Мария Дубовицкая: Главное – не потерять блеск в глазах

 

Азербайджанская актриса стала лауреатом международной премии «Содружество дебютов», которую получали поэты, врачи, педагоги, ученые, специалисты по охране памятников истории и культуры, популяризаторы книги и чтения

 

Заслуженная артистка Азербайджана, актриса Азербайджанского государственного русского драматического театра Мария Дубовицкая недавно была удостоена Международной премии «Содружество дебютов» за 2023 год.

 

Мария Дубовицкая окончила факультеты «Народный танец» Бакинского хореографического училища и «Артист театра и кино» Азербайджанского государственного университета культуры и искусств. Природный талант, целеустремленность и ответственное отношение к своей профессии позволили ей стать одной из ведущих актрис РДТ.

Премия «Содружество дебютов» учреждена Советом по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государств с целью поддержки творчества молодежи, развития общения и сотрудничества в области культуры, искусства, науки, образования и иных гуманитарных областях, содействия профессиональному росту начинающих авторов, исполнителей, молодых ученых, представителей гуманитарных и творческих профессий, продвижения их произведений, научных открытий и других достижений в профессиональных сообществах государств-участников СНГ.

– Все начинается с детства, поэтому мой первый вопрос: когда у вас проявились актерские наклонности и кто разглядел в вас этот творческий дар?

– С самого раннего детства я обожала примерять мамины наряды, включать музыку, петь, танцевать, что-то из себя изображать, а уже в начальных классах, когда ставились какие-то школьные детские постановки я, конечно, принимала в них активное участие и была либо ведущей, либо играла центральных персонажей. Тогда же начала заниматься спортивными бальными танцами. Мне это очень нравилось, и я поступила в Бакинское хореографическое училище. На первом и втором курсах мы проходили актерское мастерство, и на дипломную работу третьего курса пригласили актрису Русского драматического театра, которая ставила нам номер по актерскому мастерству. На тот момент я уже поняла, что не хочу продолжать заниматься танцами, и она предложила мне попробовать себя в театре.

– Кто же была эта актриса, которая, сама того не осознавая, изменила вектор вашей жизни, повернула лицом к будущей вашей профессии, ввела в театральный мир?

– Зовут ее Ругия Кулиева, она сейчас проживает в Америке – именно она предложила мне попробовать себя в театре, но заранее предупредила, что первое время я буду участвовать лишь в танцевальных номерах. В принципе, я и сама поначалу не задумывалась над тем, чтобы стать именно драматической актрисой, с ролями, образами. Я думала, что буду просто танцевать, а уж если не получится, возможно, в чем-то другом себя попробую. А получилось так, что меня затянуло в театр на целых 16 лет: в этом году открываю свой 17-й сезон.

– Кто для вас являлся примером, образцом высокого актерского мастерства? Например, известная российская актриса Инна Чурикова в одном из интервью сказала, что обожает Анну Маньяни не за то, что она актриса, а за то, что та жила на сцене и в кадре, была интересным и даже уникальным человеком, но сама не старалась подражать ей. Есть ли у вас такой образец актрисы, чей дар вас привлекает?

– Если говорить начистоту, то актерами и актрисами как педагогами, людьми, на которых хотелось бы равняться, я начала интересоваться, уже прослужив определенное время в театре, когда поняла, что могу попробовать себя не только в танцевальных номерах. Разумеется, в первую очередь примером для меня стали корифеи нашего театра – Людмила Духовная, Александра Никушина, Евгения Невмержицкая, Александр Шаровский, Юрий Балиев, Сафа Мирзагасанов, Мабуд Магеррамов, Фуад Османов. Каждый мой партнер на сцене меня чему-то учит.

Всегда восхищалась игрой Инны Чуриковой, Маргариты Тереховой, Алисы Фрейндлих, конечно же, Фаины Раневской. Я никогда не делила корифеев на мужчин и женщин – в плане мастеров, у которых могла бы чему-то научиться. Даже сейчас фильмы, сериалы я смотрю не с точки зрения зрителя, а как актриса, которая постоянно учится.

Среди женщин номером один в Голливуде считаю Мэрил Стрип, а из мужчин-актеров – конечно, Энтони Хопкинс, Роберт де Ниро, Аль Пачино. Это глыбы, глядя на игру которых, понимаешь, что каждый свой образ они действительно проживают.

– А вы помните, как прошел самый первый ваш спектакль – как вы себя чувствовали на сцене, как менялось восприятие ее?

– Впервые на сцену я вышла не в Русском драматическом театре. На тот момент уже успела станцевать на многих центральных площадках, а в возрасте 13 лет выступала и в Русском драматическом, когда занималась спортивными и бальными танцами, поэтому эта сцена для меня была знакомой.

Первый мой спектакль на открытии сезона – «Визирь Лянкяранского ханства». Там я играла девушку из народа, а во втором акте исполнила танец наложниц падишаха, где я была его любимицей. Это было очень волнительно, но какого-то страха не было. А мое становление как актрисы было достаточно плавным, постепенным, так как все начиналось с ролей в сказках и эпизодах – в вечерних спектаклях. Со временем мне стали доверять все больше и больше.

