Грани музыкального искусства

 

Индикатор национальной духовности и прогресса

 

Издревле музыка и философия объединены универсальностью познания. Это особые мирообъемлющие субстанции, своего рода, микрокосмы, обусловленные масштабностью мироощущения и самовыражения человечества, единством его эмоционального, интеллектуального и духовного миров, представляющие собой, поистине, безграничное поле деятельности для исследователей.

 

 

 

Профессор Бакинской музыкальной академии, член Союза композиторов Азербайджана Мина Гаджиева с этой точки зрения исследует принципиально новые аспекты азербайджанской музыкальной культуры в философском ее понимании, соответственно трактуя музыкальное мышление азербайджанского народа с универсальных позиций. Ею написаны не одна книга, связанная с осмыслением философских особенностей азербайджанской музыки, многовековой культуры в целом. Автор ставит целью раскрыть образ азербайджанского народа посредством философии его культуры, которая, как известно, является основой всех основ.

Азербайджанская музыка характеризуется одновременной доступностью и сложностью, глубокой поэтичностью и высоким гражданским пафосом, разнообразием ладогармонического и ритмического рисунков, мудрой содержательностью и благородством героики, тонким изяществом и задушевным лиризмом, созерцательностью и динамикой. Само понятие «философия музыкального мышления» словно аккумулирует лучшее в истории, культуре, менталитете азербайджанского народа, символизируя гуманистические идеалы, творческое начало и яркий, всесторонний талант, закономерную неизменность больших и малых побед. Так что музыка азербайджанского народа, словно, напоена глубинным общефилософским содержанием. Как отмечает Мина ханум, «проблема философии культуры музыкального мышления являет собой естественный и научно-фундаментальный аспект в формировании человека-гражданина в современном нам мире. Без глубокого познания собственной философии культуры войти в интеллектуальный общечеловеческий мир невозможно. Соединение философии и культуры дает новое умозаключение происходящего в мире, это результат новых представлений общественных процессов».

Словом, научно-исследовательская концепция Мины Гаджиевой обусловлена комплексным подходом к проблеме взаимодействия различных сфер осмысления азербайджанской музыкальной культуры. В своих многочисленных исследованиях, научно-творческих лекциях, общественных выступлениях, беседах Мина Гаджиева развивает этот подход в различных направлениях. Ее труды основаны как на предшествующих исследованиях ученых и мыслителей, так и достижениях современного гуманитарного, философско-искусствоведческого знания, ориентированы на осмысление данных процессов в будущем. При этом Мина Гаджиева избрала путь погружения прошлого в современность и рассмотрения его сквозь призму постоянно обновляющихся критериев.

Нынешний, 2009 год, выдался для ее научно-исследовательской деятельности насыщенным и продуктивным. Весной сего года Мина ханум приняла участие в работе международной конференции «Философия и общественный прогресс» в Ташкенте, где выступала с секционным докладом «Особенности формирования философии культуры», после чего отвечала на вопросы многочисленных присутствующих. Кроме нее с секционными докладами на конференции выступали лишь президент философского общества Узбекистана С.Шермухаммедов, а также вице-президент философского общества России А.Чумак. Доклад ученой из Азербайджана был высоко оценен и нашел отражение в «Вестнике философского общества России». Более того, ей было предложено, на правах членства, дальнейшее сотрудничество с философским обществом России.

Всеобъемлимость азербайджанской музыки позволяет в наиболее широком контексте осмыслить ее уникальность и неповторимость, глубину и значимость в самых различных аспектах, включая основополагающий – философский. Отдельные этапы, характеризующие философское мышление азербайджанского народа – Авеста, Заратустра, «Деде Горгуд», «Кероглы», находящие свое воплощение, в том числе, в музыкальных произведениях, являются основополагающими памятниками философско-исторической мысли, поистине, неисчерпаемым кладезем познания и вдохновения грядущих поколений, напластованием мудрости, опыта, самопостижения, форм бытия. Высокие духовные составляющие национальной культуры – суть истоки данных процессов. Музыка, как и культура в самом широком смысле, являясь неотъемлемым атрибутом азербайджанского народа, во все времена являлась точнейшим и характернейшим индикатором наших национальных духовности и прогресса. И в этом – также уникальность, самобытность азербайджанской философской культуры музыкального мышления, ее «самость».

Этому, в частности, посвящена недавно увидевшая свет книга Мины Гаджиевой – «Человек. Общество. Культура». Последовательно проводимый ею философско-исторический анализ, широта охвата материала, тщательность научного поиска дают возможность вдуматься, пристальней и глубже вникнуть в эти ключевые понятия. Так, творчество ашыгов автор исследует в самых широких философско-музыкальных аспектах, сравнивая современную музыку и древний эпос, лады народной музыки и атональность, приходя к выводу об органичной преемственности азербайджанской музыкальной культуры, благодаря чему учения и теории далекой древности и сегодня не утрачивают подлинных, непреходящих значения и смысла. При этом музыкальное мышление азербайджанского народа трактуется как сформировавшееся явление творческого процесса, находящего отражение в развитии философской мысли.

