Гюльагаси Мирзоев: В танце должна быть душа

 

О проблемах и чаяниях национального балета «Каспий» побеседовал с народным артистом Азербайджана Гюльагаси Мирзоевым – членом жюри завершившего свою работу XVIII Открытого  российского конкурса артистов балета «Арабеск-2024».

 

 

 

Народная мудрость гласит: «Человек предполагает, а Всевышний располагает». Вот и наш диалог с народным артистом Азербайджана Гюльагаси Мирзоевым неоднократно откладывался из-за непредвиденных обстоятельств. Но известие о том, что премьер Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета Гюльагаси Мирзоев принял участие в работе жюри XVIII Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск-2024» имени Екатерины Максимовой (Пермь, 16-28 апреля), ускорило нашу встречу.

 

О значимости и высоком уровне конкурса можно судить уже по тому факту, что его художественным руководителем и председателем жюри является народный артист СССР и РФ, лауреат премии Парижской академии танца «Лучший танцовщик мира», обладатель множества самых почетных международных наград Владимир Васильев, о котором закрепилось мнение как о бескомпромиссной личности в профессиональных вопросах.

 

Получив приглашение от самого Васильева, Г.Мирзоев стал первым представителем азербайджанского балетного искусства в более чем 30-летней истории конкурса «Арабеск».

 

 

 

 

Конкурс в Перми

 

– По сложившейся традиции конкурс проводится раз в два года в стенах Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского, – поясняет Гюльагаси муаллим. – В 2024 году конкурсные события проводились под знаком 85-летнего юбилея легендарной балерины Екатерины Максимовой, что подчеркивало высокий статус творческих состязаний.

 

Впечатлений много. Организация столь масштабного балетного конкурса на высоком уровне, когда ни одна минута не растрачена попусту. Не буду скрывать: я счастлив и горд, что мне выпала возможность стать участником столь престижного конкурса с его расширенной программой: в преддверии конкурсных событий нам предоставили возможность посмотреть балет «Анюта» В.Гаврилина в постановке  Владимира Васильева. Выбор балета не случаен, так как партия Анюты была не только одной из самых любимых, но и непревзойденной по мастерству и выразительности в исполнении Е.Максимовой.

 

Широкий резонанс получил гала-концерт, посвященный несравненной Екатерине Максимовой, в котором приняли участие лауреаты и дипломанты конкурса «Арабеск» прошлых лет. Должен сказать, что имя этой величайшей балерины, восхищение ее талантом заполнили все конкурсное пространство, носящее характер музыкального приношения памяти великой артистки неординарного дарования.

 

Надо ли говорить, сколь глубока моя благодарность Владимиру Викторовичу Васильеву.

 

Получить приглашение от самого – почетно и волнительно. К сожалению, ввиду определенных обстоятельств наш диалог осуществлялся исключительно в режиме онлайн, что не помешало активному творческому процессу общения с коллегами по профессии и конкурсной миссии. Владимир Викторович был на постоянной видеосвязи, не пропустил ни одного выступления.

 

 

 

Работа жюри

 

– Какими странами было представлено жюри и в каком режиме проходил процесс объявления баллов?

 

– Россия (с регионами), Казахстан, Монголия, Азербайджан – в силу известных обстоятельств география представительства членов жюри достаточно компактна, чего не скажешь о конкурсах прошлых лет. Особо подчеркну, что в рамках «Арабеска» по традиции работает и специальное жюри прессы, в состав которого входят авторитетные балетные критики, историки, российские и иностранные журналисты.

 

Будучи председателем жюри, Владимир Викторович свои баллы объявлял последним, проявляя при этом живой интерес к мнению коллег по судейству – ему, как и всем нам, было интересно, что стоит за каждой оценкой.

 

– Насколько совпадали или различались ваши оценочные мнения?

 

– Практически все выставленные мною баллы были идентичны с мнением председателя жюри, за исключением, пожалуй, одного случая, когда моя оценка была на порядок ниже выставленной Владимиром Викторовичем. Такое, скажем, разногласие не прошло незамеченным, и председатель поинтересовался причиной моей заниженной оценки, на что я ответил, что для меня в танце помимо прочего важна эстетика.

