Взлететь на «Седьмое небо»

 

В Музее ковра пройдет персональная юбилейная выставка Инны Костиной

 

Взлететь на «Седьмое небо» приглашает нас заслуженный художник Азербайджана Инна Костина. Так называется ее персональная юбилейная выставка, которая пройдет в Азербайджанском национальном музее ковра с 10 марта по 10 апреля.

Инна Костина с огромной творческой отдачей пишет и крупноформатные холсты, и расписывает нежный шелк, причем очерченный круг тем у нее плавно перетекает с полотен на шелк и обратно, она словно пробует разные художественные и технические возможности, чтобы вновь и вновь возвращаться в свой зачарованный мир.

В этом проекте зрителю дается возможность увидеть творчество Инны Костиной в ее излюбленной технике – искусстве росписи по шелку, батике, к которому у нее особо трепетное отношение. Много лет она занимается исследованием традиционного азербайджанского платка – келагаи, его орнаментов и композиций, сочетаний цветов, фактуры шелка. Инна Костина была одной из первых, кто совместно с Реной Ибрагимбековой, восстановившей традицию производства и ношения баскальского келагаи, разрабатывала новые композиции и орнаменты, погрузившись в сакрально-метафорический мир с головой и как художник, и как исследователь. Ее любовь и увлечение переросли в коллекционирование и эксперименты совмещения традиционного келагаи и авторских работ по шелку.

Новые сады

«Седьмое небо» – своеобразное продолжение выставки «Сады земные, сады небесные», на которой Инна Костина представила премьерные крупноформатные полотна, изображающие пышные сказочные сады, давшие название вернисажу, загадочно безлюдные, но при этом напоенные жизнью и сверхъестественной силой.

Художник представляет свою новую живописную работу из «садовой» серии как своеобразный вход в зачарованный сад, настраивающий зрителя на вибрации этого камертона. Ведь работы в батике – это волшебство в деталях, прописанных с любовью и мастерством, это словно под микроскопом увеличенные фрагменты живописных садов и подсмотренная в этой буйной растительной роскоши жизнь дивных красавиц, гордых и неприступных, мечтающих о любви, взывающих к ней, будоражащих своей чувственностью и скрытой страстностью – дев-симургов.

Райские кущи

Инна Костина обыгрывает тему райских кущ и населяющих их симургов в разных композиционных эффектах – то строя композицию строго симметрично снизу-вверх, от плотного, покрывающего все пространство рисунка к облегченному, растворяющемуся в шелке пространству. Прекрасные симурги фронтально обращены к зрителю иастыв, словно разрешают рассмотреть себя; в другой композиции в райских кущах мелькают их образы, едва уловимые и оттого еще более загадочные; в третьей – мы видим монументальную фигуру Девы Симург в профиль, занимающую все пространство крупным планом и демонстрирующую свою красоту и величавость. Этот портрет великолепен!

Живописная манера в батике достигается довольно сложно – нюансы цветовых переходов, светотень, делающие портрет реалистичным. Летящий в бездну любви юноша безнадежен, невзирая на остроту своего кинжала, под натиском ее взгляда он становится все меньше и меньше, и даже роскошное древо, прорастающее между ними гранатовой кроной, не может удержать его от неминуемой гибели в водовороте недосягаемой любви.

Взгляд кинематографиста

Инна Костина по образованию – художник кино, и ее взгляд кинематографиста ощущается в компоновке композиций, особенно в сериях работ. Их необходимо воспринимать в едином пространстве – тогда создается впечатление разворачивающейся в драматургии одной истории: каждая работа отличается настроением, эмоциональным наполнением, серия захватывает своей многоплановостью и красноречием в деталях. Художник в каждой композиции заостряет внимание на символах-знаках: вот луна-солнце в виде цветущего «инь-янь», в витиеватой, виртуозно закрученной цветочной вязи которого угадываются образы влюбленных симургов. А вот раскидистая крона гранатового дерева – символа любви, плодородия, искушения, тянущаяся выше облаков, на которую приземлился Симург и застыл на мгновение, чтобы встретиться с нами взглядом… А вот слившиеся в поцелуе симурги, парящие на крыльях любви на седьмом небе, как продолжение сквозной в ее творчестве темы поцелуя, которой посвящена целая серия полотен, изобилующая многозначной символикой.

Пограничность миров

Декоративно прописанные композиции, рисунок, очерченный золотым контуром, и витражные прозрачные краски соседствуют с реалистично прописанными портретами симургов, создают фантасмагорическое состояние, еще более подчеркивая пограничность миров. Тут сходятся воедино мир вымышленный, идеализированный, с реальным – и эти загадочные миры находятся как бы вне времени. Сквозь кружево тонкого вымысла вдруг проступает привычное нам измерение, но оно выглядит столь же недосягаемым, сколь узнаваемым…

Выставка «Седьмое небо» – юбилейная, однако не отчетная и не этапная. Она являет собой продолжение развития тем и творческих наработок художника, находящегося в плену своих фантазий и грез, как в заколдованном лесу, из которого не выбраться. Но попасть в зачарованный сад могут не все: надо найти в себе, в своей душе дверцу, которая приведет вас хоть на мгновение в мир грез и мифических симургов, а может, вам повезет взмыть выше облаков. Этому, собственно, и должна способствовать сила настоящего искусства.

 

Ширин Меликова

 

Каспий.-2023. - 11 марта. - С.15.