С данной точки зрения, мугамное творчество, с одной стороны, имеет непосредственную связь с этнокультурными традициями азербайджанского народа, а с другой – немыслимо без обращения к семантике общечеловеческих ценностей, языку вечных понятий о любви и ненависти, дружбе и вражде, мерилам оценки добра и зла. Эти философские принципы мугама основаны на том, что в азербайджанской музыке в целом сильны общечеловеческие мотивы: она развивается во взаимодействии различных интонационных сфер и композиционных структур, которым искони присущи мудрость и философское осмысление бытия. Отсюда, азербайджанский мугам обладает уникальной способностью выражать тончайшие оттенки чувств, психических состояний, воздействуя на глубинный мир человека, совершенствовать и возвышать его душу, формируя тем самым основы прогрессивного и гуманного отношения к миру. Это своего рода «метамузыка», воплощающая универсальные основы азербайджанского народа, его вечные и непреходящие идеи и ценности, что свидетельствует о мировой гармонии, возможности единения многого и согласия разногласного. Мугамная и ашыгская музыка предстают как бы «пульсом жизни» азербайджанского народа, принадлежа не только прошлому, но настоящему и будущему, являясь наглядным воплощением того, что непреходяще и имеет колоссальное нравственное, духовное, вечносовременное значение и звучание.

Мугам относится к культурному наследию азербайджанского народа, где происходит эволюция философской мысли с его постоянным развитием, в зависимости от тех условий, которые воздействуют не только на музыкальное мышление творца и народа, но и на все стороны жизни общества, – отмечает Мина Гаджиева. – А именно, уклад, быт, образ жизни, то есть, мугам является двигательной силой мышления азербайджанца во всем. Мугам в Азербайджане прошел длительный процесс развития, неся в себе все атрибуты философии культуры мышления. Он формировался с самим человеком, его мыслями, чаяниями, чувствами и историей его бытия. В Азербайджане мугам представляет собой не только музыкальную, но и поэтическую мудрость. Он, фактически, исполняет роль классической философии культуры азербайджанского народа. Мугам – тот феномен, который веками сопровождает человека, ставший мостом из глубокого древнего прошлого к настоящему и будущему философии культуры азербайджанского народа. Это и есть «катарсис» – очищение, по Аристотелю, ведущий к глубокому и высокому осмыслению философии культуры человечества. Мугам, имея древнюю, глубинную историю, стал той стезей философии культуры азербайджанца, где происходит не только обретение «Добра, Красоты, Истины», а фактически раскрывается и определяется философия нашего народа. В мугаме сконцентрирована история, культура, а впоследствии и религия – ислам (Коран читается только в «авазе» мугама). Мугам – природное, непреходящее явление, вошедшее в плоть и дух азербайджанца. Следовательно, мугам неисчерпаем».

Мина Гаджиева, изучая особенности национального мелоса, умело извлекает из глубин азербайджанского фольклорного наследия его философскую сущность, интерполируя ее в самом широком контексте.

– Философская культура народа формируется столько, сколько существует сам народ, – пишет Мина ханум. – Дело не только в создании нового качества, важно, чтобы оно было принято народом... Только тогда можно говорить о философской культуре народа, где устойчиво восприняты новые культурные ценности.

Исходя из этого, автор отмечает, что мугам как музыкальный материал не есть застывшая в звуках философская память азербайджанского народа, мугам – философия культуры азербайджанцев, постоянно, вечно, перманентно обновляющийся, находящийся в диалектическом развитии жанр. Философии мугама, в частности, был посвящен доклад Мины Гаджиевой «Диалектика реформирования мугамного мышления в Азербайджане», с которым она выступала на международном научном симпозиуме «Мир мугама», прошедшем под эгидой Фонда Гейдара Алиева в рамках грандиозного фестиваля мугама в Баку в мае текущего года. Ее доклад вызвал широкий резонанс и в числе других по итогам симпозиума был издан в соответствующем сборнике организаторами мероприятия.

Hаша независимая республика уверенно преодолевает сложности переходного периода. Особенно отрадно отмечать углубление позитивных тенденций в области развития культуры, и в частности, музыкального искусства – о чем наглядно свидетельствуют все новые успехи представителей нашей республики на различных международных форумах, яркие, самобытные исследования одаренных деятелей науки и культуры, выступления, собирающие многочисленные аудитории. Лишним доказательством тому стало успешное выступление Мины Гаджиевой на еще одном международном форуме V Философском конгрессе «Наука, философия, общество» в Новосибирске, где принимали участие представители из 27 стран мира. В качестве музыкального оформления своего доклада «К вопросу о роли музыкального мышления в развитии философии культуры», Мина ханум использовала примеры из творческого наследия великого азербайджанского композитора Узеира бека Гаджибейли. Представительница нашей республики также принимала активное участие в заседании круглых столов на темы: «Философия этноса и этнофилософия», «Философская антропология и аксиология», «Философия Востока» и т.д. По итогам конгресса было издано три тома выступлений участников, где нашло достойное место и выступление участницы из Баку.

…Кто-то из великих назвал музыку «языком души». Нынешний период развития азербайджанской культуры характеризуется обращением к истокам, выявлением и развитием «искусства от народа и для народа». На современном этапе философская культура музыкального мышления в Азербайджане связана с развитием национальных независимости и демократии и, как следствие, раскрепощением мышления, трансформацией образа жизни и духовной самоценности личности и общества. Недавно Мина Гаджиева отметила свой скромный юбилей сорок лет: возраст еще сравнительно небольшой для того, чтобы говорить о достижениях, но уже достаточно солидный для формирования жизненного и творческого кредо. Хочется пожелать талантливому исследователю дальнейших успехов в изучении и пропаганде азербайджанского музыкального искусства, раскрытия его все новых непознанных граней.

 

Джейла Ибрагимова

Каспий.- 2009.- 17 октября.- С. 11.