И слово свое он сдержал

Светлой памяти непревзойденного мастера

 

 

Бессмертие обретается при жизни

 

Завтра 25 октября. Ровно год назад никто не смог бы предположить, что эта обычная календарная дата станет для нас роковой, навсегда оставив в прошлом один из лучших этапов культурной жизни нашей страны. В этот день в 6 часов 11 минут в Москве завершилась целая эпоха советского вокала – ушел из жизни бессменный кумир миллионов, народный артист СССР и Азербайджана, кавалер орденов Почета, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Истиглал» и «Шохрат» Муслим Магомаев... В 1997 году именем этой ярчайшей звезды советской эстрады – 4980 Magomaev – была названа одна из малых планет, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

Впрочем, регалии этого человека можно перечислять очень долго, но стоит ли, если для нас его имя всегда оставалось превыше всех присужденных ему наград. Но сегодня хочется отметить его самую высокую награду: бессмертие, которое, как известно, обретается при жизни. Понял ли он это, прощаясь с миром на 67-м году своей жизни в один из пасмурных осенних дней в своей московской квартире? Хочется верить, что да. А мы… Нас убедили в этом год, прошедший с момента кончины величайшего Мастера, 365 дней, каждый из которых был полон самых светлых воспоминаний о нем, и еще – персональный сайт Маэстро, в гостевой книге которого тысячи посетителей со всех концов планеты обращаются к нему не иначе как «Здравствуйте, Муслим Магометович!». К этому трудно что-то добавить.

 

А для нас он был

просто Муслим…

 

На Востоке великих редко называют по фамилии. Но именно великих. К примеру, в Азербайджане достаточно просто назвать такие имена, как Низами, Физули, Узеир, Ниязи – благо, этот перечень можно продолжать очень долго – и всем становится ясно, что речь идет о личностях, без которых само существование нации попросту утратило бы смысл. Да, для нас он был просто Муслим. Этим именем – символом всепрощающей исламской веры его назвали в честь деда по отцовской линии, известного азербайджанского композитора Муслима Магомаева. И имя это навсегда осталось для него самым главным ориентиром в творчестве.

Но, кажется, я увлеклась... Да, ровно год назад на нас всей тяжестью своей непредсказуемости обрушилась страшная весть о кончине Муслима Магомаева. Она повергла в шок миллионы его соотечественников, породив в сознании каждого из них целый рой вопросов, домыслов и непроверенных слухов. Помню, как в тот роковой день каждый азербайджанец с волнением в душе ждал окончательного решения о месте захоронения певца, а я невольно вспомнила слова из его известного гимна, посвященного родному отечеству: «Я к тебе вернусь, Азербайджан!». Эта легендарная песня была написана и исполнена Маэстро на самом пике его фантастической популярности, а позже, на протяжении многих лет всегда оставалась «первым аккордом» всех его сольных концертов в родном Баку. Нам никогда уже не узнать, о чем думал певец, каждый раз повторяя свое обещание, но сегодня бесспорно одно: Муслим остался верен своему слову, год назад он вернулся в родной город, чтобы не расставаться с ним уже никогда.

 

Реквием

 

29 октября 2008 года. Баку, улица Истиглалийат, 2, Азербайджанская государственная филармония имени Муслима Магомаева. Начиная с 60-х годов прошлого столетия своды этого старейшего очага культуры сотни раз сотрясались от поразительной мощи голоса Муслима Магомаева-младшего и шквала аплодисментов восторженных поклонников его величайшего таланта. Афиши с портретом легендарного певца во все времена были лучшим украшением здешних стендов и самых крупных концертных залов столицы. Но, как ни горько это сознавать, для нас три с лишним десятилетия знакомства с его многогранным творчеством пролетели как миг, уступив место периоду какого-то леденящего душу безвременья. Ход дальнейших событий общеизвестен: воцарившийся на территории всего постсоветского пространства духовный вакуум поспешили заполнить сметающие все на своем пути вездесущие лидеры псевдо-культуры, а затем… Впрочем, стоит ли об этом? Ведь не зря сказано, что все возвращается на круги своя. Ровно год назад 29 октября вход в Бакинскую филармонию вновь украсил портрет Муслима Магомаева, и вновь с раннего утра сюда стал стекаться непрекращающийся поток поклонников его таланта, и вновь кругом цветы, цветы, цветы… и слезы. Страна пришла в последний раз проститься со своим знаменитым соотечественником, непревзойденным кумиром двух столетий, который своим уходом в мир иной завершил целую эпоху в истории отечественной музыкальной культуры.

