Галопом по стране

 

Грядет развитие отечественного конного туризма

Республиканский центр конного туризма (РЦКТ) Министерства культуры и туризма Азербайджана совместно с неправительственной организацией «ЭкоСфера» приступил к подготовке специальных экологических проектов для детей и подростков по типу «Новые Робинзоны», а также программы выживания в экстремальных условиях в горах с лошадьми. Более подробно о новом виде туризма и вовлечении в него подрастающего поколения газете «Каспiй» рассказал директор РЦКТ Рафик Рамазанов.

 – Когда был создан ваш центр?

– 18 апреля 2006 года указом главы государства было реорганизовано Министерство культуры. Именно с этого времени и появился наш центр, но функционировать он начал чуть позднее – в августе. За три года существования мы провели «Марафон-45» и Кубок президента, итоговые игры которого пройдут 24 декабря 2009 года (район, победивший три раза подряд, будет постоянным обладателем этой награды). Кроме того, ежегодно в мае мы проводим Фестиваль национальных конных игр, в котором принимает участие 13 районов страны. В этом году мы провели конный пробег протяженностью 50 км, а в сентябре надеемся увеличить его до 60 км. Такими мероприятиями мы стараемся привлечь молодежь к конному туризму.

– Сколько лошадей в вашей конюшне?

– На сегодняшний день у нас насчитывается более 40 голов лошадей разной масти: серые, гнедые, рыжие и т.д. Отметим, что в мире принято различать три породы чистокровных лошадей – это арабская, английская верховая и ахалтекинская – все они являются гордостью нашего центра.

– Сталкивались ли вы с какими-либо проблемами их содержания?

– Нет. Дело в том, что Министерство культуры и туризма полностью взяло на себя расходы по содержанию лошадей. Но что будет завтра, я не знаю – в последнее время до нас начали доходить слухи о том, что РЦКТ хотят перевести на хозрасчет. И это немного настораживает. На мой взгляд, финансовая поддержка нового для Азербайджана вида туризма должна осуществляться государством как минимум в течение пяти лет. За это время сфера станет более самостоятельной и сможет за счет своих средств продолжить начатое дело. Если все же мы станем раньше времени финансово самостоятельными, то, конечно же, первое время для нас будет очень тяжелым. Но при этом я не думаю, что мы совсем окажемся без государственной поддержки.

– Перейдем к запланированной программе. Что, на ваш взгляд, она может дать подрастающему поколению?

– Основные цели данного проекта – обучение детей и молодежи правильному общению с лошадьми, а также посредством опытных, дипломированных специалистов-коневодов (мастеров спорта) – верховой езде и конному спорту. Кроме того, думаю, конный туризм может способствовать привитию молодежи любви к природе.

– А что собой представляет конный туризм?

– Это новое направление для нашей страны, однако Азербайджан обладает солидным базисом. Более тысячи лет назад мы придумали конную игру под названием «човган». Она красочно описана в художественных произведениях Низами, Ордубади, Тебризи. Через какое-то время Европа переняла ее и преподнесла миру как поло. Сейчас поло – очень популярная и азартная конная игра, но, к сожалению, никто не догадывается об истоках ее происхождения. Чтобы исправить положение, мы поставили перед собой цель – информировать мировую общественность о принадлежности якобы европейских конных игр азербайджанскому народу.

– Как вы считаете, каждого ли желающего можно привлечь к конному туризму?

– Не думаю. Так как этот вид туризма более специфичен, чем остальные, его может принять не каждый, а только тот, кто очень любит природу и лошадей. В связи с этим мы, обучая молодежь, проводим национальные игры. То есть чем больше мы будем привлекать людей к таким играм, тем больше будет желающих познать конное мастерство и параллельно узнать о правильном уходе, содержании и культуре воспитания лошади.

– Если не секрет, как дорого обходится обучение верховой езде?

– Сейчас мы можем позволить себе обучать верховой езде молодежь и детей бесплатно, но при некоторых условиях. Взамен они должны помочь нам ухаживать за животными и уделять определенное время природе. Именно тогда подросток начинает понимать всю прелесть своего труда. Ведь он узнает, что, принося пользу окружающей среде и животным, не только отрабатывает свое обучение, но и начинает чувствовать ответственность за свои действия. Что касается туристов, то их покатают на лошади и обслужат за символическую оплату (в Европе или в бывшем Союзе вы не покатаетесь за такие деньги). Ведь наша главная цель – заинтересовать приезжих и местных туристов, а также детей и молодежь страны. Но когда центр перейдет на хозрасчет, нам, очевидно, придется полностью пересмотреть стоимость наших услуг.

– Каковы перспективы развития конного туризма в Азербайджане?

– Как известно, наша страна богата своей флорой и фауной. Мы проработали конные поездки по разным маршрутам с охватом красивых местностей и древних памятников архитектуры – это Шеки, Загатала, Гах, Балакен, Огуз, Шамаха, Габала, Исмаиллы и через перевал мы переходим в Губинскую зону. Это очень интересный маршрут, но он рассчитан больше на профессионалов, чем на любителей верховой езды. Кроме того, в Губинском, Хачмазском, Гусарском, Лянкяранском и Газахском районах также будут разрабатываться маршруты. Мы рассчитываем провести их по всем районам страны. Сейчас у нас функционирует два туристических маршрута – в Шеки и Агдаме.

Кроме того, в будущем мы планируем внедрить иппотерапию – лечение верховой ездой. Ранее существовала благотворительная организация «Центр иппотерапии», где детям-инвалидам при помощи лошадей предлагалась лечебная езда. Она действительно помогала детям, в том числе больным церебральным параличом. Мы хотим внедрить подобное здесь. Но сейчас это будет очень сложно сделать. Предстоит большая работа с кадровым составом и по тренировке лошадей.

 

Манафова  Н.

Каспий. -2009. – 21 мая. – С.5.