Азербайджановедение – его главная наука

 

В памяти многих из тех, кто знал доктора исторических наук, профессора Рафика Раджабова, он остался человеком, обладавшим, говоря словами А.П.Чехова, высшей нравственной силой. Это было подтверждено всей его жизнью, до самых ее последних мгновений, – детством, юностью, зрелостью…

В этом еще и еще раз убеждаешься, читая посвященную ему книгу, которая так вот и называется – «Рафик Раджабов». Ее с любовью и трепетом подготовила к изданию его верная спутница Гюляра ханум, собрав в ней рассказы о нем, увы, уже покинувшем этот мир, родных, друзей, коллег, единомышленников. Авторов в книге – около семидесяти, хотя могло быть гораздо больше. И все они – люди самые разные: и по возрасту, и по характеру, и по интересам. Но всех их объединяют искренность и удивительная теплота, которыми проникнуты воспоминания о человеке, всеми делами своими сумевшем, как видно, завоевать высокое признание, авторитет и уважение.

Волевым, инициативным, азартным и всегда, с раннего детства, лидером помнит его брат – Фаик Раджабов. Как об истинном гражданине, преданном избранному делу работнике и честном в служении своему народу подвижнике говорит о нем доктор географических наук Сейран Велиев. А выдающийся мастер, народный художник Азербайджана, СССР и России, академик Таир Салахов называет Рафика незаурядной личностью. Талантливым, уверенным в себе руководителем предстает он в характеристике, данной ему товарищем по работе Тофиком Мелик-Абасовым.

Не стану перечислять всех авторов этой книги. Скажу лишь, что все они – известные и уважаемые в нашей стране люди. Кроме упомянутых выше, это академики Будаг Будагов, Бекир Набиев, Наиля Велиханлы, Зияд Самедзаде и еще многие-многие. Знакомство с их воспоминаниями о прошлом, связанном с Рафиком Абдул оглу, позволяет создать образ цельной личности, четко определившей свой путь и твердо следовавшей им.

Несмотря на то, что довольно значительную часть жизни Рафик Раджабов, выпускник исторического факультета Азербайджанского государственного университета (ныне – БГУ), посвятил общественной работе – был комсомольским вожаком, руководителем в высших партийных органах, – продолжая заниматься ею, даже став после трехлетних курсов Выс-

шей дипломатической школы в Москве профессиональным дипломатом, самым все же важным для себя он считал науку. Потому, наверное, всегда находил для нее время: кандидатскую диссертацию защитил еще до ухода с партийной работы, когда возглавлял отдел науки и образования в ЦК партии. А уж когда в 1967 году появилась возможность уйти, углубился в научный поиск, разработал серьезную по тем временам тему, связанную с ролью общественных организаций в управлении государством, тогда очень нужную, и в 1970-м был удостоен степени доктора исторических наук, чуть позже став профессором.

Организаторский талант помогал Рафику Раджабову всегда – и тогда, когда он занимал пост проректора Азербайджанского педагогического института имени В.И.Ленина (сейчас это Государственный педагогический университет), и когда, уже в 1974-м, был назначен ректором Азербайджанского государственного института физкультуры, и позже, когда спустя несколько лет стал профессором, а затем и заведующим кафедрой истории тогдашнего Института нефти и химии (ныне – Бакинская нефтяная академия). Во всех этих вузах, в каком бы качестве ни трудился Раджабов, он разворачивал широкую деятельность по развитию исследовательских работ, привлекал и помогал и преподавателям, и аспирантам, уделял особое внимание участию в ней также студентов, видя во многих из них будущее науки. А во имя этого, реформатор по натуре, Рафик Раджабов поощрял проведение научных конференций, издание научно-практических студенческих работ. Естественно, параллельно с организацией, введением новых форм научной деятельности, профессор Раджабов и сам занимался конкретными исследованиями.