– Какие роли вы уже сыграли?

– Если перечислять мои роли, то получится достаточно внушительный список. Елена из Шекспира «Сон в летнюю ночь», Саломея – «Танец семи покрывал» Юрия Ломовцева, Арикия – «Федра» Жана Расина, Беатриса – «С любовью не шутят» Педро Кальдерона, Нина «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, Элизабет Беннет в инсценировке Валентины Резниковой по роману «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, королева Мария – «Церемония» Эжена Ионеско, Оксана – «Хочу купить вашего мужа» Михаила Задорнова, Елена – «Халам-Бунду» Юрия Полякова, Заннета – «Сеньор Тодеро музыкант» Карло Гольдони, Ольга Александровская в молодости – «Сталин» Эльчин, Зара – «И приходила женщина» Максуда Ибрагимбекова, Аня – «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова… И это лишь основная часть. В «Семи красавицах» Низами я играла двух красавиц – индийскую Черную и славянскую Красную.

– Есть ли роль, которую вам очень хотелось бы сыграть и тем самым еще полнее раскрыть свой творческий потенциал – ведь, как известно, нет предела совершенству?

– На момент получения звания все мои значимые роли, такие как Нина Арбенина, мисс Элизабет Беннет, Арикия, Елена, Беатриса – «С любовью не шутят», были уже сыграны. Одна из самых любимых моих героинь – Нина Арбенина, которая очень близка мне по духу. Эта роль поистине прожита, выстрадана мною. Я хорошо чувствую свою Нину, и она для меня абсолютно понятна и очень родная мне... Каждый раз получаю колоссальное удовольствие, когда вижу в репертуаре спектакль «Маскарад». Уже за неделю начинаю готовиться к нему, потому что это моя любимая Нина, и я снова с ней встречусь...

Сейчас главный режиссер театра Александр Яковлевич Шаровский приступил к работе над «Гамлетом», где мне предстоит сыграть Офелию. К репетициям мы пока не приступили, но думаю, в скором времени начнется активная постановочная работа.

– Кого из режиссеров, с кем вам довелось поработать, вы бы могли назвать учителем в своей профессии?

– Мне посчастливилось поработать со многими режиссерами, и каждый из них был для меня педагогом, потому что я получила именно актерское образование, поступив в университет достаточно поздно, в 26 лет. Конечно, это Александр Шаровский, ныне покойная Ирана Тагизаде – светлая ей память, Аршад Алекперов, Анна Потапова, Йонас Вайткус – он был постановщиком «Семи красавиц». Кстати, возвращаясь к Черной и Красной красавицам… получилось так, что у Красной красавицы не было своей истории, а лишь танец-представление, поэтому хореография была моя. Я представила ее гордой славянкой, а Черная красавица у меня получилась очень загадочной, манящей, страстной, чарующей, и у нее своя история, в которой она может раскрыться и показать себя во всей красе.

А вот открывать в себе актрису… мне кажется, каждый раз, когда я выхожу на сцену, во мне внутренне всегда присутствует некое сомнение: все ли я сделала правильно, продумала ли целиком и полностью свой образ? Лишь спустя время поняла, что нет конца работе над образом, над ролью – всегда можно открывать что-то новое, перечитывая, вносить какие-то нюансы, разумеется, чтобы это ни в коем случае не выходило за рамки режиссерской трактовки. Зато можно каждый раз влюбляться в свою героиню и находить в ней какие-то новые черты.

– Чему вас как человека и актрису научила профессия?

– Определенному знанию психологии. Ведь актеру приходится воссоздавать самые различные характеры, и без психологии это невозможно, ведь зритель должен поверить в создаваемый актером образ, а для этого нужно, чтобы он получился не ходульным, а живым. Приходится анализировать поведение, поступки, чтобы понять мотивы действий того или иного героя. Это, несомненно, дает нам возможность углубиться в человеческую природу.

Существуют примеры, когда актер, которому предстоит сыграть роль психопатической личности, посещает психдиспансер, чтобы пообщаться с больными, побеседовать с врачами, которые также могут поделиться ценной для актера информацией. Все это большой труд. Знание психологии помогает и в обычной жизни.

– Мария, недавно полученная вами награда, можно сказать, подытоживает определенный этап и вашей жизни, и творчества, и в то же время незримо ставит вас перед новой ступенью восхождения к совершенству. Что бы вы пожелали самой себе в этот период профессии? И еще: что самое важное в творчестве и в себе вы уже обрели?

– Думаю, самое главное, что я обрела, это терпение и веру в то, что если что-то – твое, то оно обязательно будет с тобой. Что бы хотела пожелать себе именно в профессии? Не знаю, может, новых вершин, интересных работ и возможности проявить себя еще больше, может, даже в каком-то ином ключе… И главное – не потерять себя и блеск в глазах.

 

Франгиз Ханджанбекова

 

Каспий.-2024. - 5 октября (№38).  - С.8-9.