Тофик Кязимов: Великий мастер интерпретации

 

Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения известного советского театрального режиссера, талантливого реформатора, народного артиста Азербайджана, профессора Тофика Кязимова.

 

Бесценный вклад в режиссуру

 

Впрочем, все эти высокие регалии трудно сопоставить с тем бесценным вкладом, который он внес в развитие отечественной театральной режиссуры. В памяти невольно всплывает короткий отрезок времени с 1964 по 1980 годы – ровно столько продлился тернистый, но богатый на события творческий путь Тофика Кязимова, который подобно комете ворвался в отечественное театральное пространство и также неожиданно исчез, оставив за собой яркий след лучших достижений.

Талантливый экспериментатор, предельно эмоциональный, а временами даже взрывной по характеру генератор новаторских идей – именно таким запомнился Мастер своим ученикам и коллегам, которым посчастливилось соприкоснуться с его богатым внутренним миром.

Первые шаги в искусстве

Родился Тофик Кязимов в семье одного из видных представителей бакинской интеллигенции конца XIX – началаXX столетия, талантливого актера, писателя, поэта и драматурга Самеда Мансура Кязимова, известного в литературных кругах под псевдонимом «Самед Мансур». При советском режиме о его творчестве было написано немало, но рассматривалось оно только в контексте актерской деятельности, в то время как литературное наследие этого автора целенаправленно скрывалось от широких масс, поскольку никак не вписывалось в общую канву большевистской идеологии.

Известный своей острой сатирой, Самед Мансур прожил недолгую жизнь: когда он простился с миром, его сыну Тофику исполнилось всего пять лет. Мальчик почти не помнил отца и уж тем более ничего не знал о его творчестве. Однако зов крови все же дал о себе знать: маленький Тофик с ранних лет увлекся сочинительством – очень любил придумывать короткие сюжеты и показывать их своим друзьям в виде мини-спектаклей, где сам же выступал в различных ролях. В те годы, конечно, никто и подумать не мог, что этот талантливый ребенок делает свои первые шаги в мир театральной режиссуры, которые в дальнейшем и определили судьбу великого мастера интерпретации. Став постарше, юноша серьезно занялся изучением творчества своего отца–штудировал его прозу, поэзию, газетные публикации, после чего понял наконец, что Самед Мансур был неугоден властям из-за собственных взглядов на свободу личности и неприятия критериев коммунистической морали. Тогда же Тофик Кязимов осознал свою духовную связь с родителем, чей моральный кодекс стал для него главным ориентиром в жизни.

Врожденный актерский дар

Позже врожденный актерский дар привел молодого Тофика в Бакинский театральный техникум, куда его охотно приняли на актерское отделение, в класс известного режиссера-педагога Александра Туганова. Пройдя здесь блестящую школу мастерства, он пошел работать в бакинский ТЮЗ, на сцене которого за короткий срок успел создать ряд прекрасных образов. Но однажды он понял: для полного творческого самовыражения ему требуется больше свободы, которую не может дать зависимая по своей сути актерская профессия.

Богатая фантазия, высокая эрудиция, вечная тяга к различным интерпретациям – все это и определило траекторию дальнейшего пути талантливого актера, и вот он уже в Москве. Успешно выдержав экзамены, Тофик с первой попытки поступает на режиссерское отделение ГИТИСа и по счастливой случайности попадает в мастерскую одного из основоположников советской театральной режиссуры – профессора Алексея Попова и известного режиссера-педагога, профессора Марии Кнебель. Тогда же он погружается в неповторимую атмосферу театральной Москвы, охотно участвует в жарких дискуссиях о режиссуре, об искусстве с однокурсниками и признанными мастерами театра и кино. К тому времени он уже строил смелые планы на будущее и с нетерпением ждал того дня, когда начнет воплощать свои идеи на азербайджанской сцене.

Старые добрые традиции

По окончания ГИТИСа в начале 60-х годов Тофик Кязимов вернулся в родной город. Он знал, что Баку всегда славился добрыми театральными традициями, что здесь редко пустуют зрительские залы, а на премьерные спектакли, как правило, собирается весь столичный бомонд. И все это в целом вполне было в духе времени, которое позже стали называть «эпоха застоя». Но именно этот расклад и беспокоил молодого режиссера – он никак не мог смириться с тем, что в культурной жизни столицы напрочь отсутствуют знаковые события, которые могли бы нарушить ее устоявшийся десятилетиями алгоритм. Театр, который по определению должен быть детонатором социально-культурного развития общества, вполне довольствовался своим нейтральным положением в условиях штиля, царящего на всем культурном пространстве. И самым страшным для него было то, что все это нужно воспринимать как данность, в противном случае придется пополнить ряды «неугодных»...