Однако, говоря о новых формах работы, стоит вспомнить об организованной в Азнефтехиме при заведовании Раджабовым кафедрой весьма любопытной, постоянно-действующей выставке. Это была мини-модель музея истории Азербайджана – от эпохи Мидии до современности. Здесь экспонировались портреты знаменитых азербайджанских полководцев, государственных деятелей, писателей и поэтов, карты Азербайджана в разные периоды. О том, как это важно, мы, к сожалению, начали понимать совсем недавно, сталкиваясь с наглым попиранием армянами исторических реалий. Достаточно сослаться лишь на недавний эпизод с выпуском ими карты Кавказа, на которой наша страна вообще не обозначена. Так что задуманное и успешно осуществленное профессором Раджабовым дело говорило о многом, и прежде всего о его неотступном желании любыми средствами – малыми и большими – добиваться того, чтобы люди, и особенно молодое поколение, лучше знали свое прошлое, активно пропагандировали правду, связанную с этим прошлым, научились, наконец, нападать, а не только обороняться в ответ на вражеские измышления.

Все мы помним то критическое состояние, в котором оказалась в начале 90-х годов прошлого столетия наука в Азербайджане, в том числе, историческая: практически перестали издаваться научные труды, прекратились встречи на научных конференциях, симпозиумах – а ведь как раз в то время и развернули свою антиазербайджанскую деятельность пресловутые соседи, активизировавшие и территориальные притязания к нашей стране. Тут уж веское слово могли и должны были сказать ученые. Нужна была какая-то новая инициатива, какая-то «встряска». И Рафик Раджабов стал одним из тех, кто ее выдвинул, кто словно внес новую живую струю в научную жизнь своей обретшей независимость страны.

В середине 90-х по его предложению была организована инициативная группа из крупных ученых и молодых исследователей, которая выступила с рекомендацией о создании общественно-научной организации, призванной заниматься наукой, независимой от политики. Вскоре состоялась первая научная конференция молодых исследователей истории Азербайджана. В ней, рассказывают, участвовало более 300 человек, и все – члены новой организации. Конференция, можно сказать, положила начало обществу, названному впоследствии «Независимой ассоциацией исследователей истории Азербайджана». Председателем ее по праву стал профессор Раджабов, а почетным председателем был назван ныне покойный академик Зия Буниятов, проявивший интерес к новой ассоциации. Постепенно в организацию приходили представители и других наук. Наряду с историками членами ее становились географы, философы, филологи, архитекторы, правоведы и даже деятели культуры. Почитая прошлое, члены ассоциации старались содействовать тому, чтобы живущие сегодня знали тех, кому обязаны признанием нашего народа в мире. Многим, в частности, запомнились проведенные по инициативе создателя ассоциации, особо почитавшего выдающегося историка Аббас Гулу ага Бакиханова, симпозиум и чтения, посвященные этому ученому-просветителю. Ассоциация учредила даже премию его имени, и одним из первых ее был удостоен президент Азербайджана Гейдар Алиев. Помнится, великий лидер принял тогда профессора Раджабова и поблагодарил его за награду, а также одобрил работу ассоциации.

Конечно же, вошедших в эту научную организацию людей волновали, в первую очередь, проблемы страны в тот непростой период, когда необходимо было консолидировать народ, пробудить национальное самосознание. Тогда-то члены Ассоциации молодых исследователей подхватили выдвинутую Гейдаром Алиевым идею азербайджанства. Общенациональный лидер нашего народа, глашатай и бессмертный творец этой идеи, вошел в историю как человек, благодаря провидению которого пробуждение национального сознания азербайджанцев обрело новые высокие цели и смысл. Преданные этой идее ученые, вошедшие в Ассоциацию исследователей, и прежде всего ее деятельный руководитель Рафик Раджабов стремились представить миру истинное лицо азербайджанской нации и доказать, что в будущее Азербайджана следует смотреть через призму богатейшей истории этого древнего государства.

По предложению председателя организации, поддержанному ее членами, – а их число к тому времени уже вдвое возросло, достигнув почти 600 человек, – ассоциация, главной целью своей считавшая утверждение в нашем сознании великой идеи азербайджанства, была переименована в Независимое объединение азербайджановедов (НОА). Кстати, по общему признанию, автором термина «азербайджановедение» является именно профессор Раджабов.