Говорят, великие от рождения бывают наделены удивительным даром предвидения. Трудно было не согласиться с этим в тот траурный день, когда все мы с болью в сердце слушали песню в исполнении Муслима Магомаева «Прощай Баку, тебя я не увижу!», написанную Мэтром незадолго до смерти.

Мог ли ошибиться этот человек, умудренный опытом достойно прожитых лет, который рубеж своей жизненной и профессиональной зрелости переступил с трезвой оценкой тех, с кем ему приходилось многие годы быть рядом? Едва ли.

 

«Прощай, Баку!

Синь тюркская, прощай!

Хладеет кровь, ослабевают силы.

Но донесу, как счастье,

до могилы

И волны Каспия,

и балаханский май».

 

Да, это был истинный реквием, который Муслим посвятил самому себе.

Хочется верить, что порог Вечности этот человек переступил со спокойной душой, зная, что оставляет после себя доброе имя истинного гражданина своей страны в самом высоком понимании этого слова. Во всяком случае, для каждого из нас он был всегда, а теперь уже останется навеки – голосом Азербайджана, который на протяжении десятков лет гордо звучал во всех точках планеты. Певец был похоронен в Аллее почетного захоронения рядом со своим дедом и тезкой, известным азербайджанским композитором Муслимом Магомаевым.

 

Сенсиз

 

На днях в Баку, в отеле «Парк Инн» была отмечена годовщина со дня кончины Муслима Магомаева. В церемонии поминания великого певца и композитора приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и его супруга Мехрибан Алиева. За упокой души Маэстро была прочитана молитва, а затем прозвучали записи песен «Азербайджан», «Сенсиз» и, конечно же, его последняя песня – «Прощай, Баку», ставшая истинной одой любви Муслима Магомаева к своему родному городу.

Как и в день прощания с ним, вновь сотни поклонников Муслима посетили его могилу в Аллее почетного захоронения. В церемонии почтения памяти приняли участие президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиева, руководитель представительства Фонда в Российской Федерации Лейла Алиева, супруга музыканта Тамара Синявская и его дочь Марина Магомаева.

В этот же день состоялось открытие памятника на могиле великого певца, авторство которого принадлежит известному скульптору, народному художнику Азербайджана Омару Эльдарову. По замыслу автора Муслим Магомаев изображен на этом памятнике выступающим на сцене, сильным, с романтичной неотразимой внешностью.

Друзья Муслима Магомаева – заместитель премьер-министра, народный писатель Эльчин Эфендиев, народный артист Ариф Меликов, заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации Любовь Слиска, народный артист Эльдар Гулиев в своих выступлениях делились своими воспоминаниями о нем, отметив, что Муслим Магомаев всегда будет жить в их сердцах. Отметив в своих выступлениях неразрывные дружеские связи певца с нашим общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, друзья особо подчеркнули, что глава государства Ильхам Алиев также с большим уважением относился к искусству Муслима, чему яркое доказательство – возвышающийся сегодня над его могилой памятник.

После выступлений президент Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханым Алиева, Лейла Алиева и Тамара Синявская возложили цветы на могилы великого певца и его деда Муслима Магомаева-старшего.

 

P.S.Есть такая расхожая фраза: «Звезды не гаснут», которая, мне кажется, слишком блекнет на фоне величия Муслима Магомаева. Звезды гаснут, конечно, просто свет их еще сотни лет продолжает освещать путь человечества на Земле. И если верить этому постулату ученых, можно смело сказать, что свет таланта Маэстро, его богатейшее творчество еще сотни лет будут для каждого из нас лучшим ориентиром в жизни.

 ЛАЛА БАГИРЗАДЕ

Каспий.- 2009.- 24 октября.- С. 12.