 

 

 

Эстетика танца

 

– Что вы подразумеваете под понятием «эстетика танца»?

 

– Одухотворенность исполнения, классичность решений, чистоту линий – чтобы в танце была душа. Техническая оснащенность – это само собой, но передача эмоций, заключенных в танце, многое определяет! Еще до отъезда на конкурс ко мне обратились из Перми с просьбой проконсультировать балетную пару – победителей предыдущего конкурса Кубаныча Шамакеева (Кыргызстан) и Лири Вакабаяси (Япония). Обращение ко мне не было случайным, так как речь шла о нашумевшей в свое время хореографической миниатюре «Мугам», близкой мне по национальным истокам. Вдохновленная поэзией Мирзы Шафи Вазеха и музыкальным произведением «Баяты Шираз» композитора Назима Аливердибекова, эта миниатюра, созданная нашими выдающимися балетмейстерами Рафигой Ахундовой и Максудом Мамедовым, буквально ворвалась в балетный мир.

 

Почему я рассказываю об этом? Чтобы привести конкретный пример эстетической значимости хореографии, так как в «Мугаме» каждый шаг, каждое движение, взгляд, жест – все составляющие танца задуманы пластично говорящими, созвучными поэтическому слову Вазеха и необыкновенной красоте мугама «Баяты Шираз», звучащего особо выразительно и страстно в органном исполнении.

 

– В свое время Владимир Викторович блистательно танцевал «Мугам» вместе с несравненной Екатериной Максимовой. Их примеру последовали и многие другие знаменитости...

 

– Это славная история, о которой много написано. А почетный гость конкурса – главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская после просмотра «Мугама» в Перми с нескрываемым чувством восхищения произнесла: «Я видела Владимира Плетнева в этой роли! Какой был успех!». Владимир Плетнев был поистине выдающимся танцовщиком, о котором и сегодня вспоминают с большим уважением. Исполнение «Мугама» в Перми имело большой успех. Сам факт прочтения поэтических строк Вазеха, хореографическое решение и звучание музыкального произведения, созданные азербайджанским композитором и хореографами, – серьезная заявка даже для конкурса столь высокого уровня, как «Арабеск».

 

 

 

Где наши кадры?

 

– Среди участников конкурса «Арабеск-2024» не было посланцев Азербайджана. Неужели нашему балетному искусству некого представить?

 

– Возможность представить кого-то из наших артистов на «Арабеск» была, но, посоветовавшись, решили, что пока достойными такого уровня конкурса кадрами мы не располагаем.

 

К сожалению, вынужден сказать, что мы серьезно отстаем. И не потому, что у нас нет ресурсов. Они есть, но, имея множество преимуществ, мы не используем их в полной мере. Кто-то сетует: «У нас недостаточно сильных балетных артистов!». Почему же? У нас есть потенциально яркие балетные силы, которые остаются порой невостребованными. Есть и те, кто излишне уверен: «Я приеду и наведу порядок» – поверьте, это совсем не просто!

 

Государство выделяет большие финансовые средства на учебу, в частности чтобы взрастить и артистов балета. Что же получается? Будущие балетные артисты учатся на год дольше, чем в обычной образовательной школе. А это значит, что наши потенциальные артисты автоматически лишаются возможности поступать в Бакинскую хореографическую академию, так как среднее звено образования они завершают в 18 лет и сразу подлежат призыву в армию. Отдать свой долг Родине – святая обязанность граждан нашей страны. Но есть специальности, которые требуют особого решения. Конкретные предложения по этому поводу неоднократно озвучивались представителями балетного искусства страны, в том числе и на Музыкальном форуме, проведенном в октябре прошлого года. Вопрос важный и требует своего безотлагательного решения, иначе зачем государству тратить такие средства, если после службы большинство ребят не могут восстановить свою профессиональную форму?

 

Сколько сил, сколько труда вкладывают и ученики, и педагоги в обучение балетных артистов, и все напрасно! Зная о бесперспективности хореографического образования, многие родители идут против природы своих детей и не отдают их в балетную школу. В результате образуется дефицит профессиональных танцовщиков. Что будет дальше, страшно подумать! В спорте проблема кадров решается за счет легионеров, а как быть с балетом?