За почти 10 лет существования, до самой кончины его создателя в 2006 году, силами членов НОА были проведены пять научных симпозиумов, одна научная конференция и одно чтение, четыре конференции молодых ученых, на высоком уровне изданы одиннадцать научных сборников. В работе конференций принимали участие не только азербайджанские ученые, но и представители науки ряда других стран – Турции, Франции, Германии, Норвегии, Италии, США, а также стран СНГ. На каждом из форумов заслушивалось по 160-170 докладов, тематика которых охватывала разные области – археологию и этнографию, социологию, проблемы развития и взаимосвязей экономики, культуры, социально-общественной и политической мысли. Активисты общества из числа ученых нашей страны старались всячески пропагандировать азербайджанский язык, культуру и традиции нашего народа.

Словом, НОА доказало свою жизнеспособность, актуальность и необходимость. Ведь все его материалы распространялись по миру, что имело огромное значение в прорыве искусственно созданной вокруг нашей страны информационной блокады, доведении до мира правды о реалиях Азербайджана.

Надо отметить и то, что весьма заинтересованно участвовали в этом деле также члены азербайджанской диаспоры в странах ближнего и дальнего зарубежья, привлечение которых к сотрудничеству с НОА объединение считало одной из важных своих задач.

Судить о масштабах работы организации, ее авторитете можно и по составу вошедших в нее ученых, многие из которых признаны в мире выдающимися специалистами в своей области. Это и покойные Зия Буниятов и Сара Ашурбейли, это и ныне действующие в НОА общественный деятель и философ Фуад Гасымзаде, известный географ и журналист Сейран Велиев и другие.

Это – великие патриоты, которых объединяла святая любовь к Родине. Потому и не удивительно, что одним из основных направлений деятельности НОА стала борьба азербайджанских ученых при помощи неопровержимых свидетельств и фактов с армянскими шовинистами. Как пишет в своей книге воспоминаний о Р.Раджабове кандидат философских наук Джейла Ибрагимова, профессор Раджабов, автор более 150 различных статей, брошюр, книг и монографий по вопросам истории Азербайджана, в результате глубоких научных изысканий сумел документально доказать истину, что Азербайджан возник на карте мира не две тысячи лет назад, как это было принято считать, а куда ранее – более четырех с половиной тысяч лет назад, что, кстати, совпадает и с результатами исследований известного ученого и путешественника Тура Хейердала.

Надо сказать, что к Независимому объединению азербайджановедов проявили интерес и многие зарубежные ученые, знакомившиеся с его деятельностью по материалам, которые, как отмечалось выше, рассылались по зарубежным библиотекам и учебным заведениям, посольствам и представительствам разных стран в Азербайджане. Председатель НОА был неутомим. Благодаря своему чисто человеческому обаянию, способности действенным словом, внушительным голосом покорить собеседника, он умел решить самые, казалось бы, трудноразрешимые проблемы. В частности, связанные с финансовым обеспечением работы объединения. Ему охотно помогали руководство азербайджанского «Аздемирйолбанка», российской компании

«Лукойл», американской компании «Юнокал» и др. Покоренный преданностью руководителя объединения делу, науке, Родине, идее азербайджанства, вице-президент компании «Юнокал-Хазар» Кэн Брэдли как-то сказал: «Рафик Раджабов научил меня любить Родину…».

И он, наверное, прав. Доктор исторических наук, профессор Раджабов был истинным патриотом. В служении Родине, своему народу видел он смысл жизни. А ведь это и есть суть азербайджанства, которое должно стать составной частью самосознания каждого азербайджанца, независимо от политических, социальных и прочих приоритетов. Эту идею, выдвинутую нашим общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и направленную на сплочение азербайджанцев всего мира, поддерживает и успешно развивает и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев.

Продолжает свою деятельность, хотя и не столь активно, и детище профессора Раджабова – Независимое объединение азербайджановедов. Но, как сказал возглавивший его профессор археологии Тарих Достиев, деятельность НОА строится на принципах преемственности, а это значит, что его члены по-прежнему преданы идее азербайджанства, которой руководствовался в жизни человек, считавший азербайджановедение главной своей наукой.

 

Каспий.- 2009.- 23 мая.- С. 9.