Жертва армянского террора

 

Издана книга «Судебный процесс

Бехбуд хана Джаваншира»

 

В издательстве «Озан» вышла в свет книга «Судебный процесс Бехбуд хана Джаваншира», в которую вошел стенографический отчет (с некоторыми сокращениями) судебного процесса над армянским террористом Мисаком Торлакяном, убившим в 1921 году одного из основоположников Азербайджанской Демократической Республики (АДР), министра внутренних дел Бехбуд хана Джаваншира.

Политический деятель начала ХХ века Бехбуд хан Джаваншир был правнуком основателя Карабахского ханства – Панахали хана, сыном Азад хана. Он родился в 1877 году в семейном имении в селе Азад Гарагойунлу Тертерского уезда Карабаха. Среднее образование получил в Тифлисской реальной школе, высшее – во всемирно известной Фрейбургской Горно-рудной академии (Германия). После окончания академии он для повышения квалификации некоторое время работал на горно-рудных предприятиях Англии. В совершенстве знал немецкий, английский, французский, русский, грузинский и армянские языки.

С 1903 года Бехбуд хан, несмотря на свое аристократическое происхождение и материальный достаток, работает на бакинских нефтяных предприятиях как рядовой инженер. Благодаря техническим знаниям и рациональным предложениям он вскоре становится одним из богатейших представителей бакинской нефтяной промышленности. В 1906 году с обострением армянской вооруженной агрессии на азербайджанские земли Б.Джаваншир совместно с А.Агаоглу, А.Рафибековым, К.Мехмандаровым создают партию с военно-политическим уклоном – «Дифаи».

Бехбуд хан был одним из активных членов «Благотворительного мусульманского общества». Как и известный меценат Г.З.Тагиев, он выдавал стипендии азербайджанским студентам, обучавшимся в России и Европе, помогал национальным газетам и журналам.

В 1917 году Бехбуд хан вступил в партию «Мусават». В июне-декабре 1918 года он занимал пост министра внутренних дел АДР (с октября до конца 1918 года одновременно являлся министром индустрии и торговли).

Бехбуд хан владел заводами, работающими на основе прогрессивной технологии того времени, всячески содействовал развитию торговых связей с европейскими странами.

После падения АДР Б.Джанваншир вместе с семьей переехал в Стамбул, и некоторое время жил в доме своего соратника, земляка и родственника Ахмед бека Агаоглу. Но вскоре, по просьбе жены Тамары ханум, семья переселилась в отель «Перепалас». В тот период Стамбул находился под контролем оккупационных войск Антанты, жизнь многих патриотов находилась в опасности. Ряд государственных служащих, военных, религиозных деятелей, представителей интеллигенции были сосланы на остров Мальта. В сложившейся обстановке армяне, пользуясь покровительством интервентов, выдавали себя за «жертв геноцида», вели себя как настоящие хозяева…

Армянский террорист, уроженец Трабзона Мисак Торлакян выстрелом из пистолета убивает возвращающегося вечером в отель «Перепалас» Бехбуд хана. Братьям Бехбуд хана – Сурхай хану и Джамшид хану удается задержать убийцу и выдать его турецкой полиции. Но по неизвестным причинам расследование преступления передается английскому военному суду. Армяне Турции, используя широкие финансовые возможности, подготовились к судебному процессу с далеко идущими намерениями. Они старались использовать процесс над Торлакяном как международную трибуну против турков и азербайджанцев.

Несмотря на запреты, корреспондент стамбульской газеты «Ирели» Ахмед Джемаледдин в 1923 году издал отдельной книгой текст стенограммы судебного процесса. Другой турецкий журналист издал этот текст в 1990 году в книге «Закулисная сторона армянских интриг. Суд над Торлакяном». Профессор Вилает Гулиев на основе турецких изданий подготовил книгу для азербайджанских читателей.

Знакомясь со стенограммой того судебного процесса, мы видим, что армяне под покровительством англичан с присущей им наглостью вместо защиты Торлакяна старались создать морально-правовую базу для представления этого преступника как героя, который ради армянского народа и всего человечества готов пожертвовать собственной жизнью. Но, несмотря «на подготовительной процесс», «репетициям», проводимым со «свидетелями», во время суда обнаружился ряд фальсификаций и несоответствий в фактах. Армянские «свидетели» утверждали, что Бехбуд хан в 1918 году в Баку был одним из «организаторов армянского геноцида». Кроме адвоката семьи ДжаванширХейдар Рифат бека еще один человек – лейтенант английских оккупационных сил, участвовавший в процессе как прокурор Рискатсон-Хатт, заняв сравнительно объективную позицию, разоблачал лжесвидетелей. Из-за того, что он требовал смертную казнь армянскому террористу, его поспешно заменили более послушным прокурором – Гриббоном.

Согласно приговору суда, который был зачитан 4 января 1922 года, убийца был оправдан. Английский военный суд, инкриминировав Торлакяну совершение убийства в состоянии аффекта, счел его невиновным с медицинской точки зрения и освободил от наказания.

В предисловии книги профессор В.Гулиев справедливо отмечает, что если бы европейцы, руководствуясь религиозными чувствами и геополичитескими интересами, не оставили преступления армян безнаказанными в начале ХХ века, то в конце того же века не было бы Ходжалинского геноцида. Не давая юридическую оценку Ходжалинской трагедии, мировое сообщество вновь содействует новым бесчинствам армянских фашистов.

Редактор книги – Асиф Рустамли, научный советник – генерал-лейтенант Эльдар Махмудов.

Паша Алиоглу

 

Каспий.- 28 февраля.- С. 14.