На пути к обновлению

В 1964 году Тофик Кязимов был назначен на должность главного режиссера Азербайджанского государственного академического драматического театра им.М.Азизбекова (ныне Национальный академический драматический театр)то знаковое событие труппа встретила сдержанно, но с интересом, что, в общем-то, было вполне объяснимо: всех волновала дальнейшая судьба этого старейшего очага культуры, до векового юбилея которого оставалось совсем немного. Трезво оценив ситуацию и масштабы возложенной на него ответственности, новый художественный руководитель понял, как сложно будет противостоять замшелым стереотипам в этом театре. Однако это его не остановило, и он предпочел комплексный подход к решению проблемы.

Одной из важнейших задач талантливый мастер считал решение репертуарной политики театра и сделал это с акцентом на богатую палитру интернациональной драматургии и жанровое разнообразие спектаклей. Совершенно иначе он подошел и к вопросу режиссерского прочтения материала, тем самым избавляя этот процесс от давно устаревших канонов. В процессе работы над любой пьесой, будь то непростая для зрительского восприятия консервативная классика или новизна звучания современной драматургии, Тофик Кязимов всегда считал важным раскрыть глубинную суть переживаний героев, которая в его трактовке не ограничивалась рамками времени и пространства.

В разные годы Тофик Кязимов осуществил на сцене Аздрамы постановку десятков интересных спектаклей: «Визирь Лянкяранского ханства» М.Ф.Ахундзаде, «Мертвецы» Джалила Мамедгулузаде, «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» и «Буря» Уильяма Шекспира, «Васса Железнова» Максима Горького, «Меч и перо» М.С.Ордубади, «После дождя» Бахтияра Вахабзаде, «Без тебя» Шихали Гурбанова, «Умид» («Мезозойская история») Максуда Ибрагимбекова, «Не могу забыть», «Уничтоженные дневники» Ильяса Эфендиева, «Лето в городе» Анара, «Звезда Севильи» Лопе де Вега, «Сын» («Старший сын») Александра Вампилова. И каждый из них становился событием в культурной жизни столицы и долгие годы собирал аншлаги. Бесспорно, не всем театральным критикам удавалось даже теоретически осмыслить отечественного театрального пространства.

Проблема смены поколений

Не секрет, что в любом театре рано или поздно приходится решать проблему смены поколений. В должности главного режиссера Тофику Кязимову пришлось столкнуться и с этой дилеммой. Труппа театра в тот период состояла в основном из великовозрастных, хотя и весьма талантливых актеров и актрис, в то время как молодым кадрам приходилось довольствоваться положением стажеров во вспомогательном составе с весьма призрачными шансами на творческий рост.

Воспитанник советской театральной школы, Тофик Кязимов прекрасно понимал, что без обновления актерского состава дальнейшая динамика развития театра немыслимао как великолепный режиссер-педагог, он умел безошибочно определять в молодых актерах и своих студентах даже малейший зародыш таланта, а заметив, непременно приглашал их в труппу.

Иной раз для этого приходилось идти на серьезный рискак, в спектакле»Уничтоженные дневники» по пьесе Ильяса Эфендиева он смело распределил все роли между дебютантами, что стало причиной серьезного ажиотажа в коллективе. Оппоненты режиссера, которых было немало и в театре, и за его пределами, с нетерпением ждали провала его эксперимента, который, по их мнению, был просто неизбежен. И только в день премьеры они поняли, как сильно ошиблись в своих прогнозаховая работа Тофика Кязимова была встречена овациями, после чего еще долгие годы украшала репертуар театра.

Творческое бессмертие

Именно благодаря творческой дальновидности этого мастера на сцене Аздрамы в разные годы состоялся дебют еще никому неизвестных Кямала Худавердиева, Фуада Поладова, Вафы Фатуллаевой, Шафиги Мамедовой, Самандара Рзаева, Сафуры Ибрагимовой, Гамлета Курбанова, Амалии Панаховой, Рафаэля Дадашева, Гамлета Ханызаде, Зарнигяр Агакищиевой, Ильхама Ахмедова и других талантливых актероваждый из них со временем сумел своим творчеством достойно вписаться в славную летопись главного театра страны.

Сегодня многих из этих мастеров сцены уже нет в живых, давно нет с нами и нашего педагога, величайшего театрального режиссера Тофика Кязимова. Его творческий путь, увы, трагически оборвался в самом расцвете сил, которые он так и не успел растратитьалантливый мастер импровизации всем нам запомнился своими идеями, ярким темпераментом, вечным поиском путей к новым вершинам мастерства. Но в память также навсегда врезалась роковая дата:2 августа 1980 года. Именно в этот день Тофик Кязимов в очередной раз отправился в путь, чтобы не вернуться уже никогда…

Утешает лишь то, что яркий след, который оставил великий реформаторв истории национального театра, обеспечил ему творческое бессмертие.

 

Лала Багирзаде

 

Каспий.-2023. - 14 января. - С.8-9.