фазиль Наджафов, один из первых представителей авангарда в отечественной скульптуре.

 

 Поистине творческий человек, Фазиль Наджафов хоть и получал награды и премии, но совершенно не зависел от официального признания. Он был непременным участником всех всесоюзных и международных выставок, его работы хранятся в Третьяковской галерее, Музее Востока в Москве, в Музее современного искусства в Баку, в частных коллекциях во многих странах мира. Но самым важным для него было иметь возможность делать то, что хочется…

 

 

Суровые нефтяники

 

Фазиль Наджафов окончил скульптурную мастерскую Н.В.Томского – президента Академии художеств СССР, профессора Московского государственного академического института имени В.Сурикова. Вуз окончил, но диплом не получил. Комиссия, принимавшая дипломную работу Фазиля, вынесла вердикт: «работа не соответствует ни идеологическим, ни академическим нормам советского искусства».

Диплом он защищал в 1961 году, в советском искусстве как раз начал развиваться так называемый «суровый стиль», противоположный приглаженному и псевдооптимистичному искусству сталинской эпохи. Фазиль создал монументальную композицию, изображающую трех нефтяников, словно сошедших с полотна Тофика Джавадова «Нефтяники»: та же смелая и свободная лепка, монументально решенные фигуры, в гипертрофированных брутальных пропорциях – невероятная сила.

Эскиз высотой два метра потряс преподавателя, который понимал: смелая и не соответствующая академическим критериям работа вызовет неожиданный резонанс, и последствия могут быть серьезными не столько для самого студента, сколько для его наставника. Он предложил Фазилю уничтожить работу и вылепить простого и понятного пионера, чтобы благополучно получить диплом. Тот предложение отклонил и, оставив своих нефтяников в Москве, вернулся на родину.

 

Эхо эпохи

В Баку Фазиль сразу получил светлую просторную мастерскую и его тут же вовлекли в художественный процесс, дав крупный госзаказ, который он выполнил в свойственной ему манере. Язык его отличался новаторством и яркой индивидуальностью и явно выделялся на фоне мейнстрима. Однако его талант был признан, и окрыленный Фазиль работал неустанно и плодотворно. Он сблизился с художниками андеграунда, вместе они познавали настоящую жизнь и искали свой путь в искусстве.

 

Смело экспериментируя с разными модернистскими направлениями, нащупывая свою пластическую форму, он забывает о реалиях дня. Так, получив очередной серьезный госзаказ на оформление фасада Дома актера, он создает монументальные рельефы в духе абстракционизма. Такого вольнодумства власть простить не могла. После недолгих совещаний на самом верху было принято решение демонтировать рельефы – с той же аргументацией, с которой скульптора когда-то лишили диплома…

 

Этот эпизод отрезвил скульптора, столкнув его лицом к лицу с действительностью. Ведь родился он в страшную эпоху сталинских репрессий. Его семья, до революции считавшаяся преуспевающей, пережила ужасы коллективизации, лишившись и материального, и духовного богатства. Рушились мечети и церкви, а вместо храмов поднимали памятники вождям революции. У людей отнимали веру, лишали дома, жестоко расправлялись с образованной интеллигенцией, ссылая в Сибирь или расстреливая без суда и следствия. А потом тяжелые годы Второй мировой войны…

Все эти события художник пропустил через свое сердце. Композиция «Эхо эпохи» воплощает образ униженного и раздавленного, вставшего на колени народа, в безмолвии которого словно звучит внутренний хор. Фигуры тесно прижаты друг к другу, и тем не менее не растворяются в безликой толпе. В глубине внешне покорной массы зреет взрыв.

 

 

 

От камня к бронзе

 

На протяжении долгого творческого пути Фазиль Наджафов легко лавировал между фигуративным искусством и абстракцией, следуя от упрощенных форм архитепических символов к монументальным классическим образам. Не разрывая связи с наследием прошлых веков, он сумел создать свой собственный, современный язык в искусстве.

 

Его излюбленным материалом был абшеронский песчаник – мягкий, теплый и податливый, в самой фактуре которого заключена энергия и красота любимого художником края. По словам мастера, при первом же взгляде на кусок камня он уже видел заключенный в нем образ – ему оставалось лишь выпустить его на свободу, следуя своему чутью. Много лет проработав с камнем, он обратился и к другим материалам, в частности к бронзе. Шутил: пора, мол, переходить из каменного века в бронзовый.

 

Скульптура «Утро» стала в творчестве Фазиля Наджафова квинтэссенцией, отразившей его мировосприятие и философию жизни. По мощи своего пластического решения она в одном ряду с мировыми шедеврами. Перед нами образ матери-земли, вобравшей в себя живительные соки молодости, буйное цветение и тяжесть созревшего плода. Эта «палеолитическая Венера», олицетворяя идею плодородия, несет энергетически мощное женское начало, в котором сокрыты тайны мира. В лице прекрасной Девы читаются гармония и покой, как на изображениях древнеегипетских сфинксов или дальневосточных будд. Несмотря на внушительные размеры скульптуры и ее монументальные формы, в ней присутствует необъяснимая легкость и материальная достоверность, скульптор словно убеждает зрителя в ее реальности. Кажется, что Дева чуть присела, подставив лицо солнцу, и, вырвавшись из плена сыпучего камня, обрела вечную свободу.

 

Самым большим достижением в жизни Фазиль Наджафов считал свои удачные работы, к которым был очень привязан. Живущие во дворике его мастерской, обдуваемые порывистым бакинским ветром, они неподвластны ветру времени, унесшему в вечность их создателя. Достойные украсить любой город мира, они ждут, когда придет их время явить себя людям.

Каспий - 2023. - 15 июля. - С.13.