Хирургия лишнего веса

 

Ожирение называют «тихой пандемией XXI века». По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый третий взрослый человек в мире имеет лишний вес, а почти каждый восьмой – страдает ожирением.

 

Это не только эстетическая проблема. Это – диабет, гипертония, болезни сердца и суставов, артриты, ожирение печени… Все больше пациентов в поисках эффективного решения обращаются к бариатрическим хирургам. Когда мы говорим «бариатрическая хирургия», сразу же возникает ассоциация с похудением. Можно ли ставить знак равенства между этими понятиями, или у бариатрии более широкие задачи?

По мнению некоторых специалистов, уравнивать эти понятия некорректно: бариатрия – это раздел хирургии, который занимается лечением ожирения с помощью операций на желудке и кишечнике, главной целью которых является улучшение здоровья пациента и продление его жизни, а не только снижение веса.

Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с действительным членом нескольких профессиональных международных федераций, клубов, ассоциаций – IFSO, IBC, ASMBS, ELSA, заведующим отделением метаболической и бариатрической хирургии одной из бакинских частных клиник доктором философии по медицине Фаридом Рафиевым.

– Доктор, даже если бариатрия и похудение – понятия не стопроцентно тождественные, все же чаще всего к этой операции человек прибегает из-за желания снизить вес. Насколько это веяние популярно в Азербайджане?

Бариатрическая хирургия в принципе и есть операции по снижению веса, но в нашей стране они почему-то воспринимаются как пластические. Главная цель бариатрии, как известно, – оздоровительная, направленная на улучшение качества и продолжительности жизни человека, а не только эстетические параметры – внешний вид, красоту...

– Кому показаны такие операции – это ведь не простая косметическая процедура?

Совершенно верно. Показания четко определены международными стандартами: индекс массы тела (ИМТ) – выше 40 или 35, но при наличии серьезных сопутствующих болезней (диабет 2-го типа, гипертония, апноэ во сне, заболевания суставов). Вначале обязательно должна быть проверка, пробовал ли пациент консервативные методы – диету, спорт, медикаментозную терапию. Если это не помогло, только тогда обсуждаем хирургическое вмешательство.

– Насколько эффективна и безопасна бариатрическая хирургия?

– Операций на 100% без риска не существует – они есть при любом вмешательстве. Но риск от бариатрических операций несопоставим с тем, что несет ожирение. Современные операции проводятся лапароскопически, то есть через маленькие проколы, с минимальным травматизмом.

Это, безусловно, не легкий путь, но реальный шанс на новую жизнь, ведь пациенты с ожирением живут на 10-14 лет меньше, чем люди без ожирения, этот факт уже доказан статистически. У пациентов с ожирением в четыре раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний, болезней гормональной сферы. У женщин страдают яичники, молочная железа, матка, у мужчин – предстательная железа. Поэтому после снижения веса все эти заболевания уходят в ремиссию, и пациенты чувствуют себя лучше.

– Многие люди, говоря о бариатрической хирургии, подразумевают уменьшение желудка. Но эта операция, вероятно, не единственная?

– Конечно. В настоящее время существует два основных типа операций – рестриктивная продольная резекция желудка и различные виды шунтирующих операций, где мы уменьшаем желудок и исключаем из пищеварения часть тонкой кишки. Шунтирование желудка – золотой стандарт бариатрии. Операция считается безопасной, и после нее пациенты быстрее теряют вес. Желудочное шунтирование позволяет пациенту потерять около 50% массы тела за первый год.

Что касается бандажирования, сегодня эта операция уходит в историю, поскольку имеет много осложнений – соскальзывание бандажа, формирование грыжи пищеводного отверстия диафрагмы. Бандаж – инородное тело, способное спровоцировать спаечный процесс. Кроме того, он может мигрировать в просвет желудка. Именно поэтому большинство бариатрических хирургов отказываются от бандажирования, в том числе и я. Тип операции мы обсуждаем с каждым пациентом индивидуально.

– Известны случаи, когда пациенты снова набирали вес после уменьшения желудка.

– Рецидив веса действительно возможен. Вес может вернуться как после шунтирующих, так и после рестриктивных операций. И связано это непосредственно с употреблением алкоголя у мужчин и сладостей и мучного – у женщин. Эти два ограничения обязательны в послеоперационный период, о чем мы заранее предупреждаем пациентов. Первоначальный вес, конечно, не вернется, но возврат 20-25% от потерянных килограммов при игнорировании этих правил вполне реален.

– Чем обусловлена дороговизна бариатрических операций?

– Высокой стоимостью специализированного оборудования, длительностью операции, необходимостью использования расходных материалов, высокой квалификацией хирургов и анестезиологов, а также комплексным подходом, включающим предоперационную подготовку и послеоперационное сопровождение. Кроме того, учитывается и время на реабилитацию, необходимость приобретения лекарств. Все эти факторы повышают общую стоимость.

– Коль скоро мы коснулись профессионализма хирурга, поделитесь, пожалуйста, информацией о своей квалификации.

– Я – выпускник I лечебно-профилактического факультета АМУ – окончил его с отличием в 2004 году. После этого началась моя врачебная карьера – клиническая ординатура и аспирантура в институте, курсы мини-инвазивной и лапароскопической хирургии в германских (Vivantes Humbolt Klinikum и DrK Klinikum Westend) и французских (курс CICE в Клермоне) клиниках, практика в Стамбульском хирургическом госпитале.

В 2013 году стал доктором философии по медицине (PhD), в 2014-2016-2023 годах удостоен почетного звания «Врач года» в нашей стране. С того времени последовательно занимал  должности заведующего хирургическим отделением в нескольких частных клиниках.

 

Галия Алиева

 

Каспий.-2025.- 29 ноября (№46). - С.13.