Рижский «Дарьянур»: воссоздание прошлого

 

Азербайджанский национальный музей ковра в сотрудничестве с Центром мемориальных музеев Латвии разработал и воплощает в жизнь проект «Воссоздание ковра из дома-музея Яниса Акуратерса».

 

 

 

Переговоры об этом между Азербайджанским национальным музеем ковра (АНМК) и Центром мемориальных музеев Латвии (в состав которого входит и дом-музей Яниса Акуратера) длились несколько лет. В итоге было принято решение о воссоздании упомянутого ковра силами специалистов АНМК на основании черно-белых архивных фотографий, предоставленных мемориальным музеем Яниса Акуратерса.

 

 

С вопросами об истории этого ковра, а также зарождении идеи самого проекта мы обратились к директору АНМК Ширин Меликовой. Она ответила подробным рассказом: 

 

– Будучи в Риге, я по приглашению моего большого друга Майры Валтере, директора дома-музея известного латвийского писателя и политического деятеля Яниса Акуратерса (1876–1937), посетила этот дом-музей. Вообще очень люблю дома-музеи и по возможности их посещаю. Это всегда погружение в другую эпоху, ее тактильное ощущение. Очень часто в таких музеях узнаешь неожиданные факты, находишь любопытные параллели и пересечения. Именно так вышло и в данном случае.

 

…Двухэтажный дом располагается в спокойном районе Риги, в окружении такой же невысокой застройки – в прошлом тут жила интеллигенция. Он был построен Янисом Акуратерсом в 1933 году. После кончины писателя в доме жили его жена и дочь, поэтому там почти полностью сохранились предметы мебели, картины и личные вещи хозяина и его семьи. Это «остановившееся время» не может не воздействовать на посетителя.

 

 

Надо сказать, что Янис Акуратерс любил восточные ковры. В его кабинете на столе в рамочке стоит семейное фото 1935 года, на котором виден красивый карабахский ковер, сплошь устилающий комнату. К сожалению, сам ковер не сохранился. Тут же возникла идея воссоздать его в мастерской нашего музея, в отделе традиционных технологий, и тем самым вернуть прежний облик кабинету, в интерьере которого ковер был важной составляющей.

 

Разгадка композиции

 

Для определения страны происхождения ковра и его композиции наш Музей ковра собрал солидный консилиум экспертов – отечественных и зарубежных. Так, председатель Академического комитета Международной конференции по восточным коврам (ICOC) Альберто Боралеви (Италия) со всей определенностью заявил, что это – карабахский ковер.

 

Профессор Азербайджанской государственной академии художеств, сотрудник Музея ковра, заслуженный художник Азербайджана Мамедгусейн Гусейнов уточнил, что орнамент такого типа, как у этого ковра, в народе испокон веков назывался «ачма-юмма» (в переводе с азербайджанского – «открывающийся и закрывающийся»). Название обусловлено зубчиками, украшающими края медальонов – они создают вышеупомянутый визуальный эффект.

 

Главный художник АНМК, заслуженный художник Азербайджана Тарьер Баширов добавил, что медальон композиции украшен в основном геометризованными изображениями цветов и элементами, присущими коврам «Балыг», а основные изображения цветов имеют сходство с элементами «Няльбякигюль», «Ханлыг», отчасти ковров «Годжа» и других ковров Карабаха. Это, как считает Т.Баширов, еще один аргумент, позволяющий отнести данный экземпляр к Карабахскому региону Азербайджана.

 

Народный художник Азербайджана Эльдар Микаилзаде дал следующее заключение:

 

– Ковер на данном фото называется «Дарьянур». Его еще называют «Ачма-юмма», но это название используется лишь в тех случаях, когда данный экземпляр представляет собой «кенаре», то есть боковой ковер-дорожку из коврового комплекта. Если же речь идет о большом ковре, как на фотографии из рижского музея, где данный орнамент уже не создает подобного визуального впечатления, то изделия с подобным рисунком принято называть «Дарьянур».

 

По предположению Лятифа Керимова, это имя восходит к названию села Дярьявер близ Ярдымлы, на самой границе с Южным Азербайджаном. Такие ковры ткали и в Тебризе, и в Азербайджане – в Карабахе и Ширване. Называть эти ковры своими имеют право обе стороны. Но где бы их ни ткали, в Тебризе или Шуше, это – азербайджанские ковры. Данный ковер относится к Шушинской группе карабахского типа.

 

 

 

 

13 оттенков нитей

 

В результате совместной работы маститых экспертов орнамент ковра с фотографии был воссоздан в точности. Несколько сложнее было с цветом, так как фотографии из музея Я.Акуратерса – черно-белые. Однако известно, что ковры «Дарьянур» имели только два варианта цвета фона – красный и темно-синий. Учитывая, что на фото фон ковра выглядит довольно темным, эксперты решили сделать его темно-синим.

 

В целом же цветовая шкала ковра включает 13 основных цветов и их оттенков. Пряжа была вручную старинным способом окрашена в эти оттенки специально для данного проекта. Материал ковра – и основы, и утка, и ворса – чистая шерсть (отметим, что ковры, имеющие шерстяную основу, ценятся выше, чем с основой из хлопчатобумажной пряжи). Размер будущего ковра – 180х320 см. Плотность – 40х40 узлов на кв.дм.

 

– Технический эскиз был разработан в отделе традиционных технологий Музея ковра и согласован с мемориальным музеем Яниса Акуратерса, – рассказывает Ширин Меликова. –  Сам ковер создается сейчас в мастерской нашего музея. Работу над ним мы начали в конце августа, а завершим к концу апреля, после чего будет проведена его презентация в Риге. Этот прекрасный проект по исследованию старинного ковра, а также восстановлению исторического интерьера кабинета одного из известнейших писателей Латвии призван стать не только примером интересного межмузейного общения, но и важной вехой в культурных отношениях между нашими странами.

Каспий - 2023. -8 ноября, №43. - С.15.