Новые страницы эпистолярия Б. Асафьева

 

Люблю Восток, люблю поэзию и

музыку Азербайджана.

Борис Асафьев

 

 

Творчество народного артиста СССР Бориса Владимировича Асафьева составляет целую эпоху в истории русской музыкальной культуры ХХ столетия. Выдающийся ученый – музыковед, блестящий критик – публицист, талантливый композитор, педагог и просветитель, он восхищает своей поистине феноменальной деятельностью. Многочисленные научные работы Б.Асафьева – это особый мир пророческих предвидений, в котором гармонично сочетаются аналитическая глубина, необъятная эрудиция, широта кругозора художника с умением воспринимать и осмысливать действительность «через слух».

 

Разносторонняя деятельность Б.Асафьева, вызывающая неизменный интерес у исследователей, после распада СССР получает неоднозначную оценку. Новая информация проливает свет на многие события его жизни и творчества, позволяет по-иному подойти к вечной проблеме «художник и власть». Однако это ни в коей мере не умаляет значимости незаурядного таланта Б.Асафьева, который расцвел при политическом режиме Сталина, детерминирующем духовную сферу общества.

 

Огромное творческое наследие Б.Асафьева включает в себя не только его блестящие историко-теоретические изыскания, но и многочисленные сочинения в разных жанрах. Хотя его композиторское творчество постигла не такая блестящая участь, как научные труды, и сочинения не получили столь же широкого признания, тем не менее, это талантливые образцы, имеющие «право на жизнь».

 

Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции Н.А.Римского–Корсакова и А.Лядова, он с юных лет был окружен вниманием выдающихся деятелей русской музыкальной культуры. Б.Асафьев начал самостоятельную творческую жизнь в 1909 году, как концертмейстер балетной труппы Мариинского театра. В тот год выступавшие на этой сцене легендарные исполнители – Анна Павлова и Вацлав Нижинский, исполнили в концерте номер «Бабочка» на музыку начинающего композитора.

 

Б.Асафьев постоянно проявлял интерес к музыкальному театру, поэтому значительную часть его творческого наследия составляют музыкально-сценические сочинения, включающие в себя 28 балетных и 11 оперных партитур. В поисках сюжетов для этих произведений он обращался к классикам мировой литературы – Низами, Данте, Ш.Пьерро, Г.Х.Андерсену, О. де Бальзаку, С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову и т.д.

 

Определенную лепту внес Б.Асафьев и в музыкальный ориентализм. Талантливый композитор, он развил славные традиции «русской музыки о Востоке» в цикле романсов «Из подражания Корану» на слова А.С.Пушкина, в балетах «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Ашик-Кериб», операх «Алтынчеч» и «Славянская красавица». Последнее из названных сочинений стало объектом переписки Б.Асафьева и автора либретто данной оперы – талантливого ученого, создателя ряда пьес Гейдара Исмайлова. Подлинники неопубликованных писем, проливающие свет на историю создания оперы «Славянская красавица» («Волшебный замок»), написанной по мотивам поэмы «Семь красавиц» Низами Гянджеви и свидетельствующие о кропотливой и целеустремленной работе, которую вели авторы оперы, хранятся в Государственном Архиве Литературы и Искусства им. С.Мумтаза[1].

 

 

 

 

Фотокопия рукописи Б.Асафьева. ГАЛИ, фонд 608. Рукопись произведения хранится в Российском Государственном Архиве Литературы и Искусства (РГАЛИ), фонд 658.

 

 

Будучи интересными и содержательными образцами эпистолярного наследия, они включают в себя 15 писем и относятся к 1940-1944 годам, то есть к периоду необыкновенного творческого взлета в жизни Б.В.Асафьева, громкой славы, когда он получил звание народного артиста СССР и две государственные премии. Именно в эти страшные годы Второй мировой войны, по словам ученого, в темном, холодном Ленинграде ему «работать хотелось, как никогда».

 

Если в своих научных монографиях и статьях Б.В.Асафьев исследует музыкальное наследие других композиторов, то в этих письмах он приоткрывает собственную творческую лабораторию. Эти письма содержат много ценных мыслей и обнаруживают стиль работы Б.Асафьева – композитора. Они проникнуты полным доверием к Г.Исмайлову, которого, по всей вероятности, он хорошо знал. Содержание писем выходит за пределы чисто личной переписки и знакомят нас с историей создания оперы «Славянская красавица», с интересными событиями в музыкальной жизни тех лет, характером отношений людей, рядом творческих проблем, которыми был занят Б.Асафьев. Эти письма раскрывают перед нами и его человеческие качества – желание творить, постоянную эмоциональную окрашенность мысли, художественный вкус и чувство сожаления от того, что он не был по достоинству оценен, как композитор. Ведь выдающийся музыкант ХХ столетия неоднократно говорил: «Утверждали, что я не композитор, а какой-то «композиторствующий историк»… Да, я историк, и филолог (в меньшей степени), и многое изучавший литературовед, знаю и театр, не только музыкальный, неплохо разбираюсь в изо-искусствах. По существу же, по природе своей …я типичный музыкант и сочиняю все, забывая в момент творчества, кто я: историк ли, журналист ли и т.д. Хочу создавать, вот и все» [2].

 

Б.В.Асафьев высоко ценил свое искусство и просто упивался творчеством. Письма к Г.Исмайлову демонстрируют, как тщательно и последовательно он работал над сочинением, вновь и вновь обращался к тому, что его не удовлетворяло. В них находят отражение такие черты его личности, как тонкий душевный строй, отзывчивость, ранимость и, в то же время, энергия и непоказное мужество. Ведь в годы войны Б.Асафьев оставался в блокадном Ленинграде, где больной, в нетопленной комнате написал около 130 печатных листов музыковедческих сочинений и десятки музыкальных композиций.

 

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах состоялось знакомство Б.Асафьева и Г.Исмайлова. Однако доверительный тон писем и многие строки указывают на то, что они хорошо знали друг друга и общались семьями.

 

Экономист, инженер, кандидат исторических наук Гейдар Алекпер оглы Исмайлов родился в 1910 году. Семья Исмайловых до 1910 года проживала в Нахичевани. Его отец – Алекпер Нахчыванлы был ремесленником, владел кузнечным делом. В 1910 году семья – отец, мать и четверо сыновей – Аскер, Гейдар, Али и Хабиб переехала в Тифлис (позже родились еще два сына). В этом городе А.Нахчыванлы стал держателем меблированных комнат на «Мейдане» – «Гостиницы Исмайловых». Вечерами в этой гостинице собирались любители литературы и искусства: писатель Салман Мумтаз, актер Мирза Ага Алиев; а некоторые выдающиеся личности, как Гусейн Джавид, часто останавливались здесь проездом. Таким образом, дети росли в культурной обстановке, в среде образованных людей.

 

Аскер, старший брат Г. Исмайлова выступал на сцене под псевдонимом «Нахчыванлы». В коллективе азербайджанского драматического театра Тбилиси выступали также Мирза Ага Алиев, Гаджи Ага Абасов, Сурайя ханум, Таналаиди ханум, Мовсум Санани, Мустафа Марданов. Режиссером был А.Туганов. Заслуженной популярностью пользовалась в постановке этой труппы оперетта У.Гаджибейли «Аршин мал алан», где партию Аскера исполнял Аскер Нахчыванлы.

 

 

Справа налево (стоят): Гейдар Исмайлов, Мамед Джафарли, Ибрагим Исфаганлы, Асад Халилов, Исмаил Хагги, Алекпер Сейфи.

Справо налево (сидят): Ашраф Юзбашов, Али Аббасов, Рзагулу Наджафов, Абдурахим бек Ахвердиев, Алимирза Нариманов, Азиз Шариф. Тифлис, 1927 год [прим.1].

 

 

В 1919 году режиссером Ибрагимом Исфаганлы была осуществлена постановка этой оперетты в Тифлисском Государственном театре. Это стало прощальным бенефисом Аскера Исмайлова (Нахчыванлы), уехавшего затем на учебу в Баку и ставшего впоследствии Министром здравоохранения Азербайджана [прим.2].

 

Не случайно, что сформировавшийся в такой обстановке Г. Исмайлов с детских лет испытывал особое пристрастие к театральному искусству. Позднее, получив техническое образование, Г.Исмайлов обстоятельно изучил историю, защитил диссертацию и преподавал в разных высших учебных заведениях, в том числе, в Азербайджанской Государственной Консерватории. Автор ряда пьес, он прославился, как создатель либретто оперы «Кероглы» У.Гаджибейли.

 

 

1-ый выпуск Азербайджанского Театрального института. 1950 г.

 

Слева сидят: М.Джафаров, Эфендиев, Г.Исмайлов, С.Рухулла, А.Султанлы, С.Керимов. ГАЛИ, фонд №608.

 

 

 

К сожалению, не удалось восстановить информацию о том, как возникла идея написания оперы «Славянская красавица». Известно только, что был оформлен официальный заказ на создание этой оперы в связи с юбилеем Низами и процесс работы продолжался в течение нескольких лет.

 

Б.Асафьев в автобиографии писал: «Первые месяцы Великой Отечественной войны…застали меня в блокадном Ленинграде. В привычной рабочей обстановке. Я заканчивал инструментовку оперы «Славянская красавица» – по Низами – для оперного театра в Баку, по заказу Азербайджанского Юбилейного комитета по чествованию этого великого поэта» [3].

 

Таким образом, композитор отметил, что его обращение к творчеству великого Низами Гянджеви не носило случайного характера и, было вызвано празднованием 800-летнего юбилея гениального азербайджанского поэта и мыслителя XII столетия. Интересно, что уже в 1940 году в кратком сообщении в газете «Правда» сообщается, что в связи с этим юбилеем «…композитор Б.Асафьев написал 4-актную оперу «Волшебный замок» (первоначальное название оперы. – К.Н.). В беседе с корреспондентом «Правды» Б.Асафьев рассказал о своей новой работе: «Опера написана по предложению комитета по празднованию юбилея Низами и азербайджанского Комитета по делам Искусств. Либретто принадлежит азербайджанскому писателю Гейдару Исмайлову, а русский стихотворный перевод сделан Л.Зальцманом. Сюжет оперы основан на эпизоде со славянской девушкой-княжной из известной поэмы Низами «Семь красавиц». Богатырь Сухейль, освобождающий девушку из заколдованного замка, - народный герой. В образе мудреца, помогающего Сухейлю, выведен сам поэт Низами» [4].

 

Однако хранящаяся в ГАЛИ им. С.Мумтаза переписка подтверждает тот факт, что процесс создания оперы продолжался и в последующие годы.

 

Отметим, что специальный комитет по подготовке и проведению 800-летнего юбилея Низами, первоначально намеченного на 1941 год, был создан при Совете народных комиссаров АзССР в 1939 году. Однако празднование юбилея отложили из-за войны, хотя в октябре 1941 года в блокадном Ленинграде в Эрмитаже в связи с этим событием состоялось юбилейное заседание, на котором, по всей видимости, присутствовал и Б.Асафьев. В 1945 году в Баку открылся музей Низами, а в мае 1947 года в столице Азербайджана прошли посвященные поэту юбилейные торжества,

 

В письме, адресованном Г.Исмайлову 2 марта 1940 года, Б.В.Асафьев отмечает, что недавно получил от него краткое содержание оперы. «Тема мне очень нравится, - пишет композитор. – Я увлечен заданием, так как вообще люблю Восток и люблю поэзию и музыку Азербайджана» [5].

 

 

Кенуль НАСИРОВА.

Mусиги дунясы.- 2019.- 2/79.- С.22-34