Без грифа «секретно»

 

На сцене ТЮЗа – 1937 год, «аттракцион неслыханной жестокости»

 

Сегодня привлечь внимание зрителя темой сталинских репрессий весьма непросто, а тем более – молодого поколения. Однако спектакль Kodadı «V.X.A» главного режиссера Азербайджанского государственного ТЮЗа Мехрибан Алекперзаде вызвал большой резонанс именно среди молодежи столицы.

Дело №1937

Новая работа режиссера посвящена суровому этапу жизни Шукрии Ахундзаде, супруги автора слов Государственного гимна Азербайджана, известного поэта и писателя Ахмеда Джавада, расстрелянного в 1937 году, а также памяти 26 тысяч узниц сталинских лагерей.

Знакомство зрителя со спектаклем началось с пролога, который удачно заменил небольшой буклет/программка, напечатанный в виде уменьшенной копии папки из архива НКВД Азербайджанской ССР. И вот прозвучал торжественный бой курантов на Спасской башне Кремля, а вслед за ним – позывные радиостанции «Маяк». Так на территории всей страны «от Москвы до самых до окраин» начинался каждый новый день строителей коммунизма, которые жили и трудились, наивно веря в обещанное им светлое будущее. Но была и другая реальность, оказаться в которой мог каждый, кто осмелится назвать утопией далекоидущие планы советской системы.

Неожиданно в пространство сцены подобно огненному смерчу врывается товарный состав, в котором людей отправляют в пропитанные дыханием смерти и пыток лагеря ГУЛАГа. На календаре суровый 1937 год, в одном из вагонов поезда – 37 ни в чем неповинных женщин, членов семей известных представителей азербайджанской интеллигенции, объявленных «врагами народа».

Шукрия Ахундзаде, Джейран Байрамова, Айна Султанова, Дильбер Ахундзаде, Панфилия Танаилди, Говсар Сеидбейли, Анна Киселева, Шовкет Мамедханова, Гюллю Джамалбекова – вот далеко не полный перечень узниц, привлеченных к уголовной ответственности по приказу №00447 народного комиссара внутренних дел СССР Ежова. В архивах НКВД каждая из них числилась под кодовым именем и порядковым номером. Кстати, название спектакля – Kod adı «V.X.A» в переводе на русский язык означает: «Кодовое название – СПР», где аббревиатура расшифровывается как «Семья предателя Родины».

Дальнейшее развитие сюжета явно не для слабонервныха сцене чудовищные фрагменты обжигающей правды о том, каким пыткам подвергались эти женщины в жерновах сталинской репрессивной машины. Унизительные процессы дознания, физическое и моральное насилие изощренными методами, нечеловеческие условия содержания, пытки голодом, надругательства в обмен на глоток воды… Так этих женщин пытались заставить подписать доносы на своих мужей. Тщетно! Временами они казались зрителю ожившими призраками из прошлого, которые пришли в этот мир, чтобы донести до нас всю правду об ужасах той демонической эпохи.

В лучших традициях сталинизма

Идея спектакля Kod adı «V.X.A» родилась в процессе многолетнего изучения М.Алекперзаде исторических и психологических аспектов репрессий 30-х годов минувшего века. Итогом этого труда стало монументальное сценическое произведение, в котором автор раскрыла истинную суть и сверхзадачу инициаторов этой чудовищной акции, направленную якобы на борьбу с врагами развивающегося социализма.

В своей новой постановке режиссер делится собственным взглядом на проблему репрессий и ребром ставит вопрос: что в ту пору было основополагающим в деятельности адептов сталинизма – интересы государства или сам процессоторый давал им возможность безнаказанно избавляться от неугодных? В их числе, как правило, оказывался цвет интеллигенции, которая априори должна быть в авангарде политических процессов в стране, – фактов об этом в архивах хватает. И для продолжения преступной политики преследования инакомыслящих, разумеется, было необходимо методично внедрять ее в сознание подрастающего поколения.

И вот в сюжетную канву спектакля удачно вплетаются документальные кадры выступлений советских пионеров: юные граждане страны приносят клятву верности партии и обещают достойно продолжать ее политический курс. Именно так режим пестовал своих истинных героев павликов морозовых, иванов, не помнящих родства, которые пользовались особыми привилегиями в обществе.

В продолжение темы автор предлагает разграничить истинную суть понятий «верность» и «предательство» с точки зрения идеологов коммунизма и с позиции общечеловеческой морали, для чего в спектакле противопоставляются нравственные координаты жен «врагов народа», которых система предала, и мораль тех, чьи понятия о верности и предательстве формировались в лучших традициях сталинизма.

Кстати, тема предательства удачно раскрыта и в сценографии спектакля (художник-постановщик Мустафа Мустафаев, автор графики, монтажа и вербатима Беньямин Саилов).

Светлой памяти жертв

Ближе к финалуна портал сцены направляется проекция известной фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, которая плавно трансформируется в яркий советский плакат с портретом «отца народов»в одном ряду с партийными бонзами тех лет. Этот удачный штрих невольно погружает зрителя в философские размышления, по итогам которых в памяти остается лишь образ Иуды Искариота. Респект авторам идеи!

Спектакль Kod adı «V.X.A» можно назвать лучшим посвящением светлой памяти жертв сталинского террора. В нем автор, оставаясь верной собственной гражданской позиции, сумела доказать, что главной мишенью политических репрессий были именно яркие представители азербайджанской интеллигенции, уничтожая которых, система добивалась полного обезличивания нации. К тому же представив вниманию общественности без грифа «секретно» документальную драму об этих трагических событиях прошлого, М.Алекперзаде доказала истинный героизм азербайджанских женщин, которые сумели, пережив все кошмары «аттракциона неслыханной жестокости», выстоять благодаря собственной силе духа и верности нравственному кодексу своего народато и возвело их на пьедестал бессмертия.

 

Лала Багирзаде

 

Каспий.-2023. - 11 марта. - С.13.