 

История азербайджанского балета ведет отсчет с 1940 года. За 80 с небольшим лет мы достигли многого, так неужели сегодня можно допустить, чтобы балет был обречен на вымирание?!

 

 

 

Новое дыхание

 

– А внешне складывается иная картина. С приездом в Баку Руслана Михайловича Пронина и его назначением главным балетмейстером Театра оперы и балета заметно повысился профессионализм артистов. Не могу обойти молчанием и результативно-показательную работу Оксаны Цветницкой. Опыт работы в качестве балетмейстеров семейной балетной пары в лице Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова в свое время многое дал национальному балету. Сегодня аналогичную миссию выполняет тандем Пронин – Цветницкая, за короткий срок продемонстрировавший вызывающие уважение результаты.

 

– Руслан Михайлович и Оксана Олеговна очень серьезно, с пониманием относятся к работе над спектаклями, хорошо знают, как организовать рабочий процесс и, что немаловажно, не пытаются бороться за лидерский диктат, а работают с полной отдачей, ориентируя труппу на успех. И результаты уже есть. Но для роста необходимы грамотные семинары, курсы усовершенствования, важно периодически приглашать репетиторов, проводить или отправлять артистов на мастер-классы. За свое недолгое пребывание в Перми я присмотрелся и понял, как работает весь конкурсный механизм. Нам надо набираться опыта, но как, если мы не выезжаем?

 

Артисты мечтают о гастролях – приток свежих профессиональных впечатлений был бы, конечно, на пользу. Москва и Питер собирают лучших со всех регионов России, а у нас неоткуда приглашать. Надо начинать с детей, с нового поколения. Если создать необходимые условия, юные дарования могут быть рассмотрены как реальные перспективы будущих успехов национального балетного искусства.

 

А сейчас в хореографию родители ведут тех, кому необходимо выровнять спину, сбросить вес, исправить походку. Важно предъявлять новые требования, новые критерии приема детей на учебу. Но если ужесточить приемные требования, то вообще некого будет учить. К сожалению, приходится констатировать: ошибок сделано много, а признавать их никто не хочет, и это беда.

 

 

 

Пенсия для артистов балета

 

– Думаю, как минимум еще одна проблема волнует наш балетный мир – пенсия! Не знаешь: то ли смех сквозь слезы, то ли слезы сквозь смех, когда думаешь о выходе балетных артистов на пенсию в возрасте, близком к 60...

 

– Вот я и говорю, что делают ошибки и духу не хватает признаться в содеянном. Когда же вершители людских судеб поймут, что есть труженики, которые всю жизнь живут на одну зарплату, у которых нет бизнеса, а есть только заработанные за годы непосильного труда болезни ног, спины, огромное количество травм, с которыми мы продолжаем выходить на сцену и, скрывая за вымученной улыбкой нестерпимую боль, вновь и вновь проживаем жизнь наших героев, даря людям красоту, настроение, веру в лучшее!

 

 

 

Программа к действию

 

Руководство нашей страны в лице Президента и Верховного главнокомандующего Ильхама Алиева и первого вице-президента Мехрибан Алиевой рассматривают культуру как важный ресурс внешней политики, оказывают должное внимание и поддержку представителям искусства. Но порой кажется, что распоряжения первых лиц неправильно трактуются на более низких иерархических ступенях. Поэтому у меня хорошее предложение для депутатов, издающих законы по пенсиям: приходите к нам в театр, и мы станцуем для вас спектакль в свои 60! А после проведем вас на сцену, чтобы вы вдохнули запах кулис. И тогда, быть может, вы поймете, что не имеете морального права принимать необдуманные решения – для кого-то смешные, а для нас – трагичные!

 

И как тут не склонить голову перед памятью великого лидера Гейдара Алиева, у которого слова никогда не расходились с делом: «Заверяю деятелей культуры, что, как и прежде, всегда буду помогать искусству, оперному театру, приму все возможные в современных условиях меры, чтобы наш балет все больше возвышался, чтобы наш театр оперы и балета жил, существовал как сегодня, чтобы у нас появлялись все новые и новые мастера балета, новые и новые мастера искусства».

 

Согласитесь, это готовая программа к действию! Дело за малым…

Каспий. - 2024.- 18 мая, №18. - С.